Файл: Дипломнаяработа по специальности 031200 педагогика и методика начального образования.doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Применение приема классификации на уроках позволяет значительно расширить имеющиеся в практике приемы работы, способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит и элементы игры, и элементы поисковой деятельности, что в свою очередь повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы.
Итак, использование сравнения повышает активность мысли учащихся, качество знаний. В этом случае изучаемый материал глубоко осознается учащимися, прочно запечатлевается в их памяти. Сравнение нового материала с ранее изученным осуществляется в ходе беседы учителя с классом. Беседа позволяет наиболее эффективно управлять мыслительной деятельностью учащихся, процессом усвоения знаний.
Применение операции классификации на уроках математики позволяет значительно расширить имеющиеся в практике приёмы работы, способствуют формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит и элементы игры, и элементы поисковой деятельности, что в свою очередь повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы.
2.2. Анализ учебно-методического комплекса по математике с целью выявления возможности формирования логического мышления
Учителю необходимо ясно отдать себе отчет в том, что в наступающем учебном году он будет работать не по одному учебнику, как это было раньше, а используя два основных пособия.
Первое - пособие нового вида, представляющее собой учебник-тетрадь и посвященное теме «Десяток», рассчитанное на первые 56 уроков, авторов М. И. Моро и др. Работа по нему должна быть закончена в первых числах декабря, с тем чтобы еще до конца полугодия можно было перейти к работе по учебнику «Сотня» и к концу полугодия закончить рассмотрение темы «Нумерация чисел от 1 до 100». Это второе пособие «Сотня», работа по которому в I классе 1-3 ведется, начиная с декабря и до конца учебного года, используется и в школе 1-4 в качестве учебника для второго года обучения.
Вместе оба пособия, о которых идет речь, охватывают всю программу первого класса 1-3. Последняя тема в учебнике «Сотня», посвященная ознакомлению с умножением и делением, программой для I класса трехлетней школы не предусмотрена, поэтому ознакомление с этим вопросом не является обязательным. Оно возможно только в случае, если учитель имеет дело с хорошо подготовленным классом и у него останется на это время.
Охарактеризуем несколько подробнее пособие «Десяток», которое по содержанию у учителя не может вызвать затруднений, но по форме преподнесения материала, по своей структуре будет для него новым (3, с. 34).
Основная особенность этого пособия, как это видно из самого его названия, состоит в том, что оно объединяет функции учебника, т.е. книги, в которой разъясняются основные понятия курса, раскрывается его содержание на соответствующих упражнениях, проводимых под руководством учителя, и функции тетради, предназначенной для организации самостоятельной работы учащихся. При этом речь идет не просто о тетради, а о тетради с печатной основой, позволяющей сделать упражнения, выполняемые детьми, более целенаправленными и более точно отвечающими конкретным задачам каждого урока. Такого рода тетради использовались в течение последних лет при обучении шестилеток, но в I классе школы 1-3, к сожалению, таких пособий не было. Между тем они очень важны в ходе формирования у детей навыков каллиграфически правильного письма, обучения их работе с тетрадью в клетчатую разлиновку. Упражнения, данные на фоне клетчатой разлиновки, всегда относятся либо к записи указанной цифры или нескольких цифр в том порядке, как они предложены в образце, либо к выполнению простейших записей, связанных со сравнением чисел, решением примеров и т.д. В ряде случаев учитель может воспользоваться пустыми строками разлиновки, чтобы предложить свои задания, в частности, необходимые для индивидуальной работы с учащимися. При этом необходимо отметить, что можно использовать в работе и обычную ученическую тетрадь (1, 31).
Для самостоятельной работы детей учебник-тетрадь предлагает и другие разнообразные задания, для выполнения которых не нужна клетчатая разлиновка, например, с помощью проведения линий связать число и соответствующую группу предметов или запись решения задачи и соответствующий рисунок, или проиллюстрировать состав числа (с. 19 и др.). Специальным знаком обозначены задания, в которых требуется соединить точки отрезком по линейке (с. 21). Довольно много упражнений, связанных с требованием проставить нужный знак (+, — , =), устно составить задачу по рисунку и записать се решение. На с. 35, 49 и др. приводятся упражнения типа «ковриков», в которых нужно раскрасить примеры с одинаковым ответом. В дальнейшем аналогичные задания выполняются в ходе раскрашивания рисунков (с. 68, 87 и др.).
