Файл: Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Если преступление, о котором сообщено по телефону, не требуется выезда на место происшествия, принятия мер к предотвращению или пресечению преступления, а также к закреплению следов преступления, то лицо, принявшее такое сообщение, предлагает заявителю прибыть для подачи заявления или направить заявление по почте. Отказ заявителя прибыть или направить письменное заявление по почте не освобождает лицо, принявшее такое сообщение, от обязанности реагировать на него. Способ проверки сообщения о преступлении или иной информации о преступлении избирается с учетом характера сообщенных сведений о преступлении.

Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК РФ). Таким заявлением следует считать заявление без подписи, а также заявление, хотя и подписанное, но в котором не указаны данные о заявителе и, наконец, заявление, подписанное вымышленным именем или поданное от имени другого лица (лиц). Однако анонимные заявления не всегда должны игнорироваться. Они могут представлять оперативный интерес, поэтому должны проверяться, в том числе негласными средствами и методами в ходе оперативно-розыскной деятельности. Если при реагировании на анонимные заявления оперативно-розыскным путем будут обнаружены признаки преступления, то поводом и основанием для возбуждения уголовного дела станут результаты ОРД (ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»)5, т. е. то, что в п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ названо «сообщением о совершенном или готовящемся преступлении, полученным из иных источников». Такой подход определен в п. 17 упомянутого Порядка, в котором сказано: «Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК РФ).

Явка с повинной как повод к возбуждению уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 140, ст. 142 УПК РФ) заключается в том, что лицо добровольно сообщает государственным органам о совершенном или готовящемся им самим преступлении, в котором считает себя виновным, и передается во власть органов или должностных лиц, правомочных возбуждать уголовные дела. Важнейшая особенность данного повода заключается в том, что гражданин вполне свободно и осознанно передает себя правоохранительным органам в связи с совершенным преступлением, хотя у него имелась реальная возможность не делать этого. При этом имеется в виду преступление, которое ранее не было известно правоохранительным органам, или известного, но еще не раскрытого преступления. Явка с повинной будет в том случае, если лицо не является подозреваемым или обвиняемым в совершении этого же преступления.


Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. При устном заявлении устанавливается личность явившегося с повинной, и составляется протокол, в котором подробно излагается сделанное заявление. Заявление должно указывать на время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления, а также мотивы, повлиявшие на решение гражданина добровольно явиться с повинной. Протокол должен быть подписан явившимся с повинной и должностным лицом, составившим его (приложение №3 к УПК РФ).

Заявление о явке с повинной в письменном виде и переданное в правоохранительные органы через родственников или близких лиц должно содержать те же сведения, которые указываются в устном сообщении.

Следует учитывать, что явка с повинной является обстоятельством, смягчающим наказание при постановлении приговора (п. «и» ст. 61
УК РФ), а при определенных условиях и обстоятельством, освобождающим от уголовной ответственности (ст. 75 УК РФ). В связи с этим Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении «О практике назначения судами уголовного наказания» от 11 января 2007 г. №2 разъяснил, что судам при решении вопроса о том, действительно ли при производстве по уголовному делу состоялась явка с повинной, необходимо учитывать, что «явка с повинной в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, учитывается в тех случаях, когда лицо в устном или письменном виде добровольно сообщило органу, осуществляющему уголовное преследование, о совершенном им или с его участием преступлении».

Если по делу, возбужденному по факту совершения преступления, лицо, его совершившее, не установлено, добровольное заявление или сообщение лица о содеянном им должно рассматриваться как явка с повинной. Как явку с повинной следует рассматривать также заявление лица, привлеченного к уголовной ответственности, о совершенных им иных преступлениях, неизвестных органам расследования».

Наиболее сложным является такой повод к возбуждению уголовного дела, как сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ). Это обусловлено использованием в тексте данного предписания оценочного термина «иные», раскрывать содержание которого вынуждены теперь должностные лица правоохранительных органов.

Из ч. 2 ст. ст. 144 УПК РФ вытекает, что к иным источникам сведений о преступлении прежде всего следует отнести средства массовой информации. Иными источниками могут быть сообщения различных контролирующих органов; заявления руководителей учреждений, предприятий, организаций, а также юридических лиц; сообщения о несчастных случаях, повлекших тяжкие последствия. К иным источникам следует отнести также непосредственное обнаружение признаков преступления в ходе выполнения служебных обязанностей должностными лицами органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и иных правоохранительных органов. Например, следователь, дознаватель ходе расследования конкретного уголовного дела могут обнаруживать признаки другого преступления. Именно этим обусловлено предписание закона выделять материалы, содержащие сведения о новом преступлении, из уголовного дела и направлении их руководителю следственного органа, или

начальнику органа дознания, или прокурору для принятия решения в соответствии со ст. 144 и 145 УПК РФ (ч. 1 ст. 155 УПК РФ).

В системе иных источников получения сведений о признаках преступления особое место занимают результаты оперативно-розыскной деятельности. К сожалению, в уголовно-процессуальном законе применительно к стадии возбуждения уголовного дела о них не упоминается и только в ч. 2 ст. 11 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» лаконично сказано, что «результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела».

При использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела необходимо учитывать ряд важных положений. Прежде всего, положение о соотношении задач оперативно-розыскной деятельности и задач стадии возбуждения уголовного дела.

