ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 894
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Инв. No 24.)
После слов: "В сцене бала у Лариных, с красочными характеристиками в самой музыке, нам удалось сочетать естественность движений с ритмичностью их. Самая важная часть этой сцены -- зарождение и быстрое развитие ссоры между Ленским и Онегиным",
т. е. влюбленность Ленского в Ольгу, ее кокетство с Онегиным и его ответное ухаживание за невестой друга от нечего делать и от большой скуки. При обычной путаной постановке народной сцены на балу эта основная линия акта затирается общей толкотней, сутолокой и прочими атрибутами банальных хоровых массовых сцен. Надо было вывести сцены главных действующих лиц наперед и убрать с авансцены всю толпу, которая должна служить лишь фоном главным героям оперы. С этой целью я поместил бальный зал за колоннами и за аркой на приподнятом полу, а на авансцене поставил огромный стол с самоваром и обилием всяких яств ларинского помещичьего дома.
За этим столом восседали скучающие провинциалы -- гости ларинского бала: помещики в разноцветных фраках, сплетницы-старушки в чепцах, их молоденькие дочки -- провинциальные барышни, дамы и молодые люди. Вдали, во время начальной интродукции с лейтмотивом любовной тоски и трепета Татьяны, видно было, как она осторожно из-за угла рассматривает Онегина, стараясь остаться незамеченной им. Эта интродукция, как и все другие в начале актов, исполнялась у нас не при закрытом, а при открытом занавесе и иллюстрировалась действием самих артистов. С одной стороны, это помогало самому действию и хорошо вводило и подготовляло к нему самих артистов и зрителей, с другой же стороны, служило хорошим сценическим упражнением для учащихся. Таким образом, иллюстрация интродукции совершалась и по художественным и по педагогическим мотивам.
Согласно партитуре оперы скучающие гости слышат вдали звуки оркестра, привезенного на бал Ротным. Наступает оживление. Хор благодарит хозяйку. ("Вот так сюрприз, никак не ожидали...", -- поют они.) Помещики группами подходят к ее ручке под тяжелую, как их поступь, мелодию в [басовой] части хора. Барышни подбегают и шепчут что-то своим матерям и теткам под легкие порхающие пассажи в струнной части оркестра и аккомпанемента. Потом является сам Ротный, шагая, кланяясь, поворачиваясь по-военному в такт музыки, окруженный щебетанием молоденьких девушек, благодарящих его за оркестр. Раздаются звуки вальса, и все в этом ритме выходят из-за чайного стола в зал. [Впереди] кавалеры с приглашенными ими на танцы дамами. Мамаши и тетушки, семеня ногами в ритм вальса, спешат туда же, чтобы полюбоваться на дочек. Одну из них уговаривает старик помещик, которому захотелось тряхнуть стариной и показать детям, как они с матерью танцевали в старину. Пока все кружатся в зале, на авансцене допивают чай и сплетничают старушки-кумушки. Прибегает Ольга и за ней ни на шаг от нее не отстающий жених Ленский. У него из-под носа на самой авансцене Онегин уводит Ольгу и танцует с ней, чтобы позлить друга. Вальс кончился, и вся толпа вместе с Трике возвращается и рассаживается вокруг чайного стола. Француз вместо речи поет приветствие имениннице. Вся толпа в такт и ритм аплодирует, выколачивая при этом ладонями в такт или синкопами всевозможные ритмические размеры -- одни по четвертям, другие по восьмым, шестнадцатым и проч.
(Инв. No 23.)
Итоги и будущее
После слов: "Как же я могу поделиться с молодыми поколениями результатами моего опыта и предостеречь их от ошибок, порождаемых неопытностью?"
Я знаю лишь одно средство, чтобы бороться с этим гибельным для театра положением: это изложить в стройной системе все то, что добыто мной долгими исканиями, и дать таким образом в руки стремящихся на сцену актеров руководство, целый ряд упражнений, которые практически показали бы им, как путем работы над самим собой и над материалом роли актер может создать условия, благоприятные для подлинного сценического вдохновения и тем самым вызвать его в моменты, необходимые для его искусства. (Инв. No 29.)
