Файл: Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Не вся деятельность по непосредственному обнаружению признаков преступления входит в содержание стадии возбуждения уголовного дела. В содержание этой стадии включается лишь часть деятельности, начиная с появления повода для возбуждения уголовного дела: передача материалов по подследственности, принятие и оформление решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в нем, проведение при необходимости дополнительной проверки и последующее принятие решения по существу.
Таким образом, непосредственное обнаружение признаков преступления охватывает собой действия таможенных органов по выявлению общественно опасного деяния и установлению в нем признаков состава преступления, которые проистекают в различных правовых режимах, заканчиваются единой уголовно-процессуальной формой.
Методы обнаружения признаков контрабанды наркотических средств и психотропных веществ в ходе оперативно-розыскной деятельности являются в основном предметом специальных исследований и нами рассмотрены не будут. Однако отметим лишь один метод, описанный в юридической литературе и активно применяемый таможенными органами – контролируемую поставку.
Так, сотрудниками Домодедовской таможни в результате операции «контролируемая поставка» в ручной клади пассажира, прибывшего из Доминиканской Республики», обнаружено и изъято 6,290 кг кокаина.
Организация контролируемых поставок предусматривается Конвенцией ООН 1988 г. Она требует тщательное планирование и точное исполнение необходимых мероприятий со стороны всех национальных служб7.
В Российской Федерации проведение контролируемых поставок регламентируется Таможенным кодексом Российской Федерации (далее –
ТК РФ), Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» (п. 13 ст. 6,
ч. 5 ст. 8 и др.) и Законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ст. 36 и 49).
Весьма разнообразны методы обнаружения признаков контрабанды наркотических средств и психотропных веществ в ходе административно-таможенной деятельности. Они реализуются в ходе:
– таможенного оформления и контроля лиц, пересекающих таможенную границу РФ;
– проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств;
– производства по делам о нарушении таможенных правил;
– проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ;
– проверки анонимных писем и звонков;
– получения материалов из других таможенных органов;
– проведения обследования различного рода объектов.
В каждом из названных видов административно-таможенной деятельности вырабатываются свои приемы и методы обнаружения признаков преступления.
Контрабанда наркотических средств и психотропных веществ, как правило, обнаруживается при осуществлении досмотра товаров и транспортных средств, а также при производстве исключительной формы таможенного контроля – личном досмотре лиц, следующих через таможенную границу РФ.
Так, сотрудниками Псковской таможни на таможенном посту МАПП Убылинка у гражданина Литвы, следовавшего в Россию на автомобиле «Фиат Марео», в специально изготовленных тайниках в автомобиле обнаружено и изъято 58,6 кг гашиша.
27.01.2009 сотрудниками Домодедовской таможни в ходе досмотра гражданина Таджикистана, прибывшего из Таджикистана в Россию рейсом «Куляб-Москва», в его обуви обнаружено и изъято 1,075 кг героина.
Анализ таможенной практики показывает, что в качестве наиболее распространенных мест сокрытия наркотических средств, незаконно перемещаемых через таможенную границу России, использовались:
а) полости и пустые объемы ручной клади и багажа пассажиров; специально изготовленные тайники в ручной клади и багаже; полые пространства и тайники в предметах, перевозимой транзитом ручной клади и багажа; тело человека с использованием специально изготовленных поясов и жилетов и клеящихся приспособлений; вшитые, вклеенные элементы одежды и обуви человека; полости человеческого организма;
б) транспортные средства международного сообщения (в их конструктивных полостях, узлах, агрегатах, а также в устроенных в этих местах специальных тайниках);
в) товарные и грузовые упаковки, почтовые, отправления (полости и тайники в ящиках, пакетах, коробках, контейнерах, в посылках, бандеролях и даже почтовых конвертах).
Следует отметить, что основным средством доставки наркотических средств и психотропных веществ по-прежнему остается железнодорожный транспорт, на долю которого 35,89% всех перевозок. Автомобильным транспортом перевозится 29,05%, воздушным – 16,80%, морским – 6,22%8.
При производстве досмотра инспекторам таможенных органов следует руководствоваться Конституцией РФ, ТК РФ и нормативными актами ФТС России, регламентирующими порядок проведения досмотра. В особенности большое значение следует придавать досмотру автотранспортных средств и железнодорожного транспорта.
Как было отмечено ранее, исключительной формой таможенного контроля является личный досмотр (ст. 179 ТК РФ). Процедура назначения и производства личного досмотра является более сложной, поскольку эта форма таможенного контроля непосредственно затрагивает личную неприкосновенность человека, его конституционные права.
Методы непосредственного обнаружения признаков преступления могут сочетаться, дополняя друг друга.
При обнаружении признаков контрабанды наркотических средств и психотропных веществ сотрудниками таможенных органов повод, предусмотренный п. 3 ст. 140 УПК РФ, появляется после того, как начальник органа дознания (в данном случае начальник таможни или его заместитель по правоохранительной работе) убедится в том, что представленные ему материалы (рапорта, объяснения и т. д.) содержат сведения о совершении деяния. Если начальник таможенного органа придет к выводу, что необходимо провести дополнительную проверку по первичным материалам, она осуществляется в рамках административно-служебной, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности (без права проведения следственных действий).
Перечисленные в законе поводы к возбуждению уголовного дела имеют одинаковое уголовно-процессуальное значение в смысле обязательного их наличия для возбуждения уголовных дел. Но ни один из поводов для компетентного лица не является обязательным в смысле непременного вынесения решения о возбуждении уголовного дела, так как для возