ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Стоя, ноги шире плеч. Поднять руки, выпрямить, перенести вправо от себя и представить шар между ладонями. Левая рука сверху, правая снизу, диаметр шара – 0,5м.
2. На вдохе перевернуть шар, так чтобы правая и левая рука поменялись местами. На выдохе медленно переносим шар влево. На вдохе переворачиваем шар. На выдохе так же медленно переносим шар вправо.
3. Повторить 7-8 раз. Важна непрерывная концентрация внимания на шаре:
сопровождаем его движение взглядом, стараемся почувствовать его ладонями.
Комплекс№9
Рекомендуется при общем утомлении.
1. выполняется при достаточно развитых навыках в концентрации и визуализации. Суть – в расслаблении локальных мышечных групп и объемов, достигаемом сосредоточением внимания на них. Состоит из четырех блоков. Выполняется сидя, глаза прикрыты.
Расслабляем по очереди:
2. Боковые части тела – боковые части головы, шейные мышцы, плечевые
мышцы, мышцы лопаток, предплечья, кисти рук, пальцы рук. Заканчиваем сосредоточением внимания на средних пальцах рук (1мин).
3. Переднюю часть тела – лицо, грудные мышцы, мышцы живота, бедра колени, икроножные мышцы, мышцы стопы, пальцы ног (1мин.) В конце – сосредоточение на больших пальцах ног (1мин).
4. Заднюю часть тела: затылок, поверхность шеи, мышцы спины, пятки. Заканчиваем сосредоточением на области в средней части подошвы (2мин).
5. Итоговое расслабление – голова, шея, плечи, спина, руки и кисти, грудь, живот, бедра, икры, стопы.
Комплекс№10
Очень хорошо снимает усталость, восстанавливает работоспособность.
1. Лечь на спину, закрыть глаза, расслабиться. Мысленно проследить движение воздуха при вдохе и выдохе – 2мин.
2. Четко представить вертикальную плоскость, перпендикулярную оси тела и проходящую в районе лодыжек. Медленно «растворить» ступни и голеностопные суставы, лежащие за плоскостью. Передвинуть воображаемую плоскость до бедер. «Растворить» икры и колени. Последовательно переставляя вертикальную плоскость, дойти, таким образом, до подбородка. Убедиться, что тело «растаяло». Внутренним «лучиком» внимания пройтись по мышцам лба, щек, подбородка, расслабляя их.
3. После некоторой практики на этой стадии происходит погружение в состояние глубокой релаксации, из которого организм выходит через 15-20мин. Субъективно ощущая свежесть, бодрость, избыток сил. Медленно потянуться и 2-3 раза глубоко вдохнуть и резко выдохнуть.
Комплекс№11
Способствует повышению общего тонуса организма.
1. Потереть ладони друг о друга до ощущения тепла. Интенсивно растереть
пальцы левой руки, поочередно зажимая их между указательным и среднем пальцами правой. Повторить для другой руки.
2. Обхватив правой рукой запястье левой, энергично растереть его. Повторить для другой руки.
Комплекс№12
Быстро и эффективно восстанавливает эмоциональное равновесие.
1. Стоя, с закрытыми глазами. Представим на расстоянии 1м над головой источник исцеляющего золотистого света, маленькое солнышко. Ощущаем приятное тепло кожей головы. На вдохе мысленно опускаем поток света вниз. Постараться – на это потребуется несколько вдохов – довести поток до ступней. Чувствуем в них легкое тепло.
2. Непрерывно отслеживаем поток, последовательно наполняем золотистой энергией икры, бедра, таз, живот и грудь. Чувствуем, как тепло струится по рукам. Если поток «не поднимается», попробуйте представить контуры своего тела и медленно, снизу вверх, «закрасить» его золотистым цветом.
3. Представим себя стоящим в конусе искрящегося света, почувствуем его
очищающее, нежное прикосновение к коже.
4. Упражнение можно усилить, представляя, что границы тела постепенно исчезают, и оно растворяется в свете. Но этот вариант лучше выполнять сидя (во избежание потери равновесия).
Комплекс№13
Рекомендуется при малоподвижной работе.
1. Предварительно вырезать из цветной бумаги 15-20 кругов диаметром 20-25см. Набор должен включать наряду с основными цветами спектра достаточное количество полутонов.
2. При ощущении легкого утомления следует выбрать круг, цвет которого наиболее комфортен в данный момент для занимающегося. Далее расслабить мышцы лица и блуждающим взглядом сканировать поверхность круга в течение 1,5-2 мин.
3. Если комплекс выполняется периодически, 3-4 раза на протяжении рабочего дня, то наблюдается значительно меньшее снижение работоспособности к его окончанию.
Комплекс№14
Выполняется при ощущении тяжести в голове, умственном утомлении.
1. Надавливая пальцами на кожу в районе макушки, обработать теменную область.
2. Поочередно надавливая, обработать точки над бровями.