Список постановок К. С. Станиславского
Алексеевский кружок
(1881--1888 гг.)
1881 г., лето. Любимовка.
"Много шума из пустяков", водевиль в 1-м действии, перевод А. Яблочкина.
"Тайна женщины", водевиль с пением в 1-м действии, перевод с французского К. Тарновского.
"Карл Смелый", комедия в 1-м действии.
"Слабая струна", водевиль в 1-м действии, перевод с французского П. Баташева.
1882 г., 24 июля. Любимовка.
"Хоть тресни, а женись" ("Брак поневоле"), сцены из комедии Мольера, перевод Д. Ленского.
"Чудовище", комедия в 2-х действиях В. Крылова.
"Любовное зелье, или Цирюльник-стихотворец", опера-водевиль в 2-х действиях, перевод с французского Д. Ленского.
1883 г., 28 апреля. Дом Алексеевых у Красных ворот.
"Геркулес", шутка в 1-м действии, перевод с немецкого П. Новикова.
"За стеной", комедия в 1-м действии, перевод с французского Л. М.
"Жавотта", оперетта в 2-х действиях, музыка Э. Жонаса, переделка текста К. С. Станиславского.
"Несчастье особого рода", комедия в 1-м действии, переделка с немецкого В. Пенькова.
"Аида", опера Д. Верди, сцена из 3-го действия.
1883 г., 24 августа. Любимовка.
"Практический господин", комедия в 4-х действиях В. Дьяченко.
"Всяк сверчок знай свой шесток", оперетта в 2-х действиях, музыка Ф. А. Кашкадамова, текст К. С. Станиславского и Ф. А. Кашкадамова.
1884 г., 28 января. Дом Алексеевых у Красных ворот.
"Шалость. Из альбома путешественника по Италии", комедия в 3-х действиях В. Крылова.
"Графиня де ля Фронтьер", переделка оперетты Ш. Лекока "Камарго", в 2-х действиях.
1884 г., 18 августа. Любимовка.
"Нитуш", оперетта в 4-х действиях Ф. Эрве. Художник А. А. Малевич-Щукин.
"Красное солнышко", комическая оперетта в 3-х действиях, переделка оперетты "Маскотта" Э. Одрана (1-й акт).
1886 г., 18 февраля. Дом Алексеевых у Красных ворот.
"Денежные тузы", комедия в 3-х действиях, перевод с польского А. Крюковского.
"Лили", комедия-оперетта в 3-х действиях Ф. Эрве, перевод с французского В. С. Алексеева. Художник А. А. Малевич-Щукин.
Московское общество искусства и литературы
(1888--1898 гг.)
1889 г., 11 марта.
"Горящие письма", пьеса в 1-м действии П. Гнедича.
1891 г., 8 февраля.
"Плоды просвещения", комедия в 4-х действиях Л. Н. Толстого. Художник Ф. Е. Павловский.
1891 г., 14 ноября.
"Фома", картины прошлого в 3-х действиях по повести Ф. М. Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели", инсценировка К. С. Станиславского. Художники К. А. Коровин и В. В. Гурнов.
1894 г., 7 февраля.
"Гувернер", комедия в 5-ти действиях В. Дьяченко.
1894 г., 21 февраля.
"Последняя жертва", комедия в 5-ти действиях А. Н. Островского.
1894 г., 15 декабря.
"Светит, да не греет", драма в 5-ти действиях А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева.
1895 г., 9 января.
"Уриэль Акоста", трагедия в 5-ти действиях К. Гуцкова. Художник Ф. Н. Наврозов.
1895 г., 6 декабря.
"Самоуправцы", трагедия в 5-ти действиях А. Ф. Писемского.
1896 г., 19 января.
