Файл: Развитие воспитательного потенциала современной семьи в ходе реализации образовательнного детского родительского проекта родные люди.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«…В семье начинается первые жизненные шаги ребенка. Его поведение – результат влияния семейного уклада, воспитательного воздействия родителей и других членов семьи.

Совместная работа детского сада и семьи – необходимое условие успешного развития личности ребенка.

Если положительные черты характера, навыки, привычки складываются при едином воздействии детского сада и семьи, то формирование их представляет значительно меньше трудностей, и воспитание качества бывают обычно прочными, устойчивыми.

Если же в детском саду ребенку предъявляют одни требования, а дома другие, или между членами семьи нет согласованности в воспитании, то формирование полезных навыков и привычек чрезвычайно затрудняется: в организме происходит непрерывная ломка первоначально установленных связей – все это требует большого напряжения нервной системы ребенка, отрицательно влияет на его состояние, поведение.

Изучая литературу, затрагивающую вопросы семейного воспитания можно отметить, что многие педагоги, ученые, психологи придавали огромное значение этому вопросу.

В педагогическом наследстве Н. К. Крупской значительное место занимают работы, посвященные вопросам воспитания детей в семье. Надежда Константиновна показывает, как практически сказывается на делах пример взрослых, их отношение к обществу, жизни. Хорошие поступки членов семьи радуют детей, наполняют их радостью и желанием подражать родителям. Высокое общественное сознание родителей способствует формированию соответствующего сознания детей. Н. К. Крупская призывала родителей беречь детство детей и в тоже время видеть в ребенке будущего человека»

Правильно организовать свое влияние на ребенка родителям помогут труды А. С. Макаренко «Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей.

Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, отцами и матерями. Но это не все: наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед людьми, перед всей страной.

Один из организаторов системы образования А. В. Луначарский также большую роль отводил родителям в воспитании детей.

«Педагогический процесс – это тоже трудовой процесс, и поэтому надо знать, к чему ты идешь и что ты хочешь сделать из своего материала. Если золотых дел мастер испортит золото, золото можно перелить.  Если портятся драгоценные камни, они идут на брак. Но и самый большой бриллиант не может быть оценен в наших глазах дороже, чем родившийся человек. Порча человека есть огромное преступление, или огромная без вины вина. Над этим драгоценным материалом нужно работать совершенно четко, заранее определивши, что ты хочешь сделать из него»


В. А. Сухомлинский отмечал, что родителям необходима педагогическая культура: «каким бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших - это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто»

Великий русский врач, анатом, педагог П.Ф. Лесгафт указывал: «при изучении человека и условий его образования всего глубже складывается убеждение, насколько сильно влияют не слова, а действия близких лиц на развивающегося ребенка и насколько любовь к труду, работа и правдивость воспитателя содействуют нравственному развитию ребенка.

Этим самым он хотел доказать огромную роль родителей в развитии личности ребенка. «Именно в любви ребенка к своей матери и к своему отцу заложено его будущее чувство общественного человека; именно здесь он превращается силою привязанности к источникам жизни - матери и отцу – в общественное существо, потому что мать и отец, в конце концов, умрут, а потомок их останется и воспитанная в нем любовь, возложенное, но уже не неутолимое чувство, должно обратиться, на других людей, на более широкий круг, чем одно семейство. Стало быть, в том, что семья является школой понимания Родины, школой воспитания органической верности и привязанности к ней, заключается одна из славных причин долговечности семьи…»

Нельзя не вспомнить высказывания М.Горького. Он писал, что «воспитание ставит перед собой три цели: насыщение человека знаниями о нем самом и о мире, окружающем его; формирование характера и развитие воли; формирование и развитие способностей. Знание должно быть не только механическим накоплением фактов, но и критикой доказательств истинности обобщения, анализом процесса мышления.

Формирование характера, развитие воли только при условии широкой самостоятельности детей в труде, занятиях, играх.