3. Надавить тремя пальцами на виски, на заднюю поверхность шеи четырьмя пальцами и на затылок – большими или указательными пальцами.
Рекомендации к проведению занятий по саморегуляции
Обучение навыкам саморегуляции при индивидуальных психологических консультациях менее эффективно, чем в группах. В некоторых случаях целесообразно делить исходную группу на подгруппы с учетом психофизиологических особенностей обучающихся. Например, низкое кровяное давление может быть причиной ухудшения состояния после сеанса аутотренинга.
В начале занятий проводится собеседование с участниками группы, в ходе которого выявляются их запросы, индивидуальные свойства и умения. Это дает возможность более эффективно организовать обучение. В дополнение к этому желательно провести тестирование с помощью методик экспресс – диагностики функционального состояния, например, теста шкалы самооценки Спилбергера –Ханина.
На первой стадии рекомендуются физические упражнения как эффективное средство снятия мышечных зажимов. Одновременно следует побуждать занимающихся к отслеживанию своих ощущений – мышечных, тактильных и т.д. что поможет им быстрее овладеть навыками визуализации и релаксации, обрести опыт самодиагностики, а впоследствии и самокоррекции.
При длительной работе с группой необходимо предложить всем занимающимся вести дневники самоконтроля, в которых они могли бы фиксировать как свое физическое и эмоциональное состояние (аппетит, сон, пульс, самочувствие, настроение), так и содержание занятий, используемые в них методы, впечатления от тренировок. Содержание дневника позволяет оценить успешность обучения и дает полезный материал при проведении индивидуальных консультаций.
Заключение
Ещё на рубеже 20 века академик В.И. Вернадский разработал учение о ноосфере, сфере разума, возникающей в результате деятельности человека по удовлетворению своих потребностей. Одним из следствий расширения ноосферы является мощное, и не всегда позитивное, антропогенное воздействие на природу, среду естественного обитания человека. Современный человек, особенно в городах, испытывает колоссальные нервные перегрузки, вызванные обилием информации. И не только на производстве, но и дома (компьютер, телевизор, телефон).
Всё это способствует истощению нервной системы. Наше время, таким образом, отмечено возникновением или усилением целого ряда факторов, разрушительно влияющих на психическое и физическое здоровье. Борьба с негативными явлениями и является целью психической саморегуляции.
Изучение психической саморегуляции оказывается регуляционным освоением себя самого. Человек становится хозяином самого себя. Он восстанавливает связь с законно принадлежащим ему сокровищем, имя которому - тело. Именно через освоение собственного тела он начинает по-новому воспринимать окружающую действительность.
Психическая саморегуляция осваивается как искусство владения собственным наследством. Ни у кого ничего не отбирая, человек получает в свое распоряжение неисчислимые возможности, даруемые ему властью самоуправления.
Психическая саморегуляция - это ощущение подлинной свободы от внешних
ограничений и ощущение великой возможности разрешить любую из проблем,
становящихся на жизненном пути. Он начинает понимать, что отныне, благодаря
его способности к саморегуляции, любой внешний ресурс может быть оптимально использован для достижения его собственных личных целей. В процессе освоения саморегуляции индивидуум понимает, что любые внешние влияния, именуемые агрессивными и деструктирующими, могут быть преобразованы и усвоены так, что из вредоносных они станут источниками внутренней
силы и повысят защитный потенциал организма. Человек все больше и больше осознает, сколь невообразимо велики возможности осознанного самоуправления, направленного на достижение полноты творчества и любви, здоровья и счастья. Для того чтобы умело управляться с собственным организмом, необходимо любить себя, да и относиться к своему телу необходимо с превеликим почтением и безусловным уважением. Освоившие азы саморегуляции на примерах управляемой гармонизации настроения и произвольного управления самочувствием, непременно идут дальше, в направлении постижения чуда трансформирующего творчества осознанного развития. Тайна овладения психической саморегуляцией заключается в том, что высотами и глубинами этого прекрасного искусства могут овладеть лишь те, кому дарована высокая нравственная чистота и гармония мышления. Человек, знающий себя, свои потребности и способы их удовлетворения, всегда имеет выбор в систематическом восполнении энергии.
Библиографический список
1. Афанасьев П.А. Школа йоги: восточные методы психофизиологического
самосовершенствования / П.А. Афанасьев. - Минск: Полымя, 2003. – 120с.
2. Беляев Г.С. Психогигиеническая саморегуляция /Г.С. Беляев. – Л.: Медицина, 2004. – 96с.
3. Иванченко В.А. Секреты вашей бодрости /В.А. Иванченко. - М.: Знание, 2000. – 80с.
4. Кэлдер П. Древняя практика тибетских лам / П. Кэлдер. - Киев: София,2003. – 190с.
5.Немов Р.С. Психология. Кн.1 / Р.С.Немов. - М.: Просвещение: Владос, 2004. – 576с.