Работая по учебнику-тетради, важно следить за знаками, обозначающими конец каждого урока, так как в этом пособии на урок иногда отводится одна страница, а иногда - две.
Кроме того, в тетради дети встретятся с разнообразными занимательными упражнениями. Иногда они включены в тот или иной урок, но чаще встречаются в качестве разворотов или в качестве упражнений для закрепления (с. 66—70 и др.). Всего в тетради 4 страницы разворотов и 11 страниц упражнений для закрепления. Материал этих страниц учитель может использовать, дополняя им любой урок, иногда для выполнения самостоятельной работы учащимися, скорее справившимися с общим заданием. Упражнения с этих страниц следует включать, по возможности, в ход каждого урока. Всего на работу по этой тетради отводится в программе 56 уроков. Именно столько уроков и разработано в учебнике-тетради. Только при этом условии учитель в первых числах декабря может вовремя перейти к работе по учебнику «Сотня» и до конца полугодия рассмотреть тему «Нумерация в пределах 100».
В отличие от того, как это делалось в учебнике для I класса 1-3, после изучения темы «Десяток» при работе по новому учебнику «Сотня» область рассматриваемых чисел расширяется сразу до чисел в пределах 100. Однако в этой теме наряду с действиями над десятками и числами в пределах 100 особое внимание уделяется рассмотрению чисел от 11 до 20: их названиям, образованию, составу из десятков и единиц. Здесь же рассматриваются и соответствующие нумерационные случаи сложения и вычитания, а также примеры вида 7+3+6, 14-4-5. Все это обеспечивает необходимую подготовку к рассмотрению таблицы сложения и вычитания. Всю работу над темой «Нумерация» необходимо закончить до конца второй четверти (к Новому году).
Сохраняя достаточно внимательное отношение к дочисловому периоду, основным темам курса, авторы находят возможность не ограничиваться в конце года рассмотрением нумерации в пределах 20, как это было в программе и учебнике для шестилеток, но включить также тему «Сложение и вычитание однозначных чисел» (табличные случаи), не вынося знание таблицы сложения и вычитания в пределах 20 в основные требования первого года обучения (50, с. 56).
Учебник претерпел принципиальные изменения в отношении его содержания и оформления.
Значительно усилено внимание к развитию познавательных возможностей детей, расширению их кругозора, для чего в учебник включены занимательные, развивающие упражнения, игры, иллюстрации с сюжетами русских и зарубежных сказок, мультфильмов, детских телепередач и т.п.
Таким образом, содержание и оформление учебника приближены к возрасту детей и требованиям, предъявляемым к современной детской книге, близкой детям, радующей их красочными иллюстрациями, привлекающей их непроизвольное внимание. Но это - учебная книга. В нее, в отличие от предыдущих учебников, введен текст; уроки математики благодаря этому не будут выпадать из целостного процесса формирования навыков чтения, которое не должно быть отдано на откуп только урокам обучения грамоте. Наличие пояснительных текстов и точно сформулированных заданий поможет и учителю использовать материал учебника достаточно полноценно: выявлять те обучающие возможности, которые заложены в подборе примеров, иллюстраций и др., уточнять используемые термины, употреблять точные словесные формулировки. Авторы убеждены в том, что формирование краткой корректной математической речи может быть в полной мере обеспечено лишь учебником, даже подробные методические руководства этого сделать не могут.
Структура учебника сохраняет поурочное его построение. Вместе с тем, учебник оставляет учителю возможность варьировать планирование с учетом конкретных условий работы.
Рассмотрение каждой темы, как и прежде, сопровождается в учебнике страницами, содержащими дополнительные упражнения, которые учитель может включать как в любой урок по теме, так и в не разработанные учебником уроки. В конце учебника представлено итоговое обобщение материала за весь первый год обучения в разделе «Чему мы научились?».
Новым является то, что учебник имеет большой формат и представлен в двух частях, содержащих материал соответственно для первого (Ч. I) и второго (Ч. II) полугодий учебного года.
