Файл: Курсовой проект По дисциплине Детали машин и основы проектирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Расчет и проектирование поликлиновой ременной передачи Открытого типа

Выбор ремня

По номограмме выбираем ремень сечения К

Диаметры шкивов

Минимальный диаметр малого шкива d1min = 40 мм

Принимаем диаметр малого шкива на 1…2 размера больше

d1 = 63 мм

Диаметр большого шкива

d2 = d1u(1-ε) = 63∙2,36(1-0,01) = 147 мм

где ε = 0,01 – коэффициент проскальзывания

принимаем d2 = 140 мм

Фактическое передаточное число

u = d2/d1(1 – ε) = 140/63(1 – 0,01) = 2,24

Межосевое расстояние

a > 0,55(d1+d2) + H = 0,55(63+140) + 4,0 = 115 мм

h = 4,0 мм – высота ремня сечением K

принимаем а = 200 мм

Длина ремня

L = 2a + w +y/4a

w = 0,5π(d1+d2) = 0,5π(140+160) = 318,8

y = (d2 - d1)2 = (140 – 63)2 = 5929

L = 2∙200 + 318,8 + 5929/4∙200 = 726 мм

принимаем L = 800 мм

Уточняем межосевое расстояние

a = 0,25{(L – w) + [(L – w)2 – 2y]0,5} =

= 0,25{(726 – 318) +[(726 – 318)2 - 2∙5929]0,5} = 237 мм

Угол обхвата малого шкива

α1 = 180 – 57(d2 – d1)/a = 180 – 57(140 - 63)/237 = 161º

Скорость ремня

v = πd1n1/60000 = π63∙1420/60000 = 4,68 м/с

частота пробегов

U=v/l=4,68/800=0,0058

Окружная сила

Ft = Р/v = 0,951∙103/4,68 = 203 H

Допускаемая мощность передаваемая одним ремнем

Коэффициенты

Cp = 0,9 – спокойная нагрузка при двухсменном режиме

Cα = 0,94 – при α1 = 161º

Сl = 0,98 – коэффициент, учитывающий отношение L/L0, L0=1,1 м

[Р] = Р0CpCα

P0 =1,86 кВт – номинальная мощность передаваемая одним ремнем

[Р] = 1,86∙0,9∙0,94·1,02 = 1,55 кВт

Число клиньев

Z = 10Р/[Р] = 10·0,951/1,55 = 6,2

принимаем Z = 6

Натяжение ветви ремня

F0 = 850Р /VCpCα =

= 850∙0,951/4,86∙0,94∙0,9 = 200,5 H

Сила действующая на вал

Fоп = 2F0sin(α1/2) = 2∙200,5sin(161/2) = 395,5 H

Прочность ремня по максимальным напряжениям в сечении ведущей ветви ремня

σmax = σ1 + σи+ σv < [σ]p = 10 Н/мм2

σ1 – напряжение растяжения

σ1 = F0/A + Ft/2A = 200,5/54 + 203/∙2∙54 = 5,59 Н/мм2

А – площадь сечения ремня

А = 0,5b(2H – h)

b – ширина ремня

b = (z – 1)p + 2f = (6– 1)2,4 + 2·3,5 = 19 мм

А = 0,5·19(2·4,0 – 2,35) = 54 мм2

σи – напряжение изгиба

σи = Eиh/d1 = 80∙2,35/63 = 2,98 Н/мм2


Eи = 80 Н/мм2 – модуль упругости

σv = ρv210-6 = 1300∙4,862∙10-6 = 0,03 Н/мм2

ρ = 1300 кг/м3 – плотность ремня

σmax = 5,59+2,98+0,03 = 8,63 Н/мм2

Условие σmax < [σ]p выполняется
Таблица 5

Параметры червячной передачи, мм

Параметр

Значение

Параметр

Значение

Тип ремня

Открытого типа

Частота пробегов ремня U

1/с

0,00585

Сечение ремня

К

Диаметр ведущего шкива d1

63

Количество ремней (число клиньев) z

6

Длина ведомого шкива d2

140

Межосевое расстояние a

237

Максимальное напряжение σmax

Н/мм2

8,63

Длина ремня l

800

Предварительно напряжение ремня F0

Н/мм2

200,5

Угол обхвата малого шкива α1 град

161

Сила давления ремня на вал Fоп

Н

395,5




  1. Нагрузки валов редуктора


Силы, действующие в зацеплении червячной передачи

Окружная на колесе и осевая на червяке:

Ft2 = Fa1 = 2897 H.

Радиальная на червяке и колесе:

Fr1 = Fr2 = 1054 H.

Окружная на червяке и осевая на колесе:

Ft1 = Fa2 = 900 H.

Консольная сила от ременной передачи действующая на быстроходный вал

Fоп = 395,5 Н

Консольная сила от муфты действующая на тихоходный вал

Fм = 250·Т31/2 = 250·231,741/2 = 3805,7 Н


Рис. 6.1 – Схема нагружения валов червячного редуктора

7. Проектный расчет валов. Эскизная компоновка редуктора

Материал быстроходного вала – сталь 45,

термообработка – улучшение: σв = 780 МПа;

Допускаемое напряжение на кручение [τ]к = 10÷20 МПа

Диаметр быстроходного вала



где Т – передаваемый момент;

d1 = (20,1·103/π10)1/3 = 21 мм

принимаем диаметр выходного конца d1 = 25 мм;

длина выходного конца:

l1 = (1,01,5)d1 = (1,01,5)25 = 2538 мм,

принимаем l1 = 40 мм.

Диаметр вала под уплотнением:

d2 = d1+2t = 25+22,2 = 29,4 мм,

где t = 2,2 мм – высота буртика;

принимаем d2 = 30 мм:

длина вала под уплотнением:

l2  1,5d2 =1,530 = 45 мм.

