Файл: Дипломнаяработа по специальности 031200 педагогика и методика начального образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Применение приема классификации на уроках позволяет значительно расширить имеющиеся в практике приемы работы, способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит и элементы игры, и элементы поисковой деятельности, что в свою очередь повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы.

Итак, использование сравнения повышает активность мысли учащихся, качество знаний. В этом случае изучаемый материал глубоко осознается учащимися, прочно запечатлевается в их памяти. Сравнение нового материала с ранее изученным осуществляется в ходе беседы учителя с классом. Беседа позволяет наиболее эффективно управлять мыслительной деятельностью учащихся, процессом усвоения знаний.

Применение операции классификации на уроках математики позволяет значительно расширить имеющиеся в практике приёмы работы, способствуют формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит и элементы игры, и элементы поисковой деятельности, что в свою очередь повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы.

2.2. Анализ учебно-методического комплекса по математике с целью выявления возможности формирования логического мышления
Учителю необходимо ясно отдать себе отчет в том, что в наступающем учебном году он будет работать не по одному учебнику, как это было раньше, а исполь­зуя два основных пособия.

Первое - пособие нового вида, пред­ставляющее собой учебник-тетрадь и по­священное теме «Десяток», рассчитанное на первые 56 уроков, авторов М. И. Моро и др. Работа по нему должна быть закон­чена в первых числах декабря, с тем что­бы еще до конца полугодия можно было перейти к работе по учебнику «Сотня» и к концу полугодия закончить рассмотре­ние темы «Нумерация чисел от 1 до 100». Это второе пособие «Сотня», работа по которому в I классе 1-3 ведется, начиная с декабря и до конца учебного года, ис­пользуется и в школе 1-4 в качестве учебника для второго года обучения.

Вместе оба пособия, о которых идет речь, охватывают всю программу первого класса 1-3. Последняя тема в учебнике «Сотня», посвященная ознакомлению с умножением и делением, программой для I класса трехлетней школы не предусмо­трена, поэтому ознакомление с этим во­просом не является обязательным. Оно возможно только в случае, если учитель имеет дело с хорошо подготовленным классом и у него останется на это время.

Охарактеризуем несколько подробнее пособие «Десяток», которое по содержанию у учителя не может вызвать затруднений, но по форме преподнесения материала, по своей структуре будет для него новым (3, с. 34).


Основная особенность этого пособия, как это видно из самого его названия, со­стоит в том, что оно объединяет функции учебника, т.е. книги, в которой разъясня­ются основные понятия курса, раскрывает­ся его содержание на соответствующих уп­ражнениях, проводимых под руководством учителя, и функции тетради, предназна­ченной для организации самостоятельной работы учащихся. При этом речь идет не просто о тетради, а о тетради с печатной основой, позволяющей сделать упражне­ния, выполняемые детьми, более целена­правленными и более точно отвечающими конкретным задачам каждого урока. Тако­го рода тетради использовались в течение последних лет при обучении шестилеток, но в I классе школы 1-3, к сожалению, таких пособий не было. Между тем они очень важны в ходе формирования у детей навыков каллиграфически правильного письма, обучения их работе с тетрадью в клетчатую разлиновку. Упражнения, дан­ные на фоне клетчатой разлиновки, всегда относятся либо к записи указанной цифры или нескольких цифр в том порядке, как они предложены в образце, либо к выпол­нению простейших записей, связанных со сравнением чисел, решением примеров и т.д. В ряде случаев учитель может восполь­зоваться пустыми строками разлиновки, чтобы предложить свои задания, в частно­сти, необходимые для индивидуальной ра­боты с учащимися. При этом необходимо отметить, что можно использовать в рабо­те и обычную ученическую тетрадь (1, 31).

Для самостоятельной работы детей учебник-тетрадь предлагает и другие раз­нообразные задания, для выполнения ко­торых не нужна клетчатая разлиновка, например, с помощью проведения линий связать число и соответствующую группу предметов или запись решения задачи и соответствующий рисунок, или проиллю­стрировать состав числа (с. 19 и др.). Спе­циальным знаком обозначены задания, в которых требуется соединить точки от­резком по линейке (с. 21). Довольно мно­го упражнений, связанных с требовани­ем проставить нужный знак (+, — , =), устно составить задачу по рисунку и за­писать се решение. На с. 35, 49 и др. при­водятся упражнения типа «ковриков», в которых нужно раскрасить примеры с одинаковым ответом. В дальнейшем ана­логичные задания выполняются в ходе раскрашивания рисунков (с. 68, 87 и др.).

Работая по учебнику-тетради, важно следить за знаками, обозначающими ко­нец каждого урока, так как в этом посо­бии на урок иногда отводится одна стра­ница, а иногда - две.



Кроме того, в тетради дети встретятся с разнообразными занимательными упражне­ниями. Иногда они включены в тот или иной урок, но чаще встречаются в качестве разво­ротов или в качестве упражнений для за­крепления (с. 66—70 и др.). Всего в тетради 4 страницы разворотов и 11 страниц упраж­нений для закрепления. Материал этих стра­ниц учитель может использовать, дополняя им любой урок, иногда для выполнения са­мостоятельной работы учащимися, скорее справившимися с общим заданием. Упраж­нения с этих страниц следует включать, по возможности, в ход каждого урока. Всего на работу по этой тетради отводится в програм­ме 56 уроков. Именно столько уроков и раз­работано в учебнике-тетради. Только при этом условии учитель в первых числах дека­бря может вовремя перейти к работе по учебнику «Сотня» и до конца полугодия рас­смотреть тему «Нумерация в пределах 100».

В отличие от того, как это делалось в учебнике для I класса 1-3, после изучения темы «Десяток» при работе по новому учеб­нику «Сотня» область рассматриваемых чисел расширяется сразу до чисел в пределах 100. Однако в этой теме наряду с действия­ми над десятками и числами в пределах 100 особое внимание уделяется рассмотрению чисел от 11 до 20: их названиям, образова­нию, составу из десятков и единиц. Здесь же рассматриваются и соответствующие нумерационные случаи сложения и вычита­ния, а также примеры вида 7+3+6, 14-4-5. Все это обеспечивает необходи­мую подготовку к рассмотрению таблицы сложения и вычитания. Всю работу над те­мой «Нумерация» необходимо закончить до конца второй четверти (к Новому году).

Сохраняя достаточно внимательное от­ношение к дочисловому периоду, основным темам курса, авторы находят возможность не ограничиваться в конце года рассмотре­нием нумерации в пределах 20, как это бы­ло в программе и учебнике для шестиле­ток, но включить также тему «Сложение и вычитание однозначных чисел» (табличные случаи), не вынося знание таблицы сложе­ния и вычитания в пределах 20 в основные требования первого года обучения (50, с. 56).

Учебник претерпел принципиальные из­менения в отношении его содержания и оформления.

Значительно усилено внимание к разви­тию познавательных возможностей детей, расширению их кругозора, для чего в учеб­ник включены занимательные, развиваю­щие упражнения, игры, иллюстрации с сю­жетами русских и зарубежных сказок, мультфильмов, детских телепередач и т.п.

Таким образом, содержание и оформле­ние учебника приближены к возрасту детей и требованиям, предъявляемым к современной детской книге, близкой детям, радую­щей их красочными иллюстрациями, при­влекающей их непроизвольное внимание. Но это - учебная книга. В нее, в отличие от предыдущих учебни­ков, введен текст; уроки математики благо­даря этому не будут выпадать из целостно­го процесса формирования навыков чтения, которое не должно быть отдано на откуп только урокам обучения грамоте. Наличие пояснительных текстов и точно сформулированных заданий поможет и учителю использовать материал учебника достаточ­но полноценно: выявлять те обучающие воз­можности, которые заложены в подборе при­меров, иллюстраций и др., уточнять использу­емые термины, употреблять точные словесные формулировки. Авторы убеждены в том, что формирование краткой корректной математи­ческой речи может быть в полной мере обеспе­чено лишь учебником, даже подробные мето­дические руководства этого сделать не могут.


Структура учебника сохраняет поурочное его построение. Вместе с тем, учебник остав­ляет учителю возможность варьировать плани­рование с учетом конкретных условий работы.

Рассмотрение каждой темы, как и преж­де, сопровождается в учебнике страницами, содержащими дополнительные упражне­ния, которые учитель может включать как в любой урок по теме, так и в не разработан­ные учебником уроки. В конце учебника представлено итоговое обобщение материа­ла за весь первый год обучения в разделе «Чему мы научились?».

Новым является то, что учебник имеет большой формат и представлен в двух час­тях, содержащих материал соответственно для первого (Ч. I) и второго (Ч. II) полуго­дий учебного года.

В части I на каждый урок отводится по две страницы (разворот книги), что связано с наличием в этой части разнообразных ил­люстраций большого размера, многочис­ленных занимательных материалов.

