Файл: 1. 3 Методика проведения анализа конкурентоспособности продукции (работ, услуг).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анализ обобщающих показателей качества продукции по первому методу представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Анализ обобщающих показателей качества продукции

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

план

факт

Средневзвешенный бал качества продукции










Удельный вес, %










Продукции высшей категории качества










Экспортируемой продукции










Забракованной продукции










Зарекламированной продукции










Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).

Изменение качества затрагивает изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета выпуска продукции (формула 1), выручка от реализации (формула 2) и прибыли (формула 3) будут иметь вид:
(1)

(2)

(3)


где Ц0, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества; С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества; VВПК – количество произведенной продукции повышенного качества; РПК – количество реализованной продукции повышенного качества [12].

В стоимостном выражении расчет влияния сортового состава продукций на объем ее производства определяется способом абсолютных разниц: изменение удельного веса по каждому сорту (Удi) умножается на цену соответствующего сорта (Цi), результаты складываются и умножаются на общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении (КВПобш
.ф.):
Впсорт=(Удi  Цi)  VВ Побщ.ф. (4)
Таблица 2 может показать структуру продукции, как правильно отследить уровень уены изделия, как правильно составлять оценку сортового состава на изменение среднего уровня цены изделия.

Таблица 2 – Оценка влияния сортового состава на изменение среднего уровня цены изделия.

Сорт продукции

Цена, руб.

Структура продукции

Изменение средней цены, руб.

план

факт

+,-

Первый
















Второй
















Всего

















Брак является косвенным показателем качества продукции.

Его можно разделить на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя).

Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции [15, с. 143].

При анализе качества продукции необходимо определить уровень ее качества.

Уровень качества (УК) можно определить по формуле 5:
УК = q/qБ,
где q, qБ – соответственно численные значения показателя качества оцениваемого образца и базового показателя.

Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям:

- запросов потребителей;

- стандартов;

- договоров;

- контрактов [7].

Таким образом, оценка качества продукции предполагает выполнение соответствия показателей качества продукции требованиям потребителей и выбор, в случае необходимости, направления улучшения его качества.


1.3 Методика проведения анализа конкурентоспособности продукции (работ, услуг)
Конкурентоспособность относится к ряду качественных и стоимостных характеристик продукта, которые помогают создать преимущество по сравнению с конкурентоспособным продуктом для удовлетворения конкретных потребностей покупателя.

Конкурентоспособность предприятия – это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка [3].

Конкурентоспособность продукции (работ, услуг) выражается с помощью относительного показателя, определяющегося в сравнении с товарами-конкурентами (лучшим аналогом, гипотетическим образцом): как по совокупности качественных и стоимостных характеристик, так и по показателю бренда, который мультипликативно дополняет аддитивные качественно-стоимостные характеристики и, оказывая на них непосредственное влияние, способствует созданию превосходства данного товара над товаром-конкурентом на определенном сегменте рынка в заданное время [17].

При анализе организации торговли выясняют, имеются ли у предприятия фирменные магазины, какие используются методы торговли (прямая, оптовая, мелкий опт, розничная, дилеры), какой удельный вес они занимают в общем, объеме продаж и какие из них наиболее доходные, каков уровень издержек обращения, как можно уменьшить расходы, не снижая эффективности?

Сервисные услуги и реклама являются мощными факторами в конкурентной борьбе за покупателя. Они требуют дополнительных затрат, но увеличивают объем продаж и прибыль.

Расчет показателя конкурентоспособности (К) показан в формуле 6:

К=(Q+C)/Цп
где Q – качество товара;

С – качество послепродажного обслуживания или сервиса.

Оценка конкурентоспособности продукции осуществляется поэтапно. На первом этапе оценки проводятся маркетинговые исследования рынка, в результате которых определяются емкость рынка, аналогичные продукты, состояние конкуренции, уровень цен и тенденции их развития, деятельность конкурентов и круг потребителей [14]. 

На втором этапе проводится выбор показателей, которые будут использоваться для оценки конкурентоспособности. Особое внимание следует обратить на регламентируемые показатели, несоответствие которым делает дальнейшую оценку конкурентоспособности продукции (работ, услуг) бессмысленной.


