Файл: Курсовой проект По дисциплине Детали машин и основы проектирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Р = (1,0·1·1541)1,5·1 = 1849,2 Н

Требуемая грузоподъемность подшипника

Стр = Р(573L/106)0,333 =

= 1849,2(57350,816000/106)0,333 = 11,7 кH < C= 29,1 кН

Условие Стр < C выполняется.

Расчетная долговечность подшипников

= 106(29,1103 /1849,2)3/60602 = 267891 часов,

больше ресурса работы привода, равного 16000 часов.

9.2. Тихоходный вал

Эквивалентная нагрузка

Осевые составляющие реакций опор:

SC = 0,83eC = 0,830,35·6708 = 1949 H,

SD = 0,83eD = 0,830,355968 = 1734 H.

Результирующие осевые нагрузки:

FaC = SC =1949 H,

FaD = SC + Fa =1949+900 = 2849 H.

Проверяем подшипник C.

Отношение Fa/Fr= 1949/6708 = 0,29 < e, следовательно Х=1,0; Y=0.

Р = (1,01,06708+0)1,51,0 =1062 Н.

Проверяем подшипник D.

Отношение Fa/Fr= 2849/5968 = 0,48 > e, следовательно Х=0,4; Y=1,6

Р = (1,00,45968+1,6∙2849)1,51,0 =10418 Н.

Требуемая грузоподъемность подшипника:

Стр = Р(573L/106)0,3 =

=10418(5733,1516000/106)0,3 = 29,1 кH < C = 52,9 кН

Условие Стр < C выполняется.

Расчетная долговечность подшипников

= 106(52,9103 /10418)3,333/6037,6 = 99207 часов,

больше ресурса работы привода, равного 16000 часов.

10. Конструктивная компоновка привода

10.1 Конструирование червячного колеса

Конструктивные размеры колеса

Диаметр ступицы:

dст = 1,6d3 = 1,6·70 = 112 мм.

Длина ступицы:

lст = (1÷1,5)d3 = (1÷1,5)70 = 70÷105 мм,

принимаем lст = 70 мм

Толщина обода:

S =2,2m+0,05b2 =2,2·5+0,05·36 = 13 мм

S0 = 1,2S = 1,2·13 = 16 мм

Толщина диска:

С = 0,25b2 = 0,25·36 = 9 мм

10.2. Конструирование валов

Основные размеры ступеней валов (длины и диаметры) рассчитаны в пункте 7.

Переходные участки между ступенями выполняются в виде канавки шириной b = 5 мм или галтели радиусом r = 1 мм.

Червяк выполняется заодно с валом.

Размеры червяка: dа1 = 50 мм, b1 = 60 мм.

10.3. Выбор соединений

В проектируемом редукторе для соединения валов с деталями, передающими вращающий момент, применяются шпоночные соединения.

Используем шпонки призматические со скругленными торцами по ГОСТ 23360-78. Длина шпонки принимается на 5…10 мм меньше длины ступицы насаживаемой детали. Посадка для червячного колеса Н7/r6.


10.4. Конструирование подшипниковых узлов

В проектируемом редукторе используется консистентная смазка подшипниковых узлов. Для изолирования подшипникового узла от внутренней полости редуктора применяются мазеудерживающие кольца шириной 10…12 мм, а изоляция выходных участков валов от окружающей среды достигается с помощью манжетных уплотнений по ГОСТ 8752-79. Внутренне кольцо подшипника упирается в мазеудерживающее кольцо, а наружное фиксируется распорной втулкой между подшипником и врезной крышкой подшипника. Верхняя опора – плавающая.

10.5. Конструирование корпуса редуктора 2

Толщина стенок корпуса и крышки редуктора

 = 0,04аw + 2 = 0,04·100 + 2 = 6,0 мм принимаем  = 8 мм

Толщина фланцев

b = 1,5 = 1,5·8 = 12 мм

Толщина нижнего пояса корпуса

р = 2,35 = 2,35·8 = 20 мм

Диаметр болтов:

- фундаментных

d1 = 0,036aw + 12 = 0,036·100 + 12 = 15,6 мм

принимаем болты М16;

- крепящих крышку к корпусу у подшипников

d2 = 0,75d1 = 0,75·16 = 12 мм

принимаем болты М12;

- соединяющих крышку с корпусом

d3 = 0,6d1 = 0,6·16 = 10 мм

принимаем болты М10.

10.6. Конструирование элементов открытых передач

Ведущий шкив.

