Файл: Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТИТУЛ

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела…………..8

1.1. Понятие, сущность и задачи стадии возбуждения уголовного дела…………………………………………………………………………………...8

1.2. Значение стадии возбуждения уголовного дела о контрабанде наркотиков…………………………………………………………………………...14

Глава 2. Поводы и основания возбуждения уголовного дела о контрабанде наркотиков……………………………………………………………………......17

2.1 Поводы к возбуждению уголовного дела по контрабанде наркотиков………………………………………………………………………………17

2.2. Основания для возбуждения уголовного дела по контрабанде наркотиков…………………………………………………………………………...31

2.3 Основания отказа в возбуждении уголовного дела по контрабанде наркотиков………………………………………………………………………..34

Глава 3. Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела о контрабанде


ВВЕДЕНИЕ
Экономическая преступность, в том числе преступность в сфере таможенного дела, негативно влияет на все институты общества. Она нарушает установленный порядок функционирования материальной основы государства – экономику и eгo внешнеэкономическую деятельность. В системе правоохранительных органов Российской Федерации, осуществляющих борьбу с этими преступлениями, особое место принадлежит таможенным органам.

Среди таможенных преступлений наиболее опасным является контрабанда наркотических средств.

Ещё 15-20 лет тому назад для большинства жителей нашей страны слова – наркомания, наркобизнес, относились к разряду экзотических.

Сегодня наркотики не сходят со страниц газет и экранов телевизоров и кинотеатров. По оценкам экспертов, число лиц, употребляющих наркотики в мире, в настоящее время составляет приблизительно 185 миллионов человек, что равно примерно 4,7 процента населения земного шара в возрасте от 15 до 64 лет. В числе этих потенциальных жертв уже миллионы наших соотечественников.

Распространению наркотиков в Российской Федерации способствует сложная социально-экономическая ситуация в стране, процесс поляризации доходов различных социальных групп, а также проблемы, связанные с материально-техническим и финансовым обеспечением охраны границы и правоохранительной деятельности.

Помимо того, что наркотики наносят непоправимый ущерб здоровью людей, приводят к деградации общества, они одновременно являются своеобразным оружием массового поражения в руках различного рода террористических организаций. Доходы, полученные от наркобизнеса, являются устойчивым источником, подпитывающим террористическую деятельность, что делает усилия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков кардинально важным элементом глобальной стратегии в войне против терроризма.


Российские таможенники как никто другой знают о размахе и степени опасности наркоторговли, являющейся одной из основных движущих сил криминализации общества, а также питательной средой для террористических и экстремистских группировок различного толка.

Анализ результатов оперативно-служебной деятельности таможенных органов и общего развития наркоситуации в Российской Федерации свидетельствуют о том, что основная масса наиболее опасных наркотиков продолжает поступать в Россию крупными партиями по устойчивым и хорошо законспирированным каналам контрабанды, находящимся под контролем организованных преступных группировок, обладающих разветвленной сетью международных и межрегиональных связей.

Россия, в силу своего геополитического положения находится на одном из передовых рубежей в борьбе с международной наркопреступностью, которая за последние десятилетия трансформировалась в мощные, высокоорганизованные сообщества.

Сегодня с высокой степенью уверенности можно говорить, что на рынке наркоторговли в России сложилась целая индустрия, одной из составляющих которой является система нелегальной доставки наркотиков на её территорию.

В 2009 году в ходе таможенного контроля лиц, транспортных средств и грузов, следующих через таможенную границу, а также оперативно-розыскных мероприятий, проводимых таможенными органами самостоятельно и во взаимодействии с российскими и зарубежными правоохранительными органами, из незаконного оборота изъято в 1504 случаях 2451,159 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.
Правоохранительными подразделениями таможенных органов возбуждено:

-947 уголовных дел по контрабанде, по которым изъято 1639,586 кг наркотиков, в том числе более 501,747 кг героина, 101,265 кг кокаина, 672,495 кг гашиша, 152,793 кг марихуаны, 21,214 кг опия;

-211 административных дел по нарушениям правил перемещения через таможенную границу товаров, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, по которым задержано более 164,429 кг товаров указанной номенклатуры.

В 18 случаях было задержано более 26454 кг прекурсоров.

В указанных период обстановка на таможенной границе России, связанная с контрабандой наркотиков, по сравнению с предыдущими годами существенных изменений не претерпела, как и в прошлые годы наиболее активные попытки контрабанды наркотиков осуществлялись на южных границах страны, где проходят основные маршруты нелегального перемещения наркотиков из стран Средней Азии и Афганистана.



Статистика задержаний наркотиков свидетельствует, что основная масса контрабанды наркотических средств и психотропных веществ в течении года поступала на территорию России традиционными маршрутами из стран ближнего зарубежья, включая практически все страны СНГ.

Основная масса контрабанды наркотиков, как и в предыдущие годы, задерживалась таможенными органами при попытках ввоза на территорию страны (1074 случая).

Для транспортировки наркотиков в течение 2009 года контрабандистами активно использовались все основные виды транспортных средств, а также каналы международных почтовых отправлений.

На железной дороге отмечается интенсивный поток наркокурьеров, что в первую очередь обусловлено значительными объемами грузовых и пассажирских перевозок, осуществляемых этим видом транспорта.

Наиболее крупные объемы контрабанды наркотиков выявлены и задержаны при попытках их перемещения грузовым автомобильным транспортом.