"Отелло", трагедия в 5-ти действиях В. Шекспира. Художник Ф. Н. Наврозов.
1896 г., 2 апреля.
"Ганнеле", фантастические сцены в 2-х действиях Г. Гауптмана. Художники Дубровин и Гвоздев.
1896 г., 19 ноября.
"Польский еврей", драма в 3-х действиях Эркмана-Шатриана. Художник Ф. Н. Наврозов.
1896 г., 19 декабря.
"Бесприданница", драма в 4-х действиях А. Н. Островского.
1897 г., 6 февраля.
"Много шума из ничего", комедия в 5-ти действиях В. Шекспира. Художник Ф. Н. Наврозов.
1897 г., 27 ноября.
"Геркулес", шутка в 1-м действии, перевод с немецкого П. Новикова.
1897 г., 17 декабря.
"Двенадцатая ночь", комедия в 5-ти действиях В. Шекспира. Художник Ф. Н. Наврозов.
1898 г., 27 января.
"Потонувший колокол", сказка-драма в 5-ти действиях Г. Гауптмана. Художник В. А. Симов.
Московский Художественный театр
(1898--1938 гг.)
1898 г., 14 октября.
"Царь Федор Иоаннович", трагедия в 5-ти действиях А. К. Толстого.
Режиссер А. А. Санин. Художник В. А. Симов.
1898 г., 19 октября.
"Потонувший колокол", сказка-драма в 5-ти действиях Г. Гауптмана.
Режиссер А. А. Санин. Художник В. А. Симов.
1898 г., 21 октября.
"Венецианский купец", комедия в 5-ти действиях В. Шекспира.
Режиссер А. А. Санин. Художник В. А. Симов.
1898 г., 4 ноября.
"Самоуправцы", трагедия в 5-ти действиях А. Ф. Писемского.
Режиссеры В. В. Лужский, А. А. Санин. Художник В. А. Симов.
1898 г., 2 декабря.
"Трактирщица", комедия в 3-х действиях К. Гольдони.
Художник В. А. Симов.
1898 г., 17 декабря.
"Чайка", драма в 4-х действиях А. П. Чехова.
Вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко. Художник В. А. Симов.
1899 г., 19 февраля.
"Эдда Габлер", драма в 4-х действиях Г. Ибсена.
Художник В. А. Симов.
1899 г., 29 сентября.
"Смерть Иоанна Грозного", трагедия в 5-ти действиях A. К. Толстого.
Режиссер А. А. Санин. Художник В. А. Симов.
1899 г., 3 октября.
"Двенадцатая ночь", комедия в 5-ти действиях В. Шекспира.
Режиссер В. В. Лужский. Художник Ф. Н. Наврозов.
1899 г., 5 октября.
"Геншель", драма в 5-ти действиях Г. Гауптмана.
Режиссер В. В. Лужский. Художник В. А. Симов.
1899 г., 26 октября.
"Дядя Ваня", сцены из деревенской жизни в 4-х действиях А. П. Чехова.
Вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко. Художник B. А. Симов.
1899 г., 16 декабря.
"Одинокие", драма в 5-ти действиях Г. Гауптмана.
Вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко. Художник В. А. Симов.
1900 г., 24 сентября.
"Снегурочка", весенняя сказка в 4-х действиях с прологом А. Н. Островского.
Режиссер А. А. Санин. Художник В. А. Симов.
1900 г., 24 октября.
"Доктор Штокман", драма в 5-ти действиях Г. Ибсена.
Режиссер В. В. Лужский. Художник В. А. Симов.
1901 г., 31 января.
"Три сестры", драма в 4-х действиях А. П. Чехова.
Вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко. Режиссер В. В. Лужский. Художник В. А. Симов.
1901 г., 19 сентября.
"Дикая утка", драма в 5-ти действиях Г. Ибсена.
Режиссер А. А. Санин. Художник В. А. Симов.
