Файл: Доклад По предмету Корпоративные финансы На тему Принципы организации корпоративных финансов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Инвестиционно - развивающий центр (investment center)- подразделение, руководство которого не только ответственно за организацию рентабельной работы, но и не наделено полномочиями осуществлять инвестиции в соответствии с установленными критериями; например, если ожидаемая норма прибыли не ниже установленной границы. В качестве системообразующего критерия здесь чаще всего выступает показатель рентабельности инвестиций; кроме того, могут налагаться ограничения сверху на объем допустимых капиталовложений. Центр ответственности данного типа –наиболее общее по функциональным возможностям подразделение; здесь больше и число субкритериев- затраты, доходы, прибыль, объем разрешенных инвестиций, показатели рентабельности и др.
Очевидно, что в настоящее время имеются слабые предпосылки для реализации этого принципа: существующая система налогообложения носит ярко выраженный фискальный характер, из-за сложности экономической ситуации в стране многие коммерческие организации не выполняют обязательств перед своими работниками по выплате заработной платы в установленные сроки и, наконец, падение производства не позволяет обеспечить интересы государства, полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.
Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов.
В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70% и более. К основным собственным источникам финансирования коммерческих организаций относятся: амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд. Доля собственных источников в общем объеме инвестиций российских предприятий соответствует уровню развитых рыночных стран. Однако общий объем денежных средств достаточно низкий и не позволяет осуществлять серьезные инвестиционные программы. В настоящее время далеко не все коммерческие организации способны реализовать этот принцип. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.
Таким образом, самофинансирование относится к методам рыночного ведения хозяйства, когда собственных финансовых источников достаточно для финансирования хозяйственной деятельности. Самофинансирование предполагает, что распределяемая прибыль предприятия после платежей в бюджет и во внебюджетные фонды освобождается от государственной регламентации. Прибыль коммерческой организации, амортизационный и иные фонды денежных средств становятся главными источниками финансирования его экономического и социального развития. Кредиты банков и иных кредитных учреждений погашаются самим предприятием из собственных источников. В условиях рыночной экономики обеспечение принципа самофинансирования достигается путем использования акционерного капитала, дивидендов, прибыли от финансовых операций.
Самофинансирование имеет целый ряд преимуществ:
-
исключаются расходы по займам (оплата процентов и погашение кредита); -
предприятие становится более независимым от внешнего капитала; -
за счет дополнительного собственного капитала повышается надежность и кредитоспособность предприятия; -
облегчается процесс принятия решения по дальнейшему развитию за счет дополнительных инвестиций.
5.Принцип обеспечения финансовых резервов.
Связан с необходиостью формирования резервных фондов у хозяйствующих субъектов для реализации предпринимательской деятельности, которая в условиях рынка связана с риском.
В рыночной экономике последствия риска ложаться на предпринимателей, которые самостоятельно принимают решения о реализации проектов модернизации, реконструкции, развития предприятия с риском невозврата вложенных средств. Поэтому финансовые резервы (резервные фонды) создаются на предприятиях любой организационно-правовой формы собственности. Резервные фонды создаются путем отчислений ежегодных из чистой прибыли.
Финансовые резервы могут образовывать, хозяйствующие субъекты других организационно-правовых форм собственности по своему усмотрению, но из чистой прибыли, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Все принципы организации финансов хозяйствующих субъектов находятся в развитии и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие уровню развития производительных сил и производственных отношений.
Стоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) выражается ценой реализуемого товара.
Выручкой от реализации продукции (работ, услуг)
называются денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за отгруженную покупателю продукцию.
Своевременное поступление выручки – очень важный момент в хозяйственной деятельности предприятия. Во – первых, выручка от реализации продукции является основным регулярным источником для предприятия по удельному весу среди всех возможных поступлений средств. Во – вторых, процесс кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки, что означает восстановление затраченных на производство денежных средств и создание необходимых условий для возобновления, следующего кругооборота. От поступления выручки зависит устойчивость финансового положения предприятия, состояние его оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетами, внебюджетными фондами, банком, поставщиками, рабочими и служащими предприятиями. Несвоевременное поступление выручки приводит к задержке расчетов, штрафами к санкциями, что в конечном итоге означает не только потери прибыли предприятия – поставщика, но и перебои в работе.
На размер выручки от реализации продукции (работ, услуг) оказывают влияние следующие факторы:
в сфере производства: объем производства, качество продукции, ее ассортимент ритмичность выпуска и др.;
в сфере обращения: ритмичность отгрузки, своевременное оформление транспортных и расчетных документов, сроки документооборота, соблюдение условием договора, оптимальные формы расчетов, уровень цен;
не зависящие от деятельности предприятия: нарушения договоров поставщика материально-технических ресурсов, недостатки в работе транспорта, не своевременная оплата продукции из-за отсутствия у покупателя средств;
Выручка от реализации продукции, несмотря на внешние признаки не является доходом в полном смысле этого слова, так как из нее прежде всего необходимо возместить производственные затраты, выплатить заработную плату. Оставшаяся часть выручки примет форму чистого дохода предприятия, т.е. прибыли.