Чем больше разумной любви и внимания дадим мы ребенку, тем ярче, красивее станет жизнь»

Как видно из представленного обзора проблема семейного воспитания была актуальна в разные периоды становления педагогики как науки. Особое внимание этой проблемы уделяется педагогами и психологами в настоящее время. При этом следует отметить, что имеющиеся на этот предмет доступные нам литературные данные не систематизированы. В то же время по роду упоминающийся в обзоре источник можно заключить, что изучение влияния родителей на формирование личности ребенка представляется достаточно актуальной темой.



Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по содержанию и формам отношения между взрослыми и детьми. Эта особенность при разумном воспитании детей может стать значительной формирующей силой. Родительская любовь к детям и ответственное чувство детей к матери и отцу, бабушке, дедушке, к своим братьям и сестрам помогает взрослым преодолевать ряд трудностей (бытовых, педагогических), создавать радостную семейную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества. Современное проживание, общие заботы по дому - все это способствует выполнению семьей главной задачи - воспитания детей. Но эти объективно существующие условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители и другие взрослые члены семьи будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах, если они смогут организовать их жизнь; повседневный быт, игру и труд, полезные интересные занятия. Если родители обладают определенной педагогической культурой (психологическими и педагогическими знаниями, умениями, желанием целенаправленно воспитывать детей), им удается успешно воспитывать дошкольников.

Совершенствование жизни семьи (взрослых и детей), ее уклада, стиля отношений и духовной культуры – имеет существенное значение для всестороннего воспитания детей, формирования основ личности ребенка.

Родители, обращаясь с ребенком с первых минут его жизни, должны чувствовать ответственность за его развитие. Они не пассивные наблюдатели, а активные участники всего процесса формирования личности ребенка. Это они в первую очередь регулируют влияние среды, помогая в силу своих возможностей устранять негативные и вредные воздействия. Родители предоставляют ребенку возможность для деятельности, создают для этого условия, управляют процессом воспитания ребенка, способствуют его правильным взаимоотношениям в детском саду, в школе, в кругу ровесников, со всеми людьми, с которыми общается ребенок.

Влияние родителей на процесс формирования личности ребенка более эффективно, когда отец и мать умело и сознательно воздействуют на ребенка, хорошо понимают значение разнообразных факторов, от которых зависит его моральное и физическое развитие, глубоко и всесторонне знают своего ребенка.

Полное единство требований в семейном воспитании ребенка и общественная согласованность в направлении обоюдных усилий могут обеспечить формирование всесторонне развитой личности. Для ребенка дошкольного возраста, в которой он живет и воспитывается, является естественной средой. Семья накладывает свой отпечаток на его характер и поведение, в семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни. Получаемые им сведения постепенно расширяются и усложняются по мере того, как малыш растет и развивается.


Семья во многом определяет отношения ребенка к трудовой деятельности, культуру его поведения, активность и инициативность, дисциплинированность и целый ряд других качеств личности, которые являются основой в проявлении и развитии индивидуальности. Влияние семьи нередко бывает столь сильным, что во многом создается впечатление, будто характер родителей передается детям по наследству.

Бесспорно, окружающая среда, в особенности условия домашнего быта, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Но все же ведущим фактором во всестороннем развитии человека, как об этом уже раньше говорилось, является воспитание. Следовательно, и в семье ребенок должен получать правильное воспитание.
  1. 1   2   3   4   5   6   7

Формы взаимодействия ДОУ с семьёй


За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие [1, с. 28]. 

В различных лабораториях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного воспитания дошкольников. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. Хотя у этих социальных институтов единые цели и задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей специфичны в каждом из них [20]. Приведем схему, разработанную Е.П. Арнаутовой и В.М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания (см. приложение 2).

На основе приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды и т.д. Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников. Приведенный анализ подтверждает необходимость сотрудничества детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в Законе РФ "Об образовании" говорится, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.