Максимальное число фактов задержания контрабанды наркотиков, как и в прошлом году, приходится на границу с Украиной, с территории которой перевозчики ввозили наркотики растительной группы (392 случая задержания, в 2008 г. – 386 случаев).

Также в 2009 году увеличение числа случаев задержания контрабанды наркотиков отмечается на границе с Китаем (264 случая, в 2008 г. – 205 случаев) с Таджикистаном (131 случай, в 2008 г. – 68 случаев).

Раскрытие и расследование преступлений о контрабанде наркотиков сопряжено со значительными трудностями. Правильное и своевременное применение норм уголовного законодательства об ответственности за это преступление возможно только при быстром и квалифицированном расследовании, которое, в свою очередь, зависит от качества оформления первичных материалов, а также правильным решением вопроса о наличии или отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела.

Оптимизация уголовно-процессуальной формы является одной из важнейших проблем уголовного процесса. Следовательно, для успешной уголовно-правовой борьбы с контрабандой наркотиков необходимо понять процессуальные вопросы возбуждения уголовного дела.

Практика показывает, что ошибки, допущенные в стадии возбуждения уголовного дела, становятся трудно поправимыми или вообще непоправимыми в процессе предварительного расследования и судебного разбирательства.

Проблема первоначальной стадии уголовного процесса – возбуждения уголовного дела – всегда представляла собой научный и особенно практический интерес. Однако в процессуальной и криминалистической литературе вопросы возбуждения уголовного дела часто рассматривались вообще, а не применительно к отдельным видам преступления.


Дела о контрабанде наркотиков имеют особенности в характере и понимании поводов и оснований к возбуждению уголовного дела. Такие основания обусловлены, в свою очередь, качествами признаков, характеризующих рассматриваемый вид преступления.

Поэтому уместно и необходимо исследовать вопросы возбуждения уголовного дела применительно к контрабанде наркотиков.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В конце дается список использованных законодательных источников и литературы.

Указанная структура позволяет, на наш взгляд, раскрыть основания и процессуальный порядок возбуждения уголовных дел о контрабанде наркотиков и показать особенности реализации данного института в органах дознания ФТС России применительно к рассматриваемому преступлению.

1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
1.1 Понятие, сущность и задачи стадии возбуждения

уголовного дела

Возбуждение уголовного дела является необходимой, обязательной частью уголовно-процессуальной деятельности. Ни одно уголовное дело не может миновать эту стадию. Она является самостоятельным этапом уголовного процесса, перед которым стоят определенные задачи. Её суть выражается в том, что компетентные органы и должностные лица, получив сведения о совершенном или готовящемся преступлении, обязаны установить наличие или отсутствие оснований для производства по уголовному делу. По результатам этой деятельности они принимают решение, определяющее дальнейшее движение дела.

Разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела – одно из основных назначений стадии возбуждения уголовного дела. Этим она способствует выполнению общего назначения уголовного судопроизводства, сформулированного в ст. 6 УПК РФ.

Процесс установления наличия либо отсутствия материально-правовых и процессуальных предпосылок расследования, сопряженного с применением мер процессуального принуждения и производством следственных действий, заключается в себя сущность стадии возбуждения уголовного дела.

Данная стадия включает в себя деятельность органа дознания, следователя, прокурора по рассмотрению первичной информации о преступлении (заявлений, сообщений и др.), проверку этой информации, передачу информации по подследственности, а также вынесение решения о возбуждении уголовного дела, либо отказа в этом.


«Возбуждение уголовного дела как составная часть досудебного производства в российском уголовном процессе представляет собой урегулированную законом деятельность по получению и оформлению информации о преступлении, в необходимых случаях - по проверке наличия в данной информации оснований для начала предварительного расследования, а также по принятию решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела. Нынешние законодательные реалии таковы, что именно стадия возбуждения дела приводит механизм уголовного процесса в движение, создает правовую основу для выполнения процессуальных действий в последующих стадиях… и точкой отсчета сроков данного производства».1

Исходя из общих целей уголовного судопроизводства можно сформулировать конкретные задачи стадии возбуждения уголовного дела, которые сводятся к осуществлению следующих действий:

-прием, регистрация и рассмотрение, а в необходимых случаях и дополнение необходимыми сведениями первичных материалов о преступлении с целью установления законности повода и достаточности оснований для возбуждения уголовного дела

-выяснение обстоятельств или пресечение преступления

-закрепление в определенной процессуальной форме следов преступления

«Обязанность принятия заявления (сообщения) о преступлении позволяет говорить о наличии у органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя и члена следственной группы, начальника следственного отдела или прокурора на стадии возбуждения уголовного дела задачи реагирования на каждый факт совершения деяния, содержащего уголовно процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления.

Возложение законодателем на уполномоченных на то должностных лиц и органы обязанности разрешать заявления (сообщения) о преступлении: возбуждать (ст. ст. 146, 147, 318 УПК РФ) или отказывать в возбуждении уголовного дела (ст. 148 УПК РФ) - позволяет сформулировать вторую задачу указанных субъектов уголовного процесса. Перед ними стоит задача оградить последующие этапы уголовного процесса от рассмотрения происшествий, бесспорно не связанных с совершением общественно опасного деяния.».2

«Структурное производство в стадии представляет собой следующие, последовательно сменяющиеся части:

– прием заявления или сообщения о преступлении и его регистрация;

– рассмотрение и оценка поступивших материалов;

– проверка с целью получения дополнительных материалов