ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме психокоррекционной работы с дошкольниками
1.3 Анализ особенностей проявления агрессивности и тревожности в дошкольном возрасте
2.2. Диагностика уровня тревожности детей дошкольного возраста
2.2 Проведение психокоррекционной программы
2.3. Повторная диагностика тревожности и агрессивности детей дошкольного возраста
2.4 Разработка рекомендаций для родителей детей с псих эмоциональной возбудимостью
Согласно полученным данным у пяти человек повышенный уровень агрессивности и у 1 человека низкий уровень агрессивности.
Далее была проведена психокоррекционная программа.
Структура и содержание программы
Для реализации программы «Волшебное путешествие по стране психологии» разработано перспективное планирование на год в виде сетки-схемы, в которой указаны время проведения занятий, темы, программное содержание занятий и методические приёмы работы с детьми. Программа состоит из 17 занятий, которые реализуются по 2-а занятия в месяц в течение учебного года. Занятия проводятся в подгруппах по 8-12 человек в кабинете психолога. Продолжительность одного занятия 30 минут. Объем материала, предлагаемого к каждому занятию, в силу объективных причин (количество детей, их индивидуальные особенности) иногда превышает необходимый, и может быть использован по усмотрению.
Программа состоит из восьми блоков, которые направлены на развитие определенного навыка, качества, умения. На работу с одной компетенции отводится по 1-2 занятия.
Блок №1: «В Розовой стране волшебницы Стеллы» (занятия № 3,4). Основная задача: формирование положительного отношения к своему «Я» и к близким людям.
Блок №2: «Фиолетовая страна бабочек» (занятие № 5,6). Основная задача: формирование представления о различных чувствах, эмоциях и их выражение.
Блок №3: «В Голубой стране у Жевунов» (занятие № 7,8). Основная задача: преодоление застенчивости, замкнутости и тревожности.
Блок №4: «У Смелого Льва в царстве зверей» (занятие № 9). Основная задача: формирования умения распознавать свое актуальное настроение.
Блок №5: «Жёлтая страна волшебницы Виллены» (занятие № 10,11). Основная задача: развитие коммуникативных способностей.
Блок №6: «В Изумрудном городе» (занятие № 12,13). Основная задача: развитие навыков группового взаимодействия.
Блок №7: «В гостях у племени прыгунов – Маранов» (занятие № 14). Основная задача: коррекция агрессивного поведения
Блок №8: «Город Подземных Рудокопов» (занятие № 15,16). Основная задача: формирование умения конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Этапы реализации программы
Данная коррекционно-развивающая программа реализуется в четыре этапа, различающихся по своим задачам и по продолжительности, которые зависят от этапа развития группы.
Структура занятий
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из трех частей.
I часть. Приветствие. Включает постоянный ритуал начала занятий и игры-упражнения, направленное на привлечение внимание ребенка к совместному занятию; помогает настроить детей на активную работу и контакт друг с другом; создать положительную мотивацию. Время провидения 5 минут.
II часть. Основная часть. Включает игры, направленные на формирование, развитие и тренировку способностей, навыков и умений, способствующих снижению психоэмоционального напряжения. Время провидения 20 минут.
III часть. Рефлексия. Включает обсуждение занятия с детьми, диагностика актуального эмоционального состояния и ритуал прощания. Для диагностики применяется тест «Цветовых предпочтений» Вайнер М.Э., где: белым цветом обозначается возбуждённое состояние; красным – восторженное; оранжевым – радостное; розовым – спокойное, беззаботное; синим – тревожное; чёрным – неудовлетворительное; фиолетовым – безразличное.
Все игры, упражнения, диагностические методики и приемы, использованные в данной программе, не являются оригинальными. Они достаточно известны и используются в других пособиях, коррекционных программах и тренингах.
Ожидаемые результаты после реализации программы:
Предлагаемая психокоррекционная программа «Волшебное путешествие по стране психологии» может быть использована в детских садах общеразвивающего вида.
Таблица 2. Результаты тестирования после применения программы
Рисунок 4. Тест Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. «Выбери нужное лицо»
Согласно полученным данным после проведенной программы у пяти респондентов средний уровень тревожности и у одного так и остался низкий уровень тревожности.
Рисунок 5. Методика «Несуществующее животное»
Согласно полученным данным у всех респондентов после психокоррекционной программы у всех детей сформировалось устойчивое эмоциональное состояние.
Рисунок 6. Методика Рене Жиля
Согласно полученным данным пять респондентов имеют низкий уровень агрессивности и только у одного респондента остался повышенный уровень агрессивности.
Рекомендации родителям:
1. Для развития познавательного общения ребенка со взрослым:
• Приобретайте для совместного с ребенком чтения книги познавательного содержания;
• Вовлекайте ребенка в разговор на познавательные темы: рассказывайте ему о повадках животных, о машинах, явлениях природы и т. д., старайтесь сделать его полноправным участником беседы, стимулируйте вопросы детей, поощряйте любую познавательную активность, проявление любознательности;
• Отвечайте на все вопросы детей;
• Обсуждайте с ребенком темы, о которых у него уже есть представления. Опираясь на имеющийся у ребенка опыт, делайте его активным участником беседы.
2. Для развития личностной формы общения:
• Обсуждайте с детьми прочитанные книги о событиях из жизни детей - об их конфликтах, отношениях, поступках, например, рассказы Толстого Л. Н., Осеевой В. или сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков героев выступает особенно ярко;
• Постепенно переводите беседу от книжки к теме, касающейся жизни самого ребенка. При этом покажите ребенку, что в окружающей его жизни, в его отношениях с людьми можно увидеть те же проблемы, что и в прочитанных книгах;
• Обсудите с ребенком темы о людских качествах (о доброте, упрямстве, жадности, о событиях из жизни ребенка;
• Будьте активным участником разговора: высказывайте свое мнение о конфликтах и событиях, участником которых был ребенок, рассказывайте о том, что произошло с вами;
• Постоянно обращайте внимание ребенка на себя, на свою внутреннюю жизнь при помощи вопросов: что ты делаешь сейчас, какое у тебя настроение, почему ты так сказал, сделал и т. д. Тем самым дайте детям возможность заглянуть в себя, попытаться осознать и оценить свои действия.
• Обсуждайте с ребенком произошедшие с ним события, ситуации, свидетелем или участником которых он был. Во время разговора, способствуйте тому, чтобы ребенок осознал свои и чужие действия и поступки.
В ходе исследования была проведена диагностика уровня агрессивности и тревожности у детей в возрасте 3-6 лет. Была разработана психокоррекционная программа. Проведенное повторное исследования подтвердило эффективность психокоррекционной программы. Психологическая коррекция (психокоррекция) ребенка – это специально разработанная система психологических воздействий, направленная на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности. Посещая специальные занятия, ребенок избавляется от негативных личностных реакций, возникающих в результате эмоциональных нарушений, становится менее агрессивным, возбудимым и мнительным.
Главная задача психологической коррекции заключается в том, чтобы помочь ребенку, изменить некоторые модели мышления и поведения, которые осложняют жизнь ему и окружающим. Психокоррекция помогает привить позитивное мышление, создать условия для полноценного развития личности, самоактуализации. При этом раскрываются индивидуальные способности и личностный потенциал.
Рекомендации родителям, важно понимать, что при помощи таких рекомендаций, можно помочь ребенку с его психокоррекцией эмоциональных состояний.
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Значительный этап работы с этими детьми – коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные. Однако такое деление не отражает основной цели психокоррекционных воздействий.
В мировой психологии существует два подхода к психологической коррекции психического развития ребенка: психодинамический и поведенческий. Главная задача коррекции в рамках психодинамического подхода – это создание условий, снимающих внешние социальные преграды на пути развертывания интрапсихического конфликта. Успешному разрешению способствуют психоанализ, семейная психокоррекция, игры и арттерапия. Коррекция в рамках поведенческого подхода помогает ребенку усвоить новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Различные поведенческие тренинга, психорегулирующие тренировки закрепляют усвоенные реакции. При подборе методов психокоррекции эмоциональных нарушений необходимо исходить из специфической направленности конфликта, определяющего эмоциональное неблагополучие ребенка.
Далее была проведена психокоррекционная программа.
2.2 Проведение психокоррекционной программы
Структура и содержание программы
Для реализации программы «Волшебное путешествие по стране психологии» разработано перспективное планирование на год в виде сетки-схемы, в которой указаны время проведения занятий, темы, программное содержание занятий и методические приёмы работы с детьми. Программа состоит из 17 занятий, которые реализуются по 2-а занятия в месяц в течение учебного года. Занятия проводятся в подгруппах по 8-12 человек в кабинете психолога. Продолжительность одного занятия 30 минут. Объем материала, предлагаемого к каждому занятию, в силу объективных причин (количество детей, их индивидуальные особенности) иногда превышает необходимый, и может быть использован по усмотрению.
Программа состоит из восьми блоков, которые направлены на развитие определенного навыка, качества, умения. На работу с одной компетенции отводится по 1-2 занятия.
Блок №1: «В Розовой стране волшебницы Стеллы» (занятия № 3,4). Основная задача: формирование положительного отношения к своему «Я» и к близким людям.
Блок №2: «Фиолетовая страна бабочек» (занятие № 5,6). Основная задача: формирование представления о различных чувствах, эмоциях и их выражение.
Блок №3: «В Голубой стране у Жевунов» (занятие № 7,8). Основная задача: преодоление застенчивости, замкнутости и тревожности.
Блок №4: «У Смелого Льва в царстве зверей» (занятие № 9). Основная задача: формирования умения распознавать свое актуальное настроение.
Блок №5: «Жёлтая страна волшебницы Виллены» (занятие № 10,11). Основная задача: развитие коммуникативных способностей.
Блок №6: «В Изумрудном городе» (занятие № 12,13). Основная задача: развитие навыков группового взаимодействия.
Блок №7: «В гостях у племени прыгунов – Маранов» (занятие № 14). Основная задача: коррекция агрессивного поведения
Блок №8: «Город Подземных Рудокопов» (занятие № 15,16). Основная задача: формирование умения конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Этапы реализации программы
Данная коррекционно-развивающая программа реализуется в четыре этапа, различающихся по своим задачам и по продолжительности, которые зависят от этапа развития группы.
-
Ориентировочный этап (занятие №1). Задачи: ориентировка ребенка в обстановке; установление эмоционально-положительного контакта; знакомство с членами группы и правилами группового взаимодействия. -
Этап актуализации и объектирования типичных причин психоэмоционального напряжения (занятие №2). Задачи: актуализация и реконструкция типичных эмоциональных переживаний; диагностика поведения и эмоционального реагирования. -
Конструктивно-формирующий этап (занятие №3 - 16). Задачи: формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях; развитие социальной и коммуникативной компетентности; развитие способностей к осознанию себя и своих возможностей; расширение осознания чувств и переживаний как своих, так и других; увеличение уровня самопринятия; формирование способности к произвольной регуляции своего поведения. -
Обобщающе-закрепляющий этап (занятие №17). Задачи: обобщение сформированных на предыдущем этапе компетенций; перенос нового позитивного опыта на практику повседневной жизни ребенка.
Структура занятий
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из трех частей.
I часть. Приветствие. Включает постоянный ритуал начала занятий и игры-упражнения, направленное на привлечение внимание ребенка к совместному занятию; помогает настроить детей на активную работу и контакт друг с другом; создать положительную мотивацию. Время провидения 5 минут.
II часть. Основная часть. Включает игры, направленные на формирование, развитие и тренировку способностей, навыков и умений, способствующих снижению психоэмоционального напряжения. Время провидения 20 минут.
III часть. Рефлексия. Включает обсуждение занятия с детьми, диагностика актуального эмоционального состояния и ритуал прощания. Для диагностики применяется тест «Цветовых предпочтений» Вайнер М.Э., где: белым цветом обозначается возбуждённое состояние; красным – восторженное; оранжевым – радостное; розовым – спокойное, беззаботное; синим – тревожное; чёрным – неудовлетворительное; фиолетовым – безразличное.
Все игры, упражнения, диагностические методики и приемы, использованные в данной программе, не являются оригинальными. Они достаточно известны и используются в других пособиях, коррекционных программах и тренингах.
Ожидаемые результаты после реализации программы:
-
Нормализация эмоционального состояния ребенка; -
Повышение уверенности в себе; -
Развитие эмпатии, социализации и позитивного отношения к другим людям; -
Контактность ребёнка, адаптивность в группе сверстников; -
Сформированность коммуникативных и организаторских способностей; -
Развитие сосредоточенности и способности к концентрации; -
Снятие тревожности, страха перед агрессией.
Предлагаемая психокоррекционная программа «Волшебное путешествие по стране психологии» может быть использована в детских садах общеразвивающего вида.
2.3. Повторная диагностика тревожности и агрессивности детей дошкольного возраста
Таблица 2. Результаты тестирования после применения программы
№ п/п | Тест Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. «Выбери нужное лицо» | Методика «Несуществующее животное» | Методика Рене Жиля |
1 | средний уровень тревожности | устойчивое эмоциональное состояние | низкий уровень агрессивности |
2 | средний уровень тревожности | устойчивое эмоциональное состояние | низкий уровень агрессивности |
3 | средний уровень тревожности | устойчивое эмоциональное состояние | низкий уровень агрессивности |
4 | средний уровень тревожности | устойчивое эмоциональное состояние | низкий уровень агрессивности |
5 | низкий уровень тревожности | устойчивое эмоциональное состояние | низкий уровень агрессивности |
6 | средний уровень тревожности | устойчивое эмоциональное состояние | повышенный уровень агрессивности |
Рисунок 4. Тест Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. «Выбери нужное лицо»
Согласно полученным данным после проведенной программы у пяти респондентов средний уровень тревожности и у одного так и остался низкий уровень тревожности.
Рисунок 5. Методика «Несуществующее животное»
Согласно полученным данным у всех респондентов после психокоррекционной программы у всех детей сформировалось устойчивое эмоциональное состояние.
Рисунок 6. Методика Рене Жиля
Согласно полученным данным пять респондентов имеют низкий уровень агрессивности и только у одного респондента остался повышенный уровень агрессивности.
2.4 Разработка рекомендаций для родителей детей с псих эмоциональной возбудимостью
Рекомендации родителям:
1. Для развития познавательного общения ребенка со взрослым:
• Приобретайте для совместного с ребенком чтения книги познавательного содержания;
• Вовлекайте ребенка в разговор на познавательные темы: рассказывайте ему о повадках животных, о машинах, явлениях природы и т. д., старайтесь сделать его полноправным участником беседы, стимулируйте вопросы детей, поощряйте любую познавательную активность, проявление любознательности;
• Отвечайте на все вопросы детей;
• Обсуждайте с ребенком темы, о которых у него уже есть представления. Опираясь на имеющийся у ребенка опыт, делайте его активным участником беседы.
2. Для развития личностной формы общения:
• Обсуждайте с детьми прочитанные книги о событиях из жизни детей - об их конфликтах, отношениях, поступках, например, рассказы Толстого Л. Н., Осеевой В. или сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков героев выступает особенно ярко;
• Постепенно переводите беседу от книжки к теме, касающейся жизни самого ребенка. При этом покажите ребенку, что в окружающей его жизни, в его отношениях с людьми можно увидеть те же проблемы, что и в прочитанных книгах;
• Обсудите с ребенком темы о людских качествах (о доброте, упрямстве, жадности, о событиях из жизни ребенка;
• Будьте активным участником разговора: высказывайте свое мнение о конфликтах и событиях, участником которых был ребенок, рассказывайте о том, что произошло с вами;
• Постоянно обращайте внимание ребенка на себя, на свою внутреннюю жизнь при помощи вопросов: что ты делаешь сейчас, какое у тебя настроение, почему ты так сказал, сделал и т. д. Тем самым дайте детям возможность заглянуть в себя, попытаться осознать и оценить свои действия.
• Обсуждайте с ребенком произошедшие с ним события, ситуации, свидетелем или участником которых он был. Во время разговора, способствуйте тому, чтобы ребенок осознал свои и чужие действия и поступки.
Выводы по второй главе
В ходе исследования была проведена диагностика уровня агрессивности и тревожности у детей в возрасте 3-6 лет. Была разработана психокоррекционная программа. Проведенное повторное исследования подтвердило эффективность психокоррекционной программы. Психологическая коррекция (психокоррекция) ребенка – это специально разработанная система психологических воздействий, направленная на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности. Посещая специальные занятия, ребенок избавляется от негативных личностных реакций, возникающих в результате эмоциональных нарушений, становится менее агрессивным, возбудимым и мнительным.
Главная задача психологической коррекции заключается в том, чтобы помочь ребенку, изменить некоторые модели мышления и поведения, которые осложняют жизнь ему и окружающим. Психокоррекция помогает привить позитивное мышление, создать условия для полноценного развития личности, самоактуализации. При этом раскрываются индивидуальные способности и личностный потенциал.
Рекомендации родителям, важно понимать, что при помощи таких рекомендаций, можно помочь ребенку с его психокоррекцией эмоциональных состояний.
Заключение
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Значительный этап работы с этими детьми – коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные. Однако такое деление не отражает основной цели психокоррекционных воздействий.
В мировой психологии существует два подхода к психологической коррекции психического развития ребенка: психодинамический и поведенческий. Главная задача коррекции в рамках психодинамического подхода – это создание условий, снимающих внешние социальные преграды на пути развертывания интрапсихического конфликта. Успешному разрешению способствуют психоанализ, семейная психокоррекция, игры и арттерапия. Коррекция в рамках поведенческого подхода помогает ребенку усвоить новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Различные поведенческие тренинга, психорегулирующие тренировки закрепляют усвоенные реакции. При подборе методов психокоррекции эмоциональных нарушений необходимо исходить из специфической направленности конфликта, определяющего эмоциональное неблагополучие ребенка.