Диаметр шкива

d1 = 63 мм

Диаметр шкива конструктивный

de1 = d1 – 2t = 63 – 2∙1,0 = 61,0 мм

Ширина шкива

B = (z – 1)p + 2f = (6– 1)2,4+ 2∙3,5= 19 мм

Толщина обода

δ = 1,6h = 1,6∙2,35 = 3,76 мм

принимаем δ= 4 мм

Толщина отверстия диска

С = (1,2…1,3)δ = (1,2…1,3)4 = 4,8…5,2 мм

принимаем С = 5 мм.

Диаметр ступицы внутренний

d = dдв = 21 мм

Диаметр ступицы наружный

dст = 1,6d = 1,6∙21 = 33,6 мм

принимаем dст = 35 мм

Длина ступицы

lст = lдв = 60 мм.

Ведомый шкив.

Диаметр шкива

d2 = 140 мм

Диаметр шкива конструктивный

de1 = d1 – 2t = 140 – 2∙1,0 = 138 мм

Диаметр ступицы внутренний

d = d1 = 25 мм

Диаметр ступицы наружный

dст = 1,6d = 1,6∙25 = 40 мм

принимаем dст = 40 мм

Длина ступицы

lст = l1 = 40 мм.
10.7. Выбор муфты

Для передачи вращающего момента с ведомого вала редуктора на вал тяговой звездочки выбираем муфту упругую с торообразной оболочкой по ГОСТ 20884-82 с допускаемым передаваемым моментом [T] = 500 Н·м.



Расчетный вращающий момент передаваемый муфтой

Тр = kТ3 = 1,5·231,7 = 348 Н·м < [T]

где k = 1,5 – коэффициент режима нагрузки.

Условие выполняется

10.8. Смазывание

Смазка червячного зацепления

Смазка червячного зацепления осуществляется за счет разбрызгивания масла брызговиками установленными на червячном валу. Объем масляной ванны

V = (0,40,8)N = (0,4 0,8)0,917 = 0,37…0,74 л

Рекомендуемое значение вязкости масла при v = 1,33 м/с и контактном напряжении σН=217,5 МПа   =25·10-6 м2

По этой величине выбираем масло индустриальное И-Т-Д-460

Смазка подшипниковых узлов. Так как надежное смазывание подшипников за счет разбрызгивания масла возможно только при окружной скорости больше 3 м/с, то выбираем пластичную смазку по подшипниковых узлов – смазочным материалом УТ-1.

11. Проверочные расчеты

11.1. Проверочный расчет шпонок

Выбираем шпонки призматические со скругленными торцами по ГОСТ 23360-78.

Материал шпонок – сталь 45 нормализованная.

Напряжение смятия и условие прочности



где h – высота шпонки;

t1 – глубина паза;

l – длина шпонки

b – ширина шпонки.

Быстроходный вал.

Шпонка на выходном конце вала: 8×7×32.

Материал шкива – чугун, допускаемое напряжение смятия [σ]см = 80 МПа.

σсм = 2·18∙103/25(7-4,0)(32-8) = 20 МПа

Тихоходный вал.

Шпонка под колесом 18×11×56. Материал ступицы – чугун, допускаемое напряжение смятия [σ]см = 80 МПа.

σсм = 2·231,7·103/70(11-7,0)(56-18) = 44 МПа

Шпонка на выходном конце вала: 14×9×36. Материал полумуфты – сталь, допускаемое напряжение смятия [σ]см =160 МПа.

σсм = 2·231,7·103/50(9-5,5)(36-14) = 120,3 МПа

Во всех случаях условие σсм < [σ]см выполняется, следовательно устойчивая работа шпоночных соединений обеспечена.

11.2. Проверочный расчет стяжных винтов подшипниковых узлов

Стяжные винты рассчитывают на прочность по эквивалентным напряжениям на совместное действие растяжения и кручения.

Сила приходящаяся на один винт

Fв = 0,5СХ = 0,5∙6854,7 =3427,4 H

Принимаем коэффициент затяжки Кз = 1,5 – постоянная нагрузка, коэффициент основной нагрузки х=0,3 – для соединения чугунных деталей без прокладки.


Механические характеристики материала винтов: для стали 30 предел прочности σв = 500 МПа, предел текучести σт = 300 МПа; допускаемое напряжение:

[σ] = 0,25σт = 0,25∙300 = 75 МПа.