1901 г., 21 октября.
После слов: "В сцене бала у Лариных, с красочными характеристиками в самой музыке, нам удалось сочетать естественность движений с ритмичностью их. Самая важная часть этой сцены -- зарождение и быстрое развитие ссоры между Ленским и Онегиным",
т. е. влюбленность Ленского в Ольгу, ее кокетство с Онегиным и его ответное ухаживание за невестой друга от нечего делать и от большой скуки. При обычной путаной постановке народной сцены на балу эта основная линия акта затирается общей толкотней, сутолокой и прочими атрибутами банальных хоровых массовых сцен. Надо было вывести сцены главных действующих лиц наперед и убрать с авансцены всю толпу, которая должна служить лишь фоном главным героям оперы. С этой целью я поместил бальный зал за колоннами и за аркой на приподнятом полу, а на авансцене поставил огромный стол с самоваром и обилием всяких яств ларинского помещичьего дома.
За этим столом восседали скучающие провинциалы -- гости ларинского бала: помещики в разноцветных фраках, сплетницы-старушки в чепцах, их молоденькие дочки -- провинциальные барышни, дамы и молодые люди. Вдали, во время начальной интродукции с лейтмотивом любовной тоски и трепета Татьяны, видно было, как она осторожно из-за угла рассматривает Онегина, стараясь остаться незамеченной им. Эта интродукция, как и все другие в начале актов, исполнялась у нас не при закрытом, а при открытом занавесе и иллюстрировалась действием самих артистов. С одной стороны, это помогало самому действию и хорошо вводило и подготовляло к нему самих артистов и зрителей, с другой же стороны, служило хорошим сценическим упражнением для учащихся. Таким образом, иллюстрация интродукции совершалась и по художественным и по педагогическим мотивам.
Согласно партитуре оперы скучающие гости слышат вдали звуки оркестра, привезенного на бал Ротным. Наступает оживление. Хор благодарит хозяйку. ("Вот так сюрприз, никак не ожидали...", -- поют они.) Помещики группами подходят к ее ручке под тяжелую, как их поступь, мелодию в [басовой] части хора. Барышни подбегают и шепчут что-то своим матерям и теткам под легкие порхающие пассажи в струнной части оркестра и аккомпанемента. Потом является сам Ротный, шагая, кланяясь, поворачиваясь по-военному в такт музыки, окруженный щебетанием молоденьких девушек, благодарящих его за оркестр. Раздаются звуки вальса, и все в этом ритме выходят из-за чайного стола в зал. [Впереди] кавалеры с приглашенными ими на танцы дамами. Мамаши и тетушки, семеня ногами в ритм вальса, спешат туда же, чтобы полюбоваться на дочек. Одну из них уговаривает старик помещик, которому захотелось тряхнуть стариной и показать детям, как они с матерью танцевали в старину. Пока все кружатся в зале, на авансцене допивают чай и сплетничают старушки-кумушки. Прибегает Ольга и за ней ни на шаг от нее не отстающий жених Ленский. У него из-под носа на самой авансцене Онегин уводит Ольгу и танцует с ней, чтобы позлить друга. Вальс кончился, и вся толпа вместе с Трике возвращается и рассаживается вокруг чайного стола. Француз вместо речи поет приветствие имениннице. Вся толпа в такт и ритм аплодирует, выколачивая при этом ладонями в такт или синкопами всевозможные ритмические размеры -- одни по четвертям, другие по восьмым, шестнадцатым и проч.
(Инв. No 23.)
Итоги и будущее
После слов: "Как же я могу поделиться с молодыми поколениями результатами моего опыта и предостеречь их от ошибок, порождаемых неопытностью?"
Я знаю лишь одно средство, чтобы бороться с этим гибельным для театра положением: это изложить в стройной системе все то, что добыто мной долгими исканиями, и дать таким образом в руки стремящихся на сцену актеров руководство, целый ряд упражнений, которые практически показали бы им, как путем работы над самим собой и над материалом роли актер может создать условия, благоприятные для подлинного сценического вдохновения и тем самым вызвать его в моменты, необходимые для его искусства. (Инв. No 29.)