В оперативно-следственной практике важно учитывать, что эти задачи не совпадают. Задачи оперативно-розыскной деятельности значительно шире задач стадии возбуждения уголовного дела. Важнейшая задача начальной стадии уголовного судопроизводства состоит в обнаружении основания для возбуждения уголовного дела, т. е. достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ). Это во многих случаях обусловливает возбуждение уголовных дел по факту совершения преступления, когда сведения о лице (лицах), причастном к нему, отсутствуют. Однако оперативные подразделения ФТС России не могут ограничиваться достижением только этой задачи. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» они должны также выявлять и устанавливать лицо (лиц), подготавливающее, совершающее или совершившее преступление. Данное требование конкретизируется в ведомственных нормативных актах.

Наряду с выявлением признаков преступления и установлением лица (лиц), его совершившего, в ходе оперативно-розыскной деятельности должны быть созданы необходимые условия и предпосылки для успешного раскрытия преступления способами уголовного судопроизводства. Решение этой задачи предполагает получение сведений об очевидцах преступления, местах нахождения предметов и документов, которые служили орудиями преступления, сохранили его следы, были объектами преступных действий, а также о деньгах и ценностях, нажитых преступным путем, и всех других предметах, могущих служить средствами к обнаружению преступления, установлению обстоятельств его совершения и выявлению виновных. Оперативно-розыскные меры должны быть направлены также на предотвращение уничтожения перечисленных предметов.


Оперативно-розыскным путем необходимо также устанавливать обстоятельства, характеризующие лиц, которые совершили или совершают преступление, выявлять их намерения и конкретные действия, направленные на проти­водействие раскрытию преступления в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства.

В необходимых случаях оперативно-розыскными способами должны быть выявлены обстоятельства, характеризующие личность наиболее важных свиде­телей и потерпевшего, что позволяет создать представление об их психологической установке на ту или иную позицию на предстоящих допросах, и определить наиболее целесообразные тактические приемы производства этих следственных действий.

Таким образом, результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать сведения, указывающие на признаки преступления, лицо (лиц), его совершившее, а также отражать необходимые условия и предпосылки для успешного расследования уголовного дела.

Согласно ст. 143 УПК РФ, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, оформляется рапортом должностного лица об обнаружении признаков преступления (приложение к УПК РФ №1). Следовательно, имеются два источника, содержащие сведения о преступлении – иной источник и рапорт соответствующего должностного лица. В рапорте излагаются сведения о преступлении, содержащиеся в иных источниках, они там дублируются, пересказываются, но ничем не дополняются. Иначе говоря, рапорт – это производный источник, в котором констатируется наличие сведений о признаках преступления. Несмотря на то, что срок принятия решения в соответствии со
ст. 145 УПК РФ исчисляется с момента регистрации рапорта об обнаружении преступления, поводами к возбуждению уголовного дела следует считать те источники, которые содержат сведения о признаках преступления, а не рапорт. Такой вывод соответствует общепринятому пониманию поводов как предусмотренных законом источников информации о совершенном или готовящемся преступлении. Наличие повода к возбуждению уголовного дела обязывает соответствующих должностных лиц реагировать на него процессуальным путем, а составление рапорта является началом такого пути6. Наконец, следует учитывать, что о поводах к возбуждению уголовного дела и рапорте как средстве фиксации сообщений о преступлении, говорится в различных статьях закона (ст. 140 и 143 УПК РФ).


В процессе подготовки данной работы нами было проведено исследование уголовных дел рассматриваемой категории, возбужденных таможенными органами дознания. Было установлено, что в 100% случаев поводами для возбуждения уголовных дел послужили сведения о преступных деяниях, полученные из иных источников, т. е. в результате таможенного и пограничного контроля за перемещаемыми товарами и оперативно-розыскной деятельности.

Все это позволяет сделать вывод о том, что поводы к возбуждению уголовных дел, перечисленные в п.п. 1, 2 ст. 140 УПК РФ на практике при возбуждении уголовного дела о контрабанде наркотических средств не встречаются или встречаются очень редко.

В ряде случаев первичные данные, побуждающие заинтересоваться тем или иным событием, являются лишь поводом к производству административной проверки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, предпринимаемых с целью установления действительного события и оценки его с точки зрения противоправности.

Убедиться в наличии признаков контрабанды наркотических средств и психотропных веществ конкретное должностное лицо может и до завершения проверки. Однако при отсутствии объективных данных такое убеждение нельзя признать поводом к возбуждению уголовного дела, ибо оно не может контролироваться. Кроме того, на практике с ним нельзя связывать правовые последствия, которые влечет появление повода для возбуждения уголовного дела, в частности, исчислять сроки принятия решения.

Как следует из сказанного, при непосредственном обнаружении признаков преступления повод к возбуждению дела по существу появляется одновременно с основанием для его возбуждения. Но нельзя утверждать, что они сливаются.

Первым вывод о наличии признаков контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, как правило, делает должностное лицо (инспектор таможни), которое обязано передать собранные материалы начальнику таможни или начальнику подразделения дознания. В таких случаях вывод отделен от акта возбуждения уголовного дела по времени, субъекту, форме. Его внешним выражением является факт передачи материалов, который фиксируется в отдельном документе – рапорте. Появление такого документа обусловливает возникновение уголовно-процессуальной обязанности решить вопрос о возбуждении уголовного дела или отказать в этом.

Общность и специфика непосредственного обнаружения признаков преступления в разных направлениях служебной деятельности таможенных органов обуславливают сложность его правовой природы. Только после появления повода для возбуждения уголовного дела и наличия достаточных оснований данные правоотношения становятся уголовно-процессуальными.