Расчетная сила затяжки винтов

Fp = [Kз(1 – х) + х]Fв = [1,5(1 – 0,3) + 0,3]3427,4 =4627 H

Определяем площадь опасного сечения винта

А = πdp2/4 = π(d2 – 0,94p)2/4 = π(12 – 0,94∙1,75)2/4 = 84 мм2

Эквивалентное напряжение

σэкв = 1,3Fp/A = 1,3∙4627/84= 71,6 МПа < [σ] =100 МПа

11.3. Уточненный расчет валов

Быстроходный вал

Быстроходный вал

Рассмотрим сечение, проходящее под местом крепления червяка. Концентрация напряжений обусловлена подшипником посаженным с гарантированным натягом.

Материал вала сталь 45, улучшенная: В = 780 МПа

Пределы выносливости:

при изгибе -1  0,43В = 0,43780 = 335 МПа;

при кручении -1  0,58-1 = 0,58335 = 195 МПа.

Суммарный изгибающий момент: Ми = Мх = 34,3 Н·м

Осевой момент сопротивления

W = πd3/32 = π303/32 = 2,65·103 мм3

Полярный момент сопротивления

Wp = 2W = 2·2,65·103 = 5,30·103 мм3

Амплитуда нормальных напряжений

σv = Mи/W = 34,3·103/2,65·103 = 12,9 МПа

Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений

v = m = T2/2Wp = 18·103/2·5,30·103 = 1,7 МПа

Коэффициенты:

kσ/σ = 3,3; k/ = 0,6 kσ/σ + 0,4 = 0,6·3,3 + 0,4 = 2,4

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям

sσ = σ-1/(kσσv/σ) = 335/3,3·14,5 = 7,0

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям

s = -1/(kv/ + m) = 195/(2,40·1,9 + 0,1·1,9) = 41,1

Общий коэффициент запаса прочности

s = sσs/(sσ2 + s2)0,5 = 7,0·41,1/(7,02 + 41,12)0,5 = 6,9 > [s] = 1,5

Тихоходный вал

Рассмотрим сечение, проходящее под опорой С. Концентрация напряжений обусловлена подшипником посаженным с гарантированным натягом.

Материал вала сталь 45, улучшенная: В = 930 МПа

Пределы выносливости:

при изгибе -1  0,43В = 0,43930 = 400 МПа;

при кручении -1  0,58-1 = 0,58400 = 232 МПа.

Суммарный изгибающий момент

Ми
= 494,7 Н·м.

Осевой момент сопротивления

W = πd3/32 = π503/32 = 12.3·103 мм3

Полярный момент сопротивления

Wp = 2W = 2·12,3·103 =24,6 мм

Амплитуда нормальных напряжений

σv = Mи/W = 494,7·103/12,3·103 = 40,3 МПа

Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений

v = m = T2/2Wp =231,7·103/2·24,6·103 = 4,7 МПа

Коэффициенты:

kσ/σ = 3,8; k/ = 0,6 kσ/σ + 0,4 = 0,6·3,8 + 0,4 = 2,7

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям

sσ = σ-1/(kσσv/σ) = 400/3,8·52,8 = 2,0

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям

s = -1/(kv/ + m) = 232/(2,70·6,5 + 0,1·6,5) =12,7

Общий коэффициент запаса прочности

s = sσs/(sσ2 + s2)0,5 = 2,00·12,7/(2,002 +12,72)0,5 = 1,97 > [s] = 1,5

11.4. Тепловой расчет редуктора

Температура масла в корпусе редуктора:

= 95 С,

где tв = 18 С – температура окружающего воздуха;

Kt = 17 Вт/м2К – коэффициент теплопередачи;

А = 0,24 м2 – площадь поверхности охлаждения

tм = 18 + 0,917103(1 – 0,78)/170,24 = 54 С.

Условие tм < [tм] выполняется.

Таблица 11

Результаты проверочных расчётов

Детали

Напряжения, Н/мм2

Детали

Коэффициент запаса прочности

Расчётное σ

Допуска-емое [σ]

Расчётный s

Допуска-еный [s]

Шпонки

Быстро-ходный вал

20

80

Валы (опасные сечения)

Быстро-ходный

7,0

6,9

1,5

41,1

Тихо-ходный вал

44

80

Тихо-ходный

2,0

1,97

1,5

120,3

160

12,7

Стяжные винты

71,6

100

Температура масла

Рабочая tм, 0С

Допускаемая [t]м, 0С

54

95