На третьем этапе формируется группа аналогов, устанавливаются значения их показателей, и выбирается базовый образец.

На четвертом этапе проводится сопоставление показателей оцениваемого и базового образцов, выполняющийся отдельно по качественным и экономическим показателям.

Таким образом, конкурентоспособность продукции исчисляется с помощью различных методов и подходов, которые применяются в комплексе.
2 Анализ качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг) на предприятии ООО «Метрополис»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ООО «Метрополис» – одна из крупнейших на Юге России кондитерских фабрик на сегодняшний день, выпускающая более 500 видов групп товаров собственного производства. Действует с 29.07.1999 года. В настоящее время это фабрика, которая производит 18 тыс. тонн продукции в год – торты, пирожные, печенье, восточные сладости, кексы, зефир, мармелад, замороженные полуфабрикаты. Кондитеры компании не останавливаются на достигнутом результате, постоянно разрабатывают новые сладости, удивляя снова и снова своих покупателей.

По объемам производства мучных кондитерских изделий

ООО «Метрополис» занимает 10-е место в России. Если взять группу тортов, то ООО «Метрополис» занимает около 45 % доли рынка по объемам этой продукции в Краснодарском крае.

ООО «Метрополис» – это стабильное, активно развивающееся, перспективное предприятие, нацеленное на будущее. Разнообразие ассортимента, гарантированное качество и неповторимый вкус продукции, профессионализм сотрудников и любовь к кондитерскому делу, – все это рождает доверие покупателей на протяжении многих лет и позволяет постоянно расширять географию продаж. 

Основной вид деятельности компании – выпуск мучных кондитерских изделий. Главная цель компании – стать ведущей компанией по выпуску качественной кондитерской продукции на российском рынке. Это современное предприятие с автоматической системой подачи сырья на производство, с собственной лабораторией, профессиональной службой сбыта [30].

Основные виды экономической деятельности:

– производство готовых к употреблению пищевых продуктов и заготовок для их приготовления, не включенных в другие группировки;


– производство сухих хлебобулочных изделий и мучных кондитерских изделий длительного хранения;

– производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий.

Кондитерская фабрика «Метрополис» – это четыре производственные площадки, выпускающие 30 тыс. тонн продукции ежегодно.

Автоматизированные линии брендов Швейцарии, Италии и Дании гарантируют европейское качество кондитерских изделий. Ассортимент продукции из 1000 наименований реализуется в 75 субъектах федерации и 12 странах мира.

Выбор покупателей и признание профессионалов фабрика завоевала благодаря бережному соединению традиционных домашних рецептов и современных технологий.

Производственные площадки «Метрополиса» в г. Армавире:

1. Цех № 1 Выпечка, замороженные полуфабрикаты из слоеного теста, печенье сдобное.

2. Цех № 2 Мармелад, зефир, рахат-лукум.

3. Цех № 3 Торты, пирожные.

Стратегия компании:

– быть лидером рынка в своей нише;

– действовать как лидер рынка;

– обеспечивать соответствие выпускаемой продукции утвержденным внутренним стандартам;

– следовать за тенденциями развития мирового рынка МКИ, разрабатывать новые ассортиментные позиции и новые формы упаковки;

– развиваться во всероссийском масштабе.

Продукция компании реализуется во всех регионах России от Калининграда до Дальнего Востока, а также в некоторых странах ближнего и дальнего зарубежья: Белоруссии, Грузии, Азербайджане, Казахстане. Сбыт происходит как через сеть дистрибьюторов, так и напрямую в сетевые магазины или крупным клиентам.

Продукция торговой марки ООО «Метрополис» неоднократно становилась победителем и дипломантом региональных, российских и международных конкурсов. Предприятие-участник и лауреат краевой программы «Высококачественные товары Кубани», дипломант конкурса «Сто лучших товаров России», обладатель золотых и серебряных медалей международного конкурса продуктов питания «Лучший продукт года».

Производственная структура предприятия представлен на рисунке 1 совокупностью производственных подразделений – это участки по изготовлению продукции, цехи. ООО «Метрополис» имеет следующие виды цехов: основной, вспомогательный, обслуживающий [30].