Файл: Курсовой проект По дисциплине Детали машин и основы проектирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Р = (1,0·1·1541)1,5·1 = 1849,2 Н
Требуемая грузоподъемность подшипника
Стр = Р(573L/106)0,333 =
= 1849,2(57350,816000/106)0,333 = 11,7 кH < C= 29,1 кН
Условие Стр < C выполняется.
Расчетная долговечность подшипников
= 106(29,1103 /1849,2)3/60602 = 267891 часов,
больше ресурса работы привода, равного 16000 часов.
9.2. Тихоходный вал
Эквивалентная нагрузка
Осевые составляющие реакций опор:
SC = 0,83eC = 0,830,35·6708 = 1949 H,
SD = 0,83eD = 0,830,355968 = 1734 H.
Результирующие осевые нагрузки:
FaC = SC =1949 H,
FaD = SC + Fa =1949+900 = 2849 H.
Проверяем подшипник C.
Отношение Fa/Fr= 1949/6708 = 0,29 < e, следовательно Х=1,0; Y=0.
Р = (1,01,06708+0)1,51,0 =1062 Н.
Проверяем подшипник D.
Отношение Fa/Fr= 2849/5968 = 0,48 > e, следовательно Х=0,4; Y=1,6
Р = (1,00,45968+1,6∙2849)1,51,0 =10418 Н.
Требуемая грузоподъемность подшипника:
Стр = Р(573L/106)0,3 =
=10418(5733,1516000/106)0,3 = 29,1 кH < C = 52,9 кН
Условие Стр < C выполняется.
Расчетная долговечность подшипников
= 106(52,9103 /10418)3,333/6037,6 = 99207 часов,
больше ресурса работы привода, равного 16000 часов.
10. Конструктивная компоновка привода
10.1 Конструирование червячного колеса
Конструктивные размеры колеса
Диаметр ступицы:
dст = 1,6d3 = 1,6·70 = 112 мм.
Длина ступицы:
lст = (1÷1,5)d3 = (1÷1,5)70 = 70÷105 мм,
принимаем lст = 70 мм
Толщина обода:
S =2,2m+0,05b2 =2,2·5+0,05·36 = 13 мм
S0 = 1,2S = 1,2·13 = 16 мм
Толщина диска:
С = 0,25b2 = 0,25·36 = 9 мм
10.2. Конструирование валов
Основные размеры ступеней валов (длины и диаметры) рассчитаны в пункте 7.
Переходные участки между ступенями выполняются в виде канавки шириной b = 5 мм или галтели радиусом r = 1 мм.
Червяк выполняется заодно с валом.
Размеры червяка: dа1 = 50 мм, b1 = 60 мм.
10.3. Выбор соединений
В проектируемом редукторе для соединения валов с деталями, передающими вращающий момент, применяются шпоночные соединения.
Используем шпонки призматические со скругленными торцами по ГОСТ 23360-78. Длина шпонки принимается на 5…10 мм меньше длины ступицы насаживаемой детали. Посадка для червячного колеса Н7/r6.
10.4. Конструирование подшипниковых узлов
В проектируемом редукторе используется консистентная смазка подшипниковых узлов. Для изолирования подшипникового узла от внутренней полости редуктора применяются мазеудерживающие кольца шириной 10…12 мм, а изоляция выходных участков валов от окружающей среды достигается с помощью манжетных уплотнений по ГОСТ 8752-79. Внутренне кольцо подшипника упирается в мазеудерживающее кольцо, а наружное фиксируется распорной втулкой между подшипником и врезной крышкой подшипника. Верхняя опора – плавающая.
10.5. Конструирование корпуса редуктора 2
Толщина стенок корпуса и крышки редуктора
= 0,04аw + 2 = 0,04·100 + 2 = 6,0 мм принимаем = 8 мм
Толщина фланцев
b = 1,5 = 1,5·8 = 12 мм
Толщина нижнего пояса корпуса
р = 2,35 = 2,35·8 = 20 мм
Диаметр болтов:
- фундаментных
d1 = 0,036aw + 12 = 0,036·100 + 12 = 15,6 мм
принимаем болты М16;
- крепящих крышку к корпусу у подшипников
d2 = 0,75d1 = 0,75·16 = 12 мм
принимаем болты М12;
- соединяющих крышку с корпусом
d3 = 0,6d1 = 0,6·16 = 10 мм
принимаем болты М10.
10.6. Конструирование элементов открытых передач
Ведущий шкив.
