Файл: Курсовой проект По дисциплине Детали машин и основы проектирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Расчет и проектирование поликлиновой ременной передачи Открытого типа
Выбор ремня
По номограмме выбираем ремень сечения К
Диаметры шкивов
Минимальный диаметр малого шкива d1min = 40 мм
Принимаем диаметр малого шкива на 1…2 размера больше
d1 = 63 мм
Диаметр большого шкива
d2 = d1u(1-ε) = 63∙2,36(1-0,01) = 147 мм
где ε = 0,01 – коэффициент проскальзывания
принимаем d2 = 140 мм
Фактическое передаточное число
u = d2/d1(1 – ε) = 140/63(1 – 0,01) = 2,24
Межосевое расстояние
a > 0,55(d1+d2) + H = 0,55(63+140) + 4,0 = 115 мм
h = 4,0 мм – высота ремня сечением K
принимаем а = 200 мм
Длина ремня
L = 2a + w +y/4a
w = 0,5π(d1+d2) = 0,5π(140+160) = 318,8
y = (d2 - d1)2 = (140 – 63)2 = 5929
L = 2∙200 + 318,8 + 5929/4∙200 = 726 мм
принимаем L = 800 мм
Уточняем межосевое расстояние
a = 0,25{(L – w) + [(L – w)2 – 2y]0,5} =
= 0,25{(726 – 318) +[(726 – 318)2 - 2∙5929]0,5} = 237 мм
Угол обхвата малого шкива
α1 = 180 – 57(d2 – d1)/a = 180 – 57(140 - 63)/237 = 161º
Скорость ремня
v = πd1n1/60000 = π63∙1420/60000 = 4,68 м/с
частота пробегов
U=v/l=4,68/800=0,0058
Окружная сила
Ft = Р/v = 0,951∙103/4,68 = 203 H
Допускаемая мощность передаваемая одним ремнем
Коэффициенты
Cp = 0,9 – спокойная нагрузка при двухсменном режиме
Cα = 0,94 – при α1 = 161º
Сl = 0,98 – коэффициент, учитывающий отношение L/L0, L0=1,1 м
[Р] = Р0CpCα
P0 =1,86 кВт – номинальная мощность передаваемая одним ремнем
[Р] = 1,86∙0,9∙0,94·1,02 = 1,55 кВт
Число клиньев
Z = 10Р/[Р] = 10·0,951/1,55 = 6,2
принимаем Z = 6
Натяжение ветви ремня
F0 = 850Р /VCpCα =
= 850∙0,951/4,86∙0,94∙0,9 = 200,5 H
Сила действующая на вал
Fоп = 2F0sin(α1/2) = 2∙200,5sin(161/2) = 395,5 H
Прочность ремня по максимальным напряжениям в сечении ведущей ветви ремня
σmax = σ1 + σи+ σv < [σ]p = 10 Н/мм2
σ1 – напряжение растяжения
σ1 = F0/A + Ft/2A = 200,5/54 + 203/∙2∙54 = 5,59 Н/мм2
А – площадь сечения ремня
А = 0,5b(2H – h)
b – ширина ремня
b = (z – 1)p + 2f = (6– 1)2,4 + 2·3,5 = 19 мм
А = 0,5·19(2·4,0 – 2,35) = 54 мм2
σи – напряжение изгиба
σи = Eиh/d1 = 80∙2,35/63 = 2,98 Н/мм2
Eи = 80 Н/мм2 – модуль упругости
σv = ρv210-6 = 1300∙4,862∙10-6 = 0,03 Н/мм2
ρ = 1300 кг/м3 – плотность ремня
σmax = 5,59+2,98+0,03 = 8,63 Н/мм2
Условие σmax < [σ]p выполняется
Таблица 5
Параметры червячной передачи, мм
Параметр | Значение | Параметр | Значение |
Тип ремня | Открытого типа | Частота пробегов ремня U 1/с | 0,00585 |
Сечение ремня | К | Диаметр ведущего шкива d1 | 63 |
Количество ремней (число клиньев) z | 6 | Длина ведомого шкива d2 | 140 |
Межосевое расстояние a | 237 | Максимальное напряжение σmax Н/мм2 | 8,63 |
Длина ремня l | 800 | Предварительно напряжение ремня F0 Н/мм2 | 200,5 |
Угол обхвата малого шкива α1 град | 161 | Сила давления ремня на вал Fоп Н | 395,5 |
-
Нагрузки валов редуктора
Силы, действующие в зацеплении червячной передачи
Окружная на колесе и осевая на червяке:
Ft2 = Fa1 = 2897 H.