В части I на каждый урок отводится по две страницы (разворот книги), что связано с наличием в этой части разнообразных иллюстраций большого размера, многочисленных занимательных материалов.
Во второй части урок, как правило, занимает одну страницу (красный кружок отмечает гонец урока!). В ней тоже содержатся занимательные упражнения и необходимые д. Цветные иллюстрации, но меньшего размера.
Широкие поля учебника (в обеих его частях) также используются в основном для разнообразных развивающих заданий и упражнений.
Система и методика работы усовершенствованы по ряду направлений.
Учебник начинается с так называемого дочислового периода, в ходе которого основное внимание уделяется сравнению групп предметов и формированию на этой основе понимания отношений «больше», «меньше», «столько же» и выяснению того, на сколько предметов больше (меньше) в одной из сравниваемых групп. На этом этапе предусмотрено развитие пространственных (налево, направо, вверх, вниз, перед, между и т.п.) и временных (раньше, позже, после того, как... и др.) представлений. Все это, помимо большого значения для общего развития ребенка, имеет непосредственное отношение к формированию понятия числа и усвоению последовательности чисел натурального ряда.
Как и прежде, основным в учебнике остается арифметический материал. При этом одновременное введение не одного, а двух чисел открывает более широкие возможности для сравнения, сопоставления этих чисел, для более раннего ознакомления с действиями над ними.
Использование терминов слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность позволяет использовать грамотные формулировки сначала учителю, а затем и детям, в частности при формулировке переместительного свойства сложения.
Введение текста позволило больше внимания уделить введению математической символики и терминологии, формированию таких понятий, как равенство, неравенство, верное равенство (неравенство), неверное равенство (неравенство), введению соответствующих знаков действий и отношений.
В процессе изучения темы «Сложение и вычитание с переходом через десяток» должны быть автоматизированы умения выполнять сложение и вычитание в пределах 10, которые совершенствуются до конца учебного года и выносятся в основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу первого года обучения.
В теме «Числа от 11 до 20» дети знакомятся с названиями, последовательностью чисел второго десятка, с составом их и десятков и единиц, решением примеров вида 7 + 3 + 4,15 - 5 - 4, сопровождающимся ответами детей на вопросы «Сколько всего прибавили?», «Сколько всего вычли?» Таким образом, дети оказываются подготовленными к изучению в конце учебного года новой для I класса четырехлетней школы темы «Сложение и вычитание однозначных чисел (с переходом через десяток)».
Дети должны очень хорошо усвоить общие приемы сложения и вычитания с переходом через десяток, которые на первом этапе работы много раз формулируются в развернутом виде в устных ответах учащихся.
На следующем этапе работы над таблицей подробные формулировки приемов вычислений должны свертываться. Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы уже в I классе все дети перешли к сокращенным пояснениям вида: «8 + 5. К 8 прибавить 2, будет 10, да еще 3, получится 13».
Следует иметь в виду, что более сильные учащиеся довольно скоро уже смогут давать ответ сразу, по памяти. Знание ответов наизусть надо поощрять. Более того, следует давать установку на запоминание всем детям.
В случае ошибки, воспроизведения ребенком по памяти неверного ответа, необходимо обязательно потребовать от него развернутого пояснения хода вычислений.
В I классе недостаточно времени на отработку сложения и вычитания с переходом через десяток и формирования автоматизированного навыка у всех детей. Именно в связи с этим знание таблицы в пределах 20 не выносится в основные требования I класса (1, с. 35).
Учителю следует иметь в виду, что все дети должны знать табличные случаи сложения и вычитания наизусть к моменту перехода к работе над письменными вычислениями.
По сравнению с учебником для шестилеток значительно усилена работа над текстовыми задачами. До того, как введена задача, дети рассматривают бытовые, жизненные ситуации по картинке, сопровождая их рассуждениями вида «I да 1 — это 2», «2 без 1 (одного) — это I». Составляя рассказ по картинке, учащиеся часто не хотят ставить вопрос, рассуждая примерно так: «Была 1 белочка, прибежала еще 1 белочка. Всего стало 2 белочки». Поэтому задача появляется в учебнике тогда, когда в работе с детьми происходит переход к неполной предметной наглядности, когда хотя бы одно из данных задачи выражено числом.