Файл: Развитие воспитательного потенциала современной семьи в ходе реализации образовательнного детского родительского проекта родные люди.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 218
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов широко используете в сфере дошкольного образования, он позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей
1.3.2 Классификация и типы проектов в ДОУ
Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
В практике современных дошкольных учреждений следующая классификация проектов:
-
По составу участников:
-
индивидуальный; -
подгрупповой; -
семейный; -
парный; -
групповой;
-
По содержанию:
-
монопроекты (одна образовательная область); -
интегративные (две и более образовательные области);
-
По продолжительности:
-
краткосрочные (1-4 недели); -
среднесрочные (до 1 месяца); -
долгосрочные (полугодие, учебный год);
-
По доминирующему виду проектной деятельности:
-
Информационные; -
исследовательские; -
творческие; -
практико-ориентированные;
При организации проекта важно учитывать доминирующий вид деятельности детей, так как и они нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо "наводить" ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и "втягивать" детей в совместный проект. Но при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы. В практике ДОУ используются следующие типы проектов (по Л. В. Киселёвой).
Исследовательско - творческий – дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с детьми старших групп.
Ролево - игровой - используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Применяется во второй младшей группе.
Информационно-практико-ориентированный – дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Применяется в средней группе.
Творческий - оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Этот тип проекта подходит для детей второй младшей группы.
В воспитательно - образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.
1.3.3 Специфика использования проектов в ДОУ
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанных на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
-
Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д. -
Комплексные блочно - тематические занятия. -
Интеграция: частичная или полная. -
Метод проектов, как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления.
Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.
Основной целью внедрения проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Цель позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Ребёнку метод проектов даёт возможность:
-
экспериментировать, синтезировать полученные знания; -
развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. При этом, при планировании проектной деятельности, педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.
Первый этап - подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап - развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.
У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап - творческий, он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Таким образом, задачи для старшего дошкольного возраста:
развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
-
развивать специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование; -
формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности; -
развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
-
произвольности в поведении и продуктивной деятельности; -
потребности в создании собственной картины мира; -
навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
-
выявить проблему; -
самостоятельно искать нужное решение; -
выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; -
самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности в старшем дошкольном возрасте по направлениям:
-
Социальное развитие:
-
развитие самопознания и положительной самооценки; -
овладение способами внеситуативно-личностного общения; -
высокий уровень коммуникативной компетентности; -
осознание функций речи (например, проект «Моя семья», групповые проекты «Познай себя»).
-
Физическое развитие:
-
развитие осознанного отношения к своему здоровью; -
формирование потребности в здоровом образе жизни; -
совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств;
-
Познавательное развитие:
-
систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
-
развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.
-
Эстетическое развитие:
-
углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов; -
овладение различными видами художественной деятельности; -
развитие способностей к эстетической оценке.
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Обобщив опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие этапы работы над проектом:
-
Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени. -
Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:
-
к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу); -
в каких источниках можно найти информацию; -
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); -
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
-
Выполнение проекта - практическая часть. -
Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
Охарактеризуем кратко основные этапы внедрения проекта.
Первый этап. Выбор темы.
Задача педагога - осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов»: «что знаю?», «чего хочу узнать», «как узнать»
На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.
Последовательность работы педагога на данном этапе следующий:
-
педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка; -
вовлекает дошкольников в решение проблемы; -
намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей); -
обсуждает план с семьями на родительском собрании; -
обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ; -
вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта; -
собирает информацию, материал.
Второй этап - Реализация проекта.
Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.
Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет: