Файл: Правовые основы государственного социального страхования в России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное социальное страхование, осуществляемое Фондом социального страхования РФ, обеспечивает компенсацию потери трудового дохода, вызванную рисками временной трудоспособности работников.
Фонды социального страхования– это обособленные фонды денежных
средств, образованные их обязательных страховых взносов граждан и хозяйст-вующих субъектов при финансовом участии государства, предназначенные для
целевого использования на оказание материальной помощи застрахованному
контингенту.
Способы формирования страховых фондов, подходы к определению их
размера могут быть разными в зависимости от целей социальной политики го-сударства.
Существует два основных метода формирования фондов в фонды соци-ального страхования:
на основании текущего распределения ущерба(сумма страховых взно-сов= сумма страховых выплат). Это классический страховой метод формиро-вания и использования фондов, когда собирается ровно столько средств, сколь-ко необходимо для финансирования прогнозируемого уровня страховых вы-плат;
на основании принципа накопления(страховая выплата= сумма стра-ховых выплат+ инвестиционный доход). Это накопительный метод, который в
целом для социального страхования не характерен, но в последнее время ак-тивно внедряется в ряде стран в сфере пенсионного страхования.
С точки зрения оценки степени участия государства в создании системы
социального страхования, а также возможности государства в дальнейшем вли-ять на экономическую деятельность страховщика, можно выделить следующие
формы организации фондов социального страхования(функционирования фон-дов социального страхования).
При государственном социальном страховании государство играет гла-венствующую роль при организации и регулировании данной сферы. Социаль-ное страхование осуществляется в силу закона в равной мере на территории
всего государства, государство принимает активное участие в регулировании и
контроле социального страхования и его субъектов. Отраслевых и территори-альных отличий не наблюдается. В зависимости от степени участия государства
в управлении системой, выделяют фонды социального страхования, полностью
ассоциированные с государственным бюджетом, и частично ассоциированные,
т. е. наделенные определенной долей самостоятельности и автономности.
Коллективное социальное страхование исторически зародилось в странах
с либеральной экономикой, где вопросы социальной защиты работников реша-ются на основе коллективных договоров работников с работодателями. Поэто-му, изначально социальное страхование в таких странах было дифференциро-ванно в зависимости от отрасли или территории. В дальнейшем эти системы
социального страхования приобрели единый знаменатель, т. е. единое унифи-цированное законодательство. Однако при этом фонды социального страхова-ния в большей мере автономны от государства и независимы от него. Таким
образом, фонды социального страхования могут быть абсолютно независимы
от государства и государственного бюджета либо частично зависимы