Список постановок К. С. Станиславского
Алексеевский кружок
(1881--1888 гг.)
1881 г., лето. Любимовка.
"Много шума из пустяков", водевиль в 1-м действии, перевод А. Яблочкина.
"Тайна женщины", водевиль с пением в 1-м действии, перевод с французского К. Тарновского.
"Карл Смелый", комедия в 1-м действии.
"Слабая струна", водевиль в 1-м действии, перевод с французского П. Баташева.
1882 г., 24 июля. Любимовка.
"Хоть тресни, а женись" ("Брак поневоле"), сцены из комедии Мольера, перевод Д. Ленского.
"Чудовище", комедия в 2-х действиях В. Крылова.
"Любовное зелье, или Цирюльник-стихотворец", опера-водевиль в 2-х действиях, перевод с французского Д. Ленского.
1883 г., 28 апреля. Дом Алексеевых у Красных ворот.
"Геркулес", шутка в 1-м действии, перевод с немецкого П. Новикова.
"За стеной", комедия в 1-м действии, перевод с французского Л. М.
"Жавотта", оперетта в 2-х действиях, музыка Э. Жонаса, переделка текста К. С. Станиславского.
"Несчастье особого рода", комедия в 1-м действии, переделка с немецкого В. Пенькова.
"Аида", опера Д. Верди, сцена из 3-го действия.
1883 г., 24 августа. Любимовка.
"Практический господин", комедия в 4-х действиях В. Дьяченко.
"Всяк сверчок знай свой шесток", оперетта в 2-х действиях, музыка Ф. А. Кашкадамова, текст К. С. Станиславского и Ф. А. Кашкадамова.
1884 г., 28 января. Дом Алексеевых у Красных ворот.
"Шалость. Из альбома путешественника по Италии", комедия в 3-х действиях В. Крылова.
"Графиня де ля Фронтьер", переделка оперетты Ш. Лекока "Камарго", в 2-х действиях.
1884 г., 18 августа. Любимовка.
"Нитуш", оперетта в 4-х действиях Ф. Эрве. Художник А. А. Малевич-Щукин.
"Красное солнышко", комическая оперетта в 3-х действиях, переделка оперетты "Маскотта" Э. Одрана (1-й акт).
1886 г., 18 февраля. Дом Алексеевых у Красных ворот.
"Денежные тузы", комедия в 3-х действиях, перевод с польского А. Крюковского.
"Лили", комедия-оперетта в 3-х действиях Ф. Эрве, перевод с французского В. С. Алексеева. Художник А. А. Малевич-Щукин.
Московское общество искусства и литературы
(1888--1898 гг.)
1889 г., 11 марта.
"Горящие письма", пьеса в 1-м действии П. Гнедича.
1891 г., 8 февраля.
"Плоды просвещения", комедия в 4-х действиях Л. Н. Толстого. Художник Ф. Е. Павловский.
1891 г., 14 ноября.
"Фома", картины прошлого в 3-х действиях по повести Ф. М. Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели", инсценировка К. С. Станиславского. Художники К. А. Коровин и В. В. Гурнов.
1894 г., 7 февраля.
"Гувернер", комедия в 5-ти действиях В. Дьяченко.
1894 г., 21 февраля.
"Последняя жертва", комедия в 5-ти действиях А. Н. Островского.
1894 г., 15 декабря.
"Светит, да не греет", драма в 5-ти действиях А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева.
1895 г., 9 января.
"Уриэль Акоста", трагедия в 5-ти действиях К. Гуцкова. Художник Ф. Н. Наврозов.
1895 г., 6 декабря.
"Самоуправцы", трагедия в 5-ти действиях А. Ф. Писемского.
1896 г., 19 января.
