Файл: Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наставничество как эффективный метод повышения профессиональной деятельности педагогов и создания комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации

«Чтобы научить другого,

требуется больше ума,

чем чтобы научиться самому...»

М. Монтень

2023 год назначен Годом Педагога и Наставника, в связи с этим тема наставничества является одной из основных в сфере образования.

В условиях модернизации системы образования в России система наставничества выступает как инструмент повышения качества образования и механизм адаптации молодых педагогов. Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи профессионального опыта. Это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

Наста́вничество — отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции.

Наставничество - это индивидуальная воспитательная работа с молодыми специалистами, не имеющими трудового стажа в педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.

Целью наставничества является оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, тесное вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь, повышение профессиональной компетенции начинающего педагога.

Молодому специалисту необходима помощь со стороны опытного педагога – наставника, способного оказать ему практическую помощь, повысить его теоретическую и профессиональную компетентность.

Для наставника работа с молодым специалистом - способ самореализации, повышение квалификации, выход на более высокий уровень профессиональной компетенции.

Цель: создание условий для молодых специалистов по самореализации, приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепления молодых специалистов в коллективе.


Задачи: создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе молодых педагогов, оказание помощи в приобретении навыков практической деятельности, в планировании и организации учебной деятельности.

Основные принципы:

Принцип уважения и доверия к человеку.
Принцип целостности.
Принцип сотрудничества.
Принцип индивидуализации

Основные направления работы:

Планирование и организация работы по предмету.
Планирование и организация воспитательной работы.
Работа с документацией.
Работа по самообразованию.
Контроль и руководство за деятельностью молодого специалиста.
Психолого - педагогическая поддержка.

Этапы работы с молодым специалистом

1 этап – адаптационный

2 этап - основной проектировочный

3 этап - контрольно-оценочный

К ожидаемым результатам наставничества относятся: закрепление молодых специалистов в коллективе образовательной организации, формирование у молодых специалистов потребности в самообразовании.

Чтобы взаимодействие с молодым педагогом было конструктивным и приносило желаемые результаты, педагогу – наставнику необходимо помнить о некоторых правилах общения: не приказывать («вы должны»), не проповедовать («на вас лежит ответственность…»), не поучать («если бы вы послушали меня …»). Наставник должен стимулировать процесс профессиональной поддержки молодого педагога. Небольшая личная победа подопечного – это успех наставника и, в конечном итоге, успех всего ДОУ и системы образования в целом. Деятельность молодого человека, который нашел и зажег в себе искру личности и профессиональной индивидуальности, способствует прогрессивному развитию образования. «Педагог живёт до тех пор, пока учится, если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель». Эти слова великого педагога Константина Ушинского – лейтмотив наставника и молодого педагога.

2.Критерии и показатели отбора наставников

Общими и обязательными критериями наставников являются:

  • наличие личного желания стать наставником, куратором (даже при условии его выдвижения администрацией или коллективом ОО);

  • высокий уровень развития ключевых компетенций:

    • способность развивать других,

    • способность выстраивать отношения с окружающими,

    • ответственность,

    • нацеленность на результат,

    • умение мотивировать и вдохновлять других,

    • способность к собственному профессиональному и личностному развитию.


Наставниками могут быть педагогические работники, обладающие высокими профессиональными качествами, имеющие стабильные показатели в работе, обладающие коммуникативными навыками и гибкостью в общении; имеющие высшее или среднее специальное образование, стаж педагогической работы не менее 5 лет.

Наставляемым может быть:

Молодой специалист, имеющий малый опыт работы — от 0 до 3 лет, испытывающий трудности в организации учебного процесса, во взаимодействии с обучающимися, другими педагогами или администрацией. Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации. Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.

Документы, необходимые для работы наставника:

Приказ о «Об организации работы с молодым специалистом»

Положение о наставничестве

План работы с молодыми специалистами

Методические рекомендации наставнику

Аналитическая документация  контроля адаптации молодого  учителя.

Отчеты наставника о проделанной работе представляются на:

заседание предметно-цикловой комиссии, заседание методического совета.

3.Критерии эффективности практики наставничества

В части оценки наставнической программыв образовательной организации подобными критериями могут быть:

  • соответствие условий организации наставнической деятельности требованиям модели и программ, по которым она осуществляется;

  • оценка соответствия организации наставнической деятельности принципам, заложенным в модели и программах;

  • соответствие наставнической деятельности современным подходам и технологиям;

  • наличие соответствующего психологического климата в образовательной организации, на базе которой организован процесс наставнической деятельности;

  • логичность деятельности наставника, понимание им ситуации наставляемого и правильность выбора основного направления взаимодействия;

  • положительная динамика в поступлении запросов участников на продолжение работы.

В части определения эффективности всех участников наставнической деятельностив образовательной организации:


  • степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности;

  • уровень удовлетворенности партнеров от взаимодействия в наставнической деятельности;

Относительно изменений в личности наставляемого- участника программы наставничествав образовательной организации критериями динамики развития наставляемых могут выступать:

    • улучшение и позитивная динамика образовательных результатов, изменение ценностных ориентаций участников в сторону социально-значимых;

    • нормализация уровня тревожности;

    • оптимизация процессов общения;

    • повышение уровня самооценки наставляемого;

    • активность и заинтересованность наставляемых в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью;

- степень применения наставляемыми полученных от наставника знаний, умений и опыта в профессиональной деятельности.

Организация систематического мониторинга наставнической деятельности позволяет четко отследить, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым, какова динамика формирования наставляемого и удовлетворенности наставника своей деятельностью.

Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

  1. качество реализации программы наставничества;

  2. мотивационно-личностный, компетентностный, профессиональный рост участников и положительная динамика образовательных результатов.

4.Мониторинг процесса реализации программы наставничества

На первом этапе мониторинга ведется изучение (оценка) качества реализуемой программы наставничества, сильных и слабых сторон, качества совместной работы в парах и группах наставник-наставляемый. Мониторинг помогает отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.

Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества,


сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар/групп «наставник – наставляемый».

Мониторинг помогает отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.

Цели и задачи:

Мониторинг процесса реализации программ наставничества направлен на две ключевые цели:

  1. Оценка качества реализуемой программы наставничества.

  2. Оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри учебного заведения и сотрудничающих с ним организаций/индивидов.

Среди задач, решаемых данным мониторингом, можно выделить:

  • сбор обратной связи от участников и кураторов (метод анкетирования);

  • обоснование требований к процессу наставничества, к личности наставника;

  • контроль за процессом наставничества;

  • описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого;

  • определение условий эффективного наставничества;

  • контроль показателей социального и профессионального благополучия;

  • анализ динамики качественных и количественных изменений отслеживаемых показателей.

Наставничество — не дань моде и не инновация, а достаточно традиционный, но при этом эффективный метод адаптации педагогов к новым условиям.

5.СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ НАСТАВНИКАМ

Рекомендации наставнику:

  1. Делиться опытом безвозмездно, без назидания,  доброжелательно.

  2. Помогать терпеливо, своевременно, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительные стороны в работе.

  3. Посещать уроки молодого учителя, анализировать, отмечать положительную динамику, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать.

  4. Работать с молодым специалистом на опережение. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе.    Постараться изучать материал с опережением на несколько  уроков, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методического раскрытия наиболее сложных тем.

  5. Внимательно проанализировать учебные программы и пояснительные записки к ним с молодым специалистом. Проанализируйте  предметные результаты освоения образовательной программы по предметам на конец каждой четверти, на конец учебного года, на конец учебного курса.  

  6. Показать, как готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.

  7. Помочь составить   план самообразования (ежемесячный план-график) и подобрать методическую литературу для самообразования.