Диаметр шкива
d1 = 63 мм
Диаметр шкива конструктивный
de1 = d1 – 2t = 63 – 2∙1,0 = 61,0 мм
Ширина шкива
B = (z – 1)p + 2f = (6– 1)2,4+ 2∙3,5= 19 мм
Толщина обода
δ = 1,6h = 1,6∙2,35 = 3,76 мм
принимаем δ= 4 мм
Толщина отверстия диска
С = (1,2…1,3)δ = (1,2…1,3)4 = 4,8…5,2 мм
принимаем С = 5 мм.
Диаметр ступицы внутренний
d = dдв = 21 мм
Диаметр ступицы наружный
dст = 1,6d = 1,6∙21 = 33,6 мм
принимаем dст = 35 мм
Длина ступицы
lст = lдв = 60 мм.
Ведомый шкив.
Диаметр шкива
d2 = 140 мм
Диаметр шкива конструктивный
de1 = d1 – 2t = 140 – 2∙1,0 = 138 мм
Диаметр ступицы внутренний
d = d1 = 25 мм
Диаметр ступицы наружный
dст = 1,6d = 1,6∙25 = 40 мм
принимаем dст = 40 мм
Длина ступицы
lст = l1 = 40 мм.
10.7. Выбор муфты
Для передачи вращающего момента с ведомого вала редуктора на вал тяговой звездочки выбираем муфту упругую с торообразной оболочкой по ГОСТ 20884-82 с допускаемым передаваемым моментом [T] = 500 Н·м.
Расчетный вращающий момент передаваемый муфтой
Тр = kТ3 = 1,5·231,7 = 348 Н·м < [T]
где k = 1,5 – коэффициент режима нагрузки.
Условие выполняется
10.8. Смазывание
Смазка червячного зацепления
Смазка червячного зацепления осуществляется за счет разбрызгивания масла брызговиками установленными на червячном валу. Объем масляной ванны
V = (0,40,8)N = (0,4 0,8)0,917 = 0,37…0,74 л
Рекомендуемое значение вязкости масла при v = 1,33 м/с и контактном напряжении σН=217,5 МПа =25·10-6 м2/с
По этой величине выбираем масло индустриальное И-Т-Д-460
Смазка подшипниковых узлов. Так как надежное смазывание подшипников за счет разбрызгивания масла возможно только при окружной скорости больше 3 м/с, то выбираем пластичную смазку по подшипниковых узлов – смазочным материалом УТ-1.
11. Проверочные расчеты
11.1. Проверочный расчет шпонок
Выбираем шпонки призматические со скругленными торцами по ГОСТ 23360-78.
Материал шпонок – сталь 45 нормализованная.
Напряжение смятия и условие прочности
где h – высота шпонки;
t1 – глубина паза;
l – длина шпонки
b – ширина шпонки.
Быстроходный вал.
Шпонка на выходном конце вала: 8×7×32.
Материал шкива – чугун, допускаемое напряжение смятия [σ]см = 80 МПа.
σсм = 2·18∙103/25(7-4,0)(32-8) = 20 МПа
Тихоходный вал.
Шпонка под колесом 18×11×56. Материал ступицы – чугун, допускаемое напряжение смятия [σ]см = 80 МПа.
σсм = 2·231,7·103/70(11-7,0)(56-18) = 44 МПа
Шпонка на выходном конце вала: 14×9×36. Материал полумуфты – сталь, допускаемое напряжение смятия [σ]см =160 МПа.
σсм = 2·231,7·103/50(9-5,5)(36-14) = 120,3 МПа
Во всех случаях условие σсм < [σ]см выполняется, следовательно устойчивая работа шпоночных соединений обеспечена.
11.2. Проверочный расчет стяжных винтов подшипниковых узлов
Стяжные винты рассчитывают на прочность по эквивалентным напряжениям на совместное действие растяжения и кручения.
Сила приходящаяся на один винт
Fв = 0,5СХ = 0,5∙6854,7 =3427,4 H
Принимаем коэффициент затяжки Кз = 1,5 – постоянная нагрузка, коэффициент основной нагрузки х=0,3 – для соединения чугунных деталей без прокладки.
Механические характеристики материала винтов: для стали 30 предел прочности σв = 500 МПа, предел текучести σт = 300 МПа; допускаемое напряжение:
[σ] = 0,25σт = 0,25∙300 = 75 МПа.