Диаметр вала под подшипник:

d4 = d2 = 30 мм.

Вал выполнен заодно с червяком

Диаметр выходного конца тихоходного вала:

d1 = (231,74·103/π20)1/3 = 48,7 мм

принимаем диаметр выходного конца d1 = 45 мм;

Диаметр вала под уплотнением:

d2 = d1+2t = 50+22,8 = 55,6 мм,

где t = 2,5 мм – высота буртика;

принимаем d2 = 60 мм.

Длина вала под уплотнением:

l2  1,25d2 =1,2560 = 75 мм.

Диаметр вала под подшипник:

d4 = d2 = 60 мм.

Диаметр вала под колесом:

d3 = d2 + 3,2r = 60+3,23 = 69,6 мм,

принимаем d3 = 70 мм.
Выбор подшипников.

В связи с тем, что в червячном зацеплении возникают значительные осевые нагрузки, предварительно назначаем радиально-упорные конические подшипники средней серии №27306 для червячного вала, устанавливаемее в фиксирующей опоре В как сдвоенные. В плавающей опоре А используется радиальный шарикоподшипник №306, воспринимающий только радиальные нагрузки. Для тихоходного вала выбираем радиально-упорные шарикоподшипники легкой серии №7212.


Таблица 7

Материал валов. Размеры ступеней. Подшипники

Вал

(материал-сталь 45

σB=780 Н/мм2

σТ=540 Н/мм2

σ-1=335 Н/мм2

Размеры ступеней, мм

Подшипники

d1

d2

d3

d4

Типо-размер

d˟D˟B(T), мм

Динами-ческая грузо-подъём-ность С, кН

Статичес-кая грузо-подъём-ность С0, кН

l1

l2

l3

l4

Быстро-ходный

25

30

30

30

№27306

№306

30˟72˟19

30˟72˟21

30,0

29,1

21,0

14,6

40

45

143

38

Тихоходный

50

60

70

60

№7212

60˟110˟24

72,2

58,4

60

75

70

34

8. Расчетная схема валов редуктора

Схема нагружения быстроходного вала



Рис. 8.1 Расчетная схема быстроходного вала.
Горизонтальная плоскость. Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры А

mA = 81Ft – 172BX = 0

Отсюда находим реакции опор А и В в плоскости XOZ

AX =BX =900·81/172 = 423 H

Изгибающие моменты в плоскости XOZ

MX1 = 423·81 = 34,3 Н·м

Вертикальная плоскость. Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры А

mA = 81Fr +172BY – Fa1d1/2 - 76Fоп = 0

Отсюда находим реакцию опор A и В в плоскости YOZ

BY = (2897·40,5/2 + 395,5·76 – 1054·81)/172 = 32 H

AY = Fr + BY + Fоп = 1054 + 32 + 395,5 = 1482 H

Изгибающие моменты в плоскости YOZ

MY = 395,5·76 = 30,1 Н·м

MY = 395,5·157 – 1482·81 = -58,1 Н·м

MY = 32·81 = 2,6 Н·м

Суммарные реакции опор:

А = (АХ2 + АY
2)0,5 = (4232 +14822)0,5 =1541 H

B= (BХ2 + BY2)0,5 = (4232 + 322)0,5 = 424 H

Схема нагружения тихоходного вала


Рис. 8.2 Расчетная схема тихоходного вала.

Горизонтальная плоскость:

mA = Fм115 – Dx225 + Ft2 55 = 0;

Dх = (3805,7115 + 289755)/110 = 5427 Н;

Cх = Dx – Ft2 + Fм = 5427 – 2897 + 3805,7 = 6336 Н;

Изгибающие моменты:

Мх1 = 542755 = 299 Нм;

Мх2 = 3805,7115 = 437,7 Нм.

Вертикальная плоскость:

mA = Fr2 55 + Dy110 – Fa2d2/2 = 0

Dy= (900185/2 – 1054·55)/110 = 229,8 Н

Cy= Fr2+ Dy = 229,8+1054 = 1283,8 Н

Мy1 = 1283,855 = 70,6 Нм;

Мy2 = 229,855 = 12,6 Нм;

Суммарные реакции опор:

C = (Cx2 +Cy2)0,5 = (63362+1238,82)0,5 = 6456 H,

D = (54272+ 229,82)0,5 = 5431,9 H

9. Проверочный расчет подшипников

9.1. Быстроходный вал

Эквивалентная нагрузка фиксирующей опоры В.

P = (XVFRB + YFaбКТ,

где Х – коэффициент радиальной нагрузки

Y – коэффициент осевой нагрузки

V = 1 – вращается внутреннее кольцо подшипника

Кб = 1,5 – коэффициент безопасности

КТ = 1 – работа при t < 100o C

отношение Fa/В = 2897/424 = 6,8 > e : следовательно

Х = 0,4; Y = 0,833

Р = (0,4·1·424+0,8332897)1,5·1 = 3874 Н

Требуемая грузоподъемность подшипника

Динамическая грузоподъемность сдвоенного роликоподшипника в 1,7 раза больше грузоподъемности одинарного подшипника, тогда

Стр = Р(573L/106)0,3 =

= 3874(57350,816000/106)0,3 = 24,5 кH < C= 30,0·1,7 = 51,0 кН

Условие Стр < C выполняется.

Расчетная долговечность подшипников

= 106(51,0103 /3874)3,333/60602 = 145873 часов,

больше ресурса работы привода, равного 16000 часов.

Эквивалентная нагрузка плавающей опоры А

P = (XVFRАбКТ,

где Х = 1 – коэффициент радиальной нагрузки