"Отелло", трагедия в 5-ти действиях В. Шекспира. Художник Ф. Н. Наврозов.
1896 г., 2 апреля.
"Ганнеле", фантастические сцены в 2-х действиях Г. Гауптмана. Художники Дубровин и Гвоздев.
1896 г., 19 ноября.
"Польский еврей", драма в 3-х действиях Эркмана-Шатриана. Художник Ф. Н. Наврозов.
1896 г., 19 декабря.
"Бесприданница", драма в 4-х действиях А. Н. Островского.
1897 г., 6 февраля.
"Много шума из ничего", комедия в 5-ти действиях В. Шекспира. Художник Ф. Н. Наврозов.
1897 г., 27 ноября.
"Геркулес", шутка в 1-м действии, перевод с немецкого П. Новикова.
1897 г., 17 декабря.
"Двенадцатая ночь", комедия в 5-ти действиях В. Шекспира. Художник Ф. Н. Наврозов.
1898 г., 27 января.
"Потонувший колокол", сказка-драма в 5-ти действиях Г. Гауптмана. Художник В. А. Симов.
Московский Художественный театр
(1898--1938 гг.)
1898 г., 14 октября.
"Царь Федор Иоаннович", трагедия в 5-ти действиях А. К. Толстого.
Режиссер А. А. Санин. Художник В. А. Симов.
1898 г., 19 октября.
"Потонувший колокол", сказка-драма в 5-ти действиях Г. Гауптмана.
Режиссер А. А. Санин. Художник В. А. Симов.
1898 г., 21 октября.
"Венецианский купец", комедия в 5-ти действиях В. Шекспира.
Режиссер А. А. Санин. Художник В. А. Симов.
1898 г., 4 ноября.
"Самоуправцы", трагедия в 5-ти действиях А. Ф. Писемского.
Режиссеры В. В. Лужский, А. А. Санин. Художник В. А. Симов.
1898 г., 2 декабря.
"Трактирщица", комедия в 3-х действиях К. Гольдони.
Художник В. А. Симов.
1898 г., 17 декабря.
"Чайка", драма в 4-х действиях А. П. Чехова.
Вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко. Художник В. А. Симов.
1899 г., 19 февраля.
"Эдда Габлер", драма в 4-х действиях Г. Ибсена.
Художник В. А. Симов.
1899 г., 29 сентября.
"Смерть Иоанна Грозного", трагедия в 5-ти действиях A. К. Толстого.
Режиссер А. А. Санин. Художник В. А. Симов.
1899 г., 3 октября.
"Двенадцатая ночь", комедия в 5-ти действиях В. Шекспира.
Режиссер В. В. Лужский. Художник Ф. Н. Наврозов.
1899 г., 5 октября.
"Геншель", драма в 5-ти действиях Г. Гауптмана.
Режиссер В. В. Лужский. Художник В. А. Симов.
1899 г., 26 октября.
"Дядя Ваня", сцены из деревенской жизни в 4-х действиях А. П. Чехова.
Вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко. Художник B. А. Симов.
1899 г., 16 декабря.
"Одинокие", драма в 5-ти действиях Г. Гауптмана.
Вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко. Художник В. А. Симов.
1900 г., 24 сентября.
"Снегурочка", весенняя сказка в 4-х действиях с прологом А. Н. Островского.
Режиссер А. А. Санин. Художник В. А. Симов.
1900 г., 24 октября.
"Доктор Штокман", драма в 5-ти действиях Г. Ибсена.
Режиссер В. В. Лужский. Художник В. А. Симов.
1901 г., 31 января.
"Три сестры", драма в 4-х действиях А. П. Чехова.
Вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко. Режиссер В. В. Лужский. Художник В. А. Симов.
1901 г., 19 сентября.
"Дикая утка", драма в 5-ти действиях Г. Ибсена.
Режиссер А. А. Санин. Художник В. А. Симов.
1901 г., 21 октября.