Принцип обеспечения финансовыми резервами диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Кроме того, в экономической борьбе за покупателя предприниматели вынуждены продавать свою продукцию с риском невозврата денег в срок. Финансовые вложения организаций также связаны с риском невозврата вложенных денежных средств, либо получением дохода ниже предполагаемого. Наконец, могут иметь место прямые экономические просчеты в разработке производственной программы. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение предприятия в критические моменты хозяйствования.
Финансовые резервы могут формироваться предприятиями всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты из нее налога и других обязательных платежей в бюджет. АО обязаны формировать финансовый резерв в законодательно установленном порядке. На практике, из-за низких финансовых возможностей, не все предприятия образуют финансовые резервы, необходимые для их устойчивости.
6.Принцип финансового планирования и коммерческого расчета
Важным принципом организации финансов предприятий является сочетание финансового планирования и коммерческого расчета. Имеются точки зрения о том, что коммерческий расчет несовместим с планированием финансов. Однако в мировой и отечественной практике общепризнанным рычагом финансового управления являются целевые комплексные программы как элемент планирования. В инвестиционной деятельности ни одна фирма не начинает дело до тех пор, пока не разработает проект (план) с обоснованием финансирования и конечным финансовым результатом. На основе внутрифирменного планирования заключаются договоры, размещаются заказы на конкурсной основе. Разработка планов (за рубежом их называют проектами) основывается на глубоком изучении спроса потребителей, изучении опыта конкурентов, анализе финансовых возможностей предприятия. Хорошо разработанный план служит хорошим результатом коммерческого расчета.
7.Принцип экономической эффективности.
Смысловая нагрузка принципа экономической эффективности определяется тем обстоятельством, что, поскольку создание и функционирование некоторой системы управления финансами предприятий с неизбежностью предполагает расходы, эта система должна быть экономически целесообразной в том смысле, что прямые расходы оправданы прямыми или косвенными доходами. Поскольку далеко не всегда можно дать однозначные количественные оценки, аргументирующие или подтверждающие эту целесообразность, оптимизация оргструктуры осуществляется на основе экспертных оценок в динамике – иными словами, она формируется постепенно и всегда субъективна.
Каждое осуществляемое мероприятие нуждается в технико-экономическом обосновании его экономической эффективности.
Различают понятия экономического эффекта и экономической эффективности.
Экономический эффект от внедрения любого мероприятия представляет собой суммарную экономию всех производственных ресурсов, которая достигаются в народном хозяйстве, отрасли, на предприятии.
(Например, экономия текущих затрат, рост прибыли, руб.)
Экономическая эффективность — это относительный показатель, определяемый отношением полученного экономического эффекта к затратам.
К основным принципам определения экономической эффективности относятся :
♦ народнохозяйственный подход,
♦ учет полного объема затрат,
♦ учет перспективных факторов,
♦ обеспечение сопоставимости эффекта и затрат.
Народнохозяйственный подход означает, что принятый вариант технического решения должен быть не только эффективным в отрасли, но и способствовать эффективности всего народного хозяйства. Народнохозяйственная и отраслевая эффективности могут не совпадать. В этом случае проводятся организационные мероприятия, направленные на устранение противоречий между народнохозяйственными и отраслевыми интересами.
Конечная цель системы менеджмента - увеличение массы прибыли за счёт повышения конкурентоспособности товара, расширения рынка его сбыта и обеспечения устойчивости работы фирмы. Другими словами, улучшения финансового состояния фирмы можно достигнуть за счёт повышения качества товара (чем выше качество, тем выше цена), реализации политики ресурсосбережения, увеличения программы выпуска конкурентоспособного товара, организационно-технического и социального развития фирмы. Любые мероприятия по улучшению этих сторон деятельности отражаются на росте прибыли фирмы - изготовителя товара. У потребителя товара главными критериями являются качество товара, его цена и затраты на использование.
Эти особенности проявления эффективности развития системы менеджмента в сферах производства и потребления товара требуют применения разных методик расчёта экономического эффекта при унифицированных принципах подхода к этим расчётам.
К принципам оценки экономической эффективности относятся:
1) учёт фактора времени;
2) учёт затрат и результатов за жизненный цикл товара;
3) применение к расчёту системного подхода;
4) применение к расчёту комплексного подхода;
5) обеспечение многовариантности технических и организационных решений;
6) обеспечение сопоставимости вариантов по исходной информации;
7) учёт факторов неопределённости и риска.
8.Принцип финансового контроля.
Деятельность предприятия в целом, его подразделений и отдельных должна периодически контролироваться. Системы