Радиальная на червяке и колесе:
Fr1 = Fr2 = 1054 H.
Окружная на червяке и осевая на колесе:
Ft1 = Fa2 = 900 H.
Консольная сила от ременной передачи действующая на быстроходный вал
Fоп = 395,5 Н
Консольная сила от муфты действующая на тихоходный вал
Fм = 250·Т31/2 = 250·231,741/2 = 3805,7 Н
Рис. 6.1 – Схема нагружения валов червячного редуктора
7. Проектный расчет валов. Эскизная компоновка редуктора
Материал быстроходного вала – сталь 45,
термообработка – улучшение: σв = 780 МПа;
Допускаемое напряжение на кручение [τ]к = 10÷20 МПа
Диаметр быстроходного вала
где Т – передаваемый момент;
d1 = (20,1·103/π10)1/3 = 21 мм
принимаем диаметр выходного конца d1 = 25 мм;
длина выходного конца:
l1 = (1,01,5)d1 = (1,01,5)25 = 2538 мм,
принимаем l1 = 40 мм.
Диаметр вала под уплотнением:
d2 = d1+2t = 25+22,2 = 29,4 мм,
где t = 2,2 мм – высота буртика;
принимаем d2 = 30 мм:
длина вала под уплотнением:
l2 1,5d2 =1,530 = 45 мм.
Диаметр вала под подшипник:
d4 = d2 = 30 мм.
Вал выполнен заодно с червяком
Диаметр выходного конца тихоходного вала:
d1 = (231,74·103/π20)1/3 = 48,7 мм
принимаем диаметр выходного конца d1 = 45 мм;
Диаметр вала под уплотнением:
d2 = d1+2t = 50+22,8 = 55,6 мм,
где t = 2,5 мм – высота буртика;
принимаем d2 = 60 мм.
Длина вала под уплотнением:
l2 1,25d2 =1,2560 = 75 мм.
Диаметр вала под подшипник:
d4 = d2 = 60 мм.
Диаметр вала под колесом:
d3 = d2 + 3,2r = 60+3,23 = 69,6 мм,
принимаем d3 = 70 мм.
Выбор подшипников.
В связи с тем, что в червячном зацеплении возникают значительные осевые нагрузки, предварительно назначаем радиально-упорные конические подшипники средней серии №27306 для червячного вала, устанавливаемее в фиксирующей опоре В как сдвоенные. В плавающей опоре А используется радиальный шарикоподшипник №306, воспринимающий только радиальные нагрузки. Для тихоходного вала выбираем радиально-упорные шарикоподшипники легкой серии №7212.
Таблица 7
Материал валов. Размеры ступеней. Подшипники
Вал (материал-сталь 45 σB=780 Н/мм2 σТ=540 Н/мм2 σ-1=335 Н/мм2 | Размеры ступеней, мм | Подшипники | |||||||
d1 | d2 | d3 | d4 | Типо-размер | d˟D˟B(T), мм | Динами-ческая грузо-подъём-ность С, кН | Статичес-кая грузо-подъём-ность С0, кН | ||
l1 | l2 | l3 | l4 | ||||||
Быстро-ходный | 25 | 30 | 30 | 30 | №27306 №306 | 30˟72˟19 30˟72˟21 | 30,0 29,1 | 21,0 14,6 | |
40 | 45 | 143 | 38 | ||||||
Тихоходный | 50 | 60 | 70 | 60 | №7212 | 60˟110˟24 | 72,2 | 58,4 | |
60 | 75 | 70 | 34 |
8. Расчетная схема валов редуктора
Схема нагружения быстроходного вала
Рис. 8.1 Расчетная схема быстроходного вала.