Во второй части урок, как правило, зани­мает одну страницу (красный кружок отмеча­ет гонец урока!). В ней тоже содержатся за­нимательные упражнения и необходимые д. Цветные иллюстрации, но меньшего размера.

Широкие поля учебника (в обеих его частях) также используются в основном для разнообразных развивающих заданий и уп­ражнений.

Система и методика работы усовер­шенствованы по ряду направлений.

Учебник начинается с так называемого дочислового периода, в ходе которого основное внимание уделяется сравнению групп пред­метов и формированию на этой основе пони­мания отношений «больше», «меньше», «столько же» и выяснению того, на сколько предметов больше (меньше) в одной из срав­ниваемых групп. На этом этапе предусмотре­но развитие пространственных (налево, на­право, вверх, вниз, перед, между и т.п.) и вре­менных (раньше, позже, после того, как... и др.) представлений. Все это, помимо большо­го значения для общего развития ребенка, имеет непосредственное отношение к форми­рованию понятия числа и усвоению последо­вательности чисел натурального ряда.

Как и прежде, основным в учебнике ос­тается арифметический материал. При этом одновременное введение не одного, а двух чисел открывает более широкие воз­можности для сравнения, сопоставления этих чисел, для более раннего ознакомления с действиями над ними.

Использование терминов слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, раз­ность позволяет использовать грамотные формулировки сначала учителю, а затем и детям, в частности при формулировке переместительного свойства сложения.


Введение текста позволило больше внима­ния уделить введению математической сим­волики и терминологии, формированию та­ких понятий, как равенство, неравенство, верное равенство (неравенство), неверное ра­венство (неравенство), введению соответст­вующих знаков действий и отношений.

В процессе изучения темы «Сложение и вычитание с переходом через десяток» должны быть автоматизированы умения вы­полнять сложение и вычитание в пределах 10, которые совершенствуются до конца учебного года и выносятся в основные тре­бования к знаниям и умениям учащихся к концу первого года обучения.

В теме «Числа от 11 до 20» дети знако­мятся с названиями, последовательностью чисел второго десятка, с составом их и де­сятков и единиц, решением примеров вида 7 + 3 + 4,15 - 5 - 4, сопровождающимся ответами детей на вопросы «Сколько всего прибавили?», «Сколько всего вычли?» Та­ким образом, дети оказываются подготов­ленными к изучению в конце учебного года новой для I класса четырехлетней школы темы «Сложение и вычитание однозначных чисел (с переходом через десяток)».

Дети должны очень хорошо усвоить об­щие приемы сложения и вычитания с перехо­дом через десяток, которые на первом этапе работы много раз формулируются в развер­нутом виде в устных ответах учащихся.

На следующем этапе работы над табли­цей подробные формулировки приемов вы­числений должны свертываться. Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы уже в I классе все дети перешли к сокращенным пояснениям вида: «8 + 5. К 8 прибавить 2, будет 10, да еще 3, получится 13».

Следует иметь в виду, что более силь­ные учащиеся довольно скоро уже смогут давать ответ сразу, по памяти. Знание от­ветов наизусть надо поощрять. Более то­го, следует давать установку на запомина­ние всем детям.

В случае ошибки, воспроизведения ре­бенком по памяти неверного ответа, необхо­димо обязательно потребовать от него раз­вернутого пояснения хода вычислений.

В I классе недостаточно времени на от­работку сложения и вычитания с переходом через десяток и формирования автоматизи­рованного навыка у всех детей. Именно в связи с этим знание таблицы в пределах 20 не выносится в основные требования I класса (1, с. 35).

Учителю следует иметь в виду, что все дети должны знать табличные случаи сло­жения и вычитания наизусть к моменту пе­рехода к работе над письменными вычислениями.

По сравнению с учебником для шестиле­ток значительно усилена работа над тексто­выми задачами. До того, как введена задача, дети рассматривают бытовые, жизненные си­туации по картинке, сопровождая их рассуж­дениями вида «I да 1 — это 2», «2 без 1 (одно­го) — это I». Составляя рассказ по картинке, учащиеся часто не хотят ставить вопрос, рас­суждая примерно так: «Была 1 белочка, прибе­жала еще 1 белочка. Всего стало 2 белочки». Поэтому задача появляется в учебнике тогда, когда в работе с детьми происходит переход к неполной предметной наглядности, когда хотя бы одно из данных задачи выражено числом.