Файл: 1. 3 Методика проведения анализа конкурентоспособности продукции (работ, услуг).docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Увеличение удельного веса собственного капитала за период с 2019 – 2021 гг. на 63162 тыс. руб., что способствует росту финансовой устойчивости предприятия.
Увеличение долгосрочных обязательств в основном связано с увеличением заемных средств. За исследуемый период с 2019 года по 2020 год они увеличились на 7503 тыс. руб., а с 2020 года по 2021 год снизились на 84233 тыс. руб. Это говорит о недостатке собственных оборотных средств и как следствие о финансовой зависимости предприятия от внешних источников. Уменьшение долгосрочных обязательств вместе с ростом краткосрочных обязательств может привести к ухудшению финансовой устойчивости предприятия.
Краткосрочные обязательства так же имеют тенденцию к увеличению, и в 2020 году они составили 1134362 тыс. руб., что на 226474 тыс. руб. больше, чем в 2019 году. Произошло это в основном за счет увеличения кредиторской задолженности. Доля заемных средств значительно снизилась с 2,4 % до 0,002 %.
В целом состав и структура активов ООО «Метрополис» соответствует отраслевой специфике, о чем свидетельствует преобладающая доля оборотных активов.
Состояние пассивов свидетельствует о проведении ООО «Метрополис» агрессивной финансовой политики, так как доля собственных источников в анализируемом периоде не превышает 15,2 % всех пассивов, что связано с инвестиционной политикой предприятия, реализующей стратегию роста.
Таблица 7 – Тип финансовой устойчивости ООО «Метрополис» за 2019 – 2021 гг.
Показатели | 2019 г. | 2020 г. | Абс. отклон. | 2021 г. | Абс. отклон. |
Источники собственных средств по остаточной стоимости | 281019 | 295718 | 14699 | 344263 | 48545 |
Основные средства и вложения | 550704 | 591966 | 41262 | 532470 | - 59496 |
Наличие собственных оборотных средств | - 269685 | -296248 | - 26563 | - 188207 | 108041 |
Долгосрочные источники формирования запасов и затрат | 878823 | 886326 | 7503 | 802093 | - 84233 |
Наличие собственных и долгосрочных источников формирования запасов и затрат | 609138 | 590078 | - 19060 | 613886 | 23808 |
Краткосрочные источники формирования запасов и затрат | 907888 | 1055027 | 147139 | 1134362 | 79335 |
Общая величина источников | 1517026 | 1645105 | 128079 | 1748248 | 103143 |
Общая величина запасов и затрат | 1139228 | 1464718 | 325490 | 1642062 | 177344 |
Излишки (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств | - 1408913 | - 1760966 | - 352053 | - 1830269 | - 69303 |
Излишки (+) или недостаток (-) собственных долгосрочных и среднесрочных заемных источников формирования запасов и затрат | - 530090 | - 874640 | - 344550 | - 1028176 | - 153536 |
По данным таблицы можно сказать о том, что на данном предприятии неустойчивое финансовое состояние.
Были выявлены недостатки: собственных оборотных средств в 2019 году – 1408913 тыс. руб., а в 2020 году – 1830269 тыс. руб., которые с каждым годом уменьшались; собственных земных источников в 2019 году на 530090 тыс. руб., а в 2020 году – 874640 тыс. руб., в 2021 году на 1028176 тыс. руб., которые так же каждый год уменьшаются.
Неустойчивое финансовое состояние приводит к кризису, при котором предприятие полностью зависит от заемных источников финансирования. Собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных источников формирования не хватает для финансирования материально-производственных запасов. Пополнение этих запасов осуществляется за счет средств, образующихся в результате пополнения кредиторской задолженности.
Таблица 8 – Анализ структуры и динамики расходов и доходов
Показатели | 2019 г. | 2020 г. | Абс. отклон., +, - | Темп роста, % | 2021 г. | Абс. отклон., +, - | Темп роста, % |
Доходы | |||||||
Выручка от продажи товаров | 1379270 | 1468874 | 89604 | 106,5 | 1363969 | - 104905 | 92,9 |
Проценты к получению | 709 | 48 | - 661 | 6,8 | 18 | - 30 | 37,5 |
Прочие доходы | 19937 | 95705 | 75768 | 480 | 190090 | 94385 | 198,6 |
Итого доходов | 1399916 | 1564627 | 164711 | 111,8 | 1554077 | - 10550 | 99,3 |
Расходы | |||||||
Себестоимость проданных товаров | 1193340 | 1302517 | 109177 | 109 | 1237873 | - 64644 | 95 |
Коммерческие расходы | - | - | - | - | - | - | - |
Проценты к уплате | 95845 | 93973 | - 1872 | 98 | 41786 | - 52187 | 44,5 |
Прочие расходы | 84019 | 134325 | 50306 | 159,9 | 210661 | 76336 | 156,8 |
Итого расходов | 1373204 | 1530815 | 157611 | 111,5 | 1490320 | - 40495 | 97,4 |
Финансовый результат | |||||||
Прибыль до налогообложения | 26707 | 33812 | 7105 | 126,6 | 63757 | 29945 | 188,6 |
Коэффициент соотношения доходов и расходов | 1,019 | 1,022 | 0,003 | 100,3 | 1,043 | 0,021 | 102,1 |
Большую часть доходов организации занимает выручка от продажи товаров. В 2020 году произошло увеличение на 89604 тыс. руб., а в 2021 году наблюдается снижение на 104905 тыс. руб. В целом можно сказать, что доходы остались на одном и том же уровне.