Горизонтальная плоскость. Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры А
mA = 81Ft – 172BX = 0
Отсюда находим реакции опор А и В в плоскости XOZ
AX =BX =900·81/172 = 423 H
Изгибающие моменты в плоскости XOZ
MX1 = 423·81 = 34,3 Н·м
Вертикальная плоскость. Сумма моментов сил и реакций опор относительно опоры А
mA = 81Fr +172BY – Fa1d1/2 - 76Fоп = 0
Отсюда находим реакцию опор A и В в плоскости YOZ
BY = (2897·40,5/2 + 395,5·76 – 1054·81)/172 = 32 H
AY = Fr + BY + Fоп = 1054 + 32 + 395,5 = 1482 H
Изгибающие моменты в плоскости YOZ
MY = 395,5·76 = 30,1 Н·м
MY = 395,5·157 – 1482·81 = -58,1 Н·м
MY = 32·81 = 2,6 Н·м
Суммарные реакции опор:
А = (АХ2 + АY
2)0,5 = (4232 +14822)0,5 =1541 H
B= (BХ2 + BY2)0,5 = (4232 + 322)0,5 = 424 H
Схема нагружения тихоходного вала
Рис. 8.2 Расчетная схема тихоходного вала.
Горизонтальная плоскость:
mA = Fм115 – Dx225 + Ft2 55 = 0;
Dх = (3805,7115 + 289755)/110 = 5427 Н;
Cх = Dx – Ft2 + Fм = 5427 – 2897 + 3805,7 = 6336 Н;
Изгибающие моменты:
Мх1 = 542755 = 299 Нм;
Мх2 = 3805,7115 = 437,7 Нм.
Вертикальная плоскость:
mA = Fr2 55 + Dy110 – Fa2d2/2 = 0
Dy= (900185/2 – 1054·55)/110 = 229,8 Н
Cy= Fr2+ Dy = 229,8+1054 = 1283,8 Н
Мy1 = 1283,855 = 70,6 Нм;
Мy2 = 229,855 = 12,6 Нм;
Суммарные реакции опор:
C = (Cx2 +Cy2)0,5 = (63362+1238,82)0,5 = 6456 H,
D = (54272+ 229,82)0,5 = 5431,9 H
9. Проверочный расчет подшипников
9.1. Быстроходный вал
Эквивалентная нагрузка фиксирующей опоры В.
P = (XVFRB + YFa)КбКТ,
где Х – коэффициент радиальной нагрузки
Y – коэффициент осевой нагрузки
V = 1 – вращается внутреннее кольцо подшипника
Кб = 1,5 – коэффициент безопасности
КТ = 1 – работа при t < 100o C
отношение Fa/В = 2897/424 = 6,8 > e : следовательно
Х = 0,4; Y = 0,833
Р = (0,4·1·424+0,8332897)1,5·1 = 3874 Н
Требуемая грузоподъемность подшипника
Динамическая грузоподъемность сдвоенного роликоподшипника в 1,7 раза больше грузоподъемности одинарного подшипника, тогда
Стр = Р(573L/106)0,3 =
= 3874(57350,816000/106)0,3 = 24,5 кH < C= 30,0·1,7 = 51,0 кН
Условие Стр < C выполняется.
Расчетная долговечность подшипников
= 106(51,0103 /3874)3,333/60602 = 145873 часов,
больше ресурса работы привода, равного 16000 часов.
Эквивалентная нагрузка плавающей опоры А
P = (XVFRА)КбКТ,
где Х = 1 – коэффициент радиальной нагрузки