Расчетная сила затяжки винтов
Fp = [Kз(1 – х) + х]Fв = [1,5(1 – 0,3) + 0,3]3427,4 =4627 H
Определяем площадь опасного сечения винта
А = πdp2/4 = π(d2 – 0,94p)2/4 = π(12 – 0,94∙1,75)2/4 = 84 мм2
Эквивалентное напряжение
σэкв = 1,3Fp/A = 1,3∙4627/84= 71,6 МПа < [σ] =100 МПа
11.3. Уточненный расчет валов
Быстроходный вал
Быстроходный вал
Рассмотрим сечение, проходящее под местом крепления червяка. Концентрация напряжений обусловлена подшипником посаженным с гарантированным натягом.
Материал вала сталь 45, улучшенная: В = 780 МПа
Пределы выносливости:
при изгибе -1 0,43В = 0,43780 = 335 МПа;
при кручении -1 0,58-1 = 0,58335 = 195 МПа.
Суммарный изгибающий момент: Ми = Мх = 34,3 Н·м
Осевой момент сопротивления
W = πd3/32 = π303/32 = 2,65·103 мм3
Полярный момент сопротивления
Wp = 2W = 2·2,65·103 = 5,30·103 мм3
Амплитуда нормальных напряжений
σv = Mи/W = 34,3·103/2,65·103 = 12,9 МПа
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
v = m = T2/2Wp = 18·103/2·5,30·103 = 1,7 МПа
Коэффициенты:
kσ/σ = 3,3; k/ = 0,6 kσ/σ + 0,4 = 0,6·3,3 + 0,4 = 2,4
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
sσ = σ-1/(kσσv/σ) = 335/3,3·14,5 = 7,0
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
s = -1/(kv/ + m) = 195/(2,40·1,9 + 0,1·1,9) = 41,1
Общий коэффициент запаса прочности
s = sσs/(sσ2 + s2)0,5 = 7,0·41,1/(7,02 + 41,12)0,5 = 6,9 > [s] = 1,5
Тихоходный вал
Рассмотрим сечение, проходящее под опорой С. Концентрация напряжений обусловлена подшипником посаженным с гарантированным натягом.
Материал вала сталь 45, улучшенная: В = 930 МПа
Пределы выносливости:
при изгибе -1 0,43В = 0,43930 = 400 МПа;
при кручении -1 0,58-1 = 0,58400 = 232 МПа.
Суммарный изгибающий момент
Ми
= 494,7 Н·м.
Осевой момент сопротивления
W = πd3/32 = π503/32 = 12.3·103 мм3
Полярный момент сопротивления
Wp = 2W = 2·12,3·103 =24,6 мм
Амплитуда нормальных напряжений
σv = Mи/W = 494,7·103/12,3·103 = 40,3 МПа
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
v = m = T2/2Wp =231,7·103/2·24,6·103 = 4,7 МПа
Коэффициенты:
kσ/σ = 3,8; k/ = 0,6 kσ/σ + 0,4 = 0,6·3,8 + 0,4 = 2,7
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
sσ = σ-1/(kσσv/σ) = 400/3,8·52,8 = 2,0
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям
s = -1/(kv/ + m) = 232/(2,70·6,5 + 0,1·6,5) =12,7
Общий коэффициент запаса прочности
s = sσs/(sσ2 + s2)0,5 = 2,00·12,7/(2,002 +12,72)0,5 = 1,97 > [s] = 1,5
11.4. Тепловой расчет редуктора
Температура масла в корпусе редуктора:
= 95 С,
где tв = 18 С – температура окружающего воздуха;
Kt = 17 Вт/м2К – коэффициент теплопередачи;
А = 0,24 м2 – площадь поверхности охлаждения
tм = 18 + 0,917103(1 – 0,78)/170,24 = 54 С.
Условие tм < [tм] выполняется.
Таблица 11
Результаты проверочных расчётов
Детали | Напряжения, Н/мм2 | Детали | Коэффициент запаса прочности | |||||
Расчётное σ | Допуска-емое [σ] | Расчётный s | Допуска-еный [s] | |||||
Шпонки | Быстро-ходный вал | 20 | 80 | Валы (опасные сечения) | Быстро-ходный | 7,0 | 6,9 | 1,5 |
41,1 | ||||||||
Тихо-ходный вал | 44 | 80 | Тихо-ходный | 2,0 | 1,97 | 1,5 | ||
120,3 | 160 | 12,7 | ||||||
Стяжные винты | 71,6 | 100 | Температура масла | |||||
Рабочая tм, 0С | Допускаемая [t]м, 0С | |||||||
54 | 95 |