Себестоимость проданных товаров в 2020 году увеличилась на 109177 тыс. руб., а в 2021 году произошло снижение на 64644 тыс. руб., что является положительным моментом, ведь снижая себестоимость продукции, можно повысить рентабельность предприятия.
Положительно на расходах сказалось уменьшение процентов к уплате в 2021 году на 52187 тыс. руб., что говорит о способности предприятия платить по своим обязательствам и возможности повышения кредитного рейтинга организации.
Если коэффициент соотношения доходов и расходов больше 1, то это означает, что деятельность предприятия является эффективной.
На данном предприятии коэффициент соотношения доходов и расходов больше 1 и возрастает с каждым годом, но больших рост наблюдался в 2021 году на 0,021. Следующие данные можно проследить в таблице 9.
Таблица 9 – Состав, структура и динамика расходов по обычным видам деятельности ООО «Метрополис» за 2019 – 2021 гг.
Показатели | 2019 г. | 2020 г. | Абс. отклон. | Темп роста, % | 2021 г. | Абс. отклон. | Темп роста, % |
1. Материальные расходы | 289288 | 1272027 | 982739 | 440 | 1878987 | 606960 | 148 |
2. Расходы на оплату труда с отчислениями | 61324 | 71480 | 10156 | 117 | 81110 | 9630 | 114 |
3. Амортизация | 2604 | 3756 | 1152 | 144 | 4768 | 1012 | 127 |
4. Прочие расходы | 3188 | 12835 | 9647 | 403 | 11822 | - 1013 | 92 |
5. Итого расходов по обычным видам деятельности | 356404 | 1360098 | 993694 | 371 | 1976687 | 616589 | 145 |
6. Выручка от продаж | 1379270 | 1468874 | 89604 | 107 | 1363969 | - 104905 | 93 |
Продолжение таблицы 9 – Состав, структура и динамика расходов по обычным видам деятельности ООО «Метрополис» за 2019–2021 гг.
7. Расходы на 1 р. выручки от продаж, р. | 0,26 | 0,93 | 0,67 | 358 | 1,45 | 0,52 | 156 |
8. Амортизациоемкость, р. | 0,00189 | 0,0256 | 0,00067 | 135 | 0,00350 | 0,00094 | 137 |
9. Материалоемкость, р. | 0,210 | 0,866 | 0,656 | 412 | 1,378 | 0,512 | 159 |
10. Расходы на оплату труда на 1 р. выручки от продаж, р. | 0,044 | 0,049 | 0,005 | 111 | 0,059 | 0,01 | 120 |
Анализ таблицы позволяет сказать, что объем расходов на оплату труда в 2016 году вырос на 10156 руб., а в 2021 году на 9630 руб. Размер отчислений на социальные мероприятия находятся в прямой зависимости от расходов на оплату труда. Поэтому, наблюдая рост показателей на оплату труда, самопроизвольно наблюдается и рост показателя отчислений на социальные мероприятия.
Амортизация повышается при принятии к учету нового основного средства.
Амортизациоемкость увеличилась в 2020 году на 0,000670 руб., в 2021 году на 0,00094 pуб, то есть затраты на амортизационные отчисления возросли в 2020 году на 1152 pуб., в 2021 году на 1012 руб. Это может быть связано с обновлениями основных фондов.
Амортизациоемкость больше, прибыль меньше, при одной и той же выручке. Для исчисления налога на прибыль – хорошо, для рентабельности – плохо.
Таким образом, материалоемкость характеризует удельный (приходящийся на единицу продукции) расход материальных ресурсов (основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов) на изготовлении продукции. За отчетный период произошло увеличение общей материалоемкости на 0,01 руб., за счет роста общих материальных затрат. Это говорит о снижении эффективности использования материальных ресурсов.
3 Рекомендации по улучшению управления качеством выпускаемой продукции (работ, услуг)
В настоящее время в экономической ситуации становления и развития рыночной экономики улучшение качества продукции является важнейшим направлением интенсивного экономического развития, источником экономического роста и условием повышения эффективности общественного производства.
Качество представляет собой комплексное понятие по разработке стратегии, эффективности деятельности производства. Качество определяет собой материальную основу удовлетворения потребностей людей. Высокое качество продукции позволяет обществу добиться дальнейшего прогресса. С точки зрения качества продукции следует, что качество может быть оценено путем количественного измерения реальных свойств продукции и соответствующую, то есть тоже количественную, оценку тех потребностей, которым эти свойства должны удовлетворять [18].
Важнейшим направлением повышения эффективности производства является совершенствование процесса управления продукции на предприятии.
Необходимость улучшения управления качеством продукции в современных условиях обусловлена следующими моментами:
– потребности научно-технического прогресса.
– изменение потребительских интересов населения.
– нехватка или ограниченность природных ресурсов.
– повышение значения материального стимулирования в рыночных условиях, когда каждый человек, который лучше работает, может приобрести за свою плату более высококачественный товар.
– развитие внешней торговли.
Направленность совершенствования соответствующей системы управления качеством продукции должна быть таковой, чтобы было обеспечено её функционирование на основе реального механизма управления качеством, сориентированного на изготовление конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требованиям имеющихся и потенциальных потребителей. При этом необходимо ориентироваться на использование следующих принципиально важных положений в системе управления качеством продукции:
– приоритеты в системе управления качеством выпускаемой продукции должны быть расставлены так, чтобы на первом месте стояло качество продукции во имя потребителя. На каждом предприятии всем рабочим и служащим необходимо знать и стремиться к тому, чтобы продукцию изготавливать «лучше и больше». Руководство предприятия должно доходчиво на основе экономического обоснования довести до производственных подразделений, что на первом месте стоит задача обеспечения качества, а объемы производства – только на втором и настоять на выполнении этого подхода;