Файл: Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому .docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наставничество как эффективный метод повышения профессиональной деятельности педагогов и создания комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации
«Чтобы научить другого,
требуется больше ума,
чем чтобы научиться самому...»
М. Монтень
2023 год назначен Годом Педагога и Наставника, в связи с этим тема наставничества является одной из основных в сфере образования.
В условиях модернизации системы образования в России система наставничества выступает как инструмент повышения качества образования и механизм адаптации молодых педагогов. Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи профессионального опыта. Это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Наста́вничество — отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции.
Наставничество - это индивидуальная воспитательная работа с молодыми специалистами, не имеющими трудового стажа в педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.
Целью наставничества является оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, тесное вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь, повышение профессиональной компетенции начинающего педагога.
Молодому специалисту необходима помощь со стороны опытного педагога – наставника, способного оказать ему практическую помощь, повысить его теоретическую и профессиональную компетентность.
Для наставника работа с молодым специалистом - способ самореализации, повышение квалификации, выход на более высокий уровень профессиональной компетенции.
Цель: создание условий для молодых специалистов по самореализации, приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепления молодых специалистов в коллективе.
Задачи: создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе молодых педагогов, оказание помощи в приобретении навыков практической деятельности, в планировании и организации учебной деятельности.
Основные принципы:
Принцип уважения и доверия к человеку.
Принцип целостности.
Принцип сотрудничества.
Принцип индивидуализации
Основные направления работы:
Планирование и организация работы по предмету.
Планирование и организация воспитательной работы.
Работа с документацией.
Работа по самообразованию.
Контроль и руководство за деятельностью молодого специалиста.
Психолого - педагогическая поддержка.
Этапы работы с молодым специалистом
1 этап – адаптационный
2 этап - основной проектировочный
3 этап - контрольно-оценочный
К ожидаемым результатам наставничества относятся: закрепление молодых специалистов в коллективе образовательной организации, формирование у молодых специалистов потребности в самообразовании.
Чтобы взаимодействие с молодым педагогом было конструктивным и приносило желаемые результаты, педагогу – наставнику необходимо помнить о некоторых правилах общения: не приказывать («вы должны»), не проповедовать («на вас лежит ответственность…»), не поучать («если бы вы послушали меня …»). Наставник должен стимулировать процесс профессиональной поддержки молодого педагога. Небольшая личная победа подопечного – это успех наставника и, в конечном итоге, успех всего ДОУ и системы образования в целом. Деятельность молодого человека, который нашел и зажег в себе искру личности и профессиональной индивидуальности, способствует прогрессивному развитию образования. «Педагог живёт до тех пор, пока учится, если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель». Эти слова великого педагога Константина Ушинского – лейтмотив наставника и молодого педагога.
2.Критерии и показатели отбора наставников
Общими и обязательными критериями наставников являются:
-
наличие личного желания стать наставником, куратором (даже при условии его выдвижения администрацией или коллективом ОО); -
высокий уровень развития ключевых компетенций:-
способность развивать других, -
способность выстраивать отношения с окружающими, -
ответственность, -
нацеленность на результат, -
умение мотивировать и вдохновлять других, -
способность к собственному профессиональному и личностному развитию.
-
Наставниками могут быть педагогические работники, обладающие высокими профессиональными качествами, имеющие стабильные показатели в работе, обладающие коммуникативными навыками и гибкостью в общении; имеющие высшее или среднее специальное образование, стаж педагогической работы не менее 5 лет.
Наставляемым может быть:
Молодой специалист, имеющий малый опыт работы — от 0 до 3 лет, испытывающий трудности в организации учебного процесса, во взаимодействии с обучающимися, другими педагогами или администрацией. Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации. Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.
Документы, необходимые для работы наставника:
Приказ о «Об организации работы с молодым специалистом»
Положение о наставничестве
План работы с молодыми специалистами
Методические рекомендации наставнику
Аналитическая документация контроля адаптации молодого учителя.
Отчеты наставника о проделанной работе представляются на:
заседание предметно-цикловой комиссии, заседание методического совета.
3.Критерии эффективности практики наставничества
В части оценки наставнической программыв образовательной организации подобными критериями могут быть:
-
соответствие условий организации наставнической деятельности требованиям модели и программ, по которым она осуществляется; -
оценка соответствия организации наставнической деятельности принципам, заложенным в модели и программах; -
соответствие наставнической деятельности современным подходам и технологиям; -
наличие соответствующего психологического климата в образовательной организации, на базе которой организован процесс наставнической деятельности; -
логичность деятельности наставника, понимание им ситуации наставляемого и правильность выбора основного направления взаимодействия; -
положительная динамика в поступлении запросов участников на продолжение работы.
В части определения эффективности всех участников наставнической деятельностив образовательной организации:
-
степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности; -
уровень удовлетворенности партнеров от взаимодействия в наставнической деятельности;
Относительно изменений в личности наставляемого- участника программы наставничествав образовательной организации критериями динамики развития наставляемых могут выступать:
-
улучшение и позитивная динамика образовательных результатов, изменение ценностных ориентаций участников в сторону социально-значимых; -
нормализация уровня тревожности; -
оптимизация процессов общения; -
повышение уровня самооценки наставляемого; -
активность и заинтересованность наставляемых в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью;
- степень применения наставляемыми полученных от наставника знаний, умений и опыта в профессиональной деятельности.
Организация систематического мониторинга наставнической деятельности позволяет четко отследить, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым, какова динамика формирования наставляемого и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
-
качество реализации программы наставничества; -
мотивационно-личностный, компетентностный, профессиональный рост участников и положительная динамика образовательных результатов.
4.Мониторинг процесса реализации программы наставничества
На первом этапе мониторинга ведется изучение (оценка) качества реализуемой программы наставничества, сильных и слабых сторон, качества совместной работы в парах и группах наставник-наставляемый. Мониторинг помогает отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.
Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества,
сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар/групп «наставник – наставляемый».
Мониторинг помогает отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.
Цели и задачи:
Мониторинг процесса реализации программ наставничества направлен на две ключевые цели:
-
Оценка качества реализуемой программы наставничества. -
Оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри учебного заведения и сотрудничающих с ним организаций/индивидов.
Среди задач, решаемых данным мониторингом, можно выделить:
-
сбор обратной связи от участников и кураторов (метод анкетирования); -
обоснование требований к процессу наставничества, к личности наставника; -
контроль за процессом наставничества; -
описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого; -
определение условий эффективного наставничества; -
контроль показателей социального и профессионального благополучия; -
анализ динамики качественных и количественных изменений отслеживаемых показателей.
Наставничество — не дань моде и не инновация, а достаточно традиционный, но при этом эффективный метод адаптации педагогов к новым условиям.
5.СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ НАСТАВНИКАМ
Рекомендации наставнику:
-
Делиться опытом безвозмездно, без назидания, доброжелательно. -
Помогать терпеливо, своевременно, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительные стороны в работе. -
Посещать уроки молодого учителя, анализировать, отмечать положительную динамику, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать. -
Работать с молодым специалистом на опережение. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. Постараться изучать материал с опережением на несколько уроков, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методического раскрытия наиболее сложных тем. -
Внимательно проанализировать учебные программы и пояснительные записки к ним с молодым специалистом. Проанализируйте предметные результаты освоения образовательной программы по предметам на конец каждой четверти, на конец учебного года, на конец учебного курса. -
Показать, как готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ. -
Помочь составить план самообразования (ежемесячный план-график) и подобрать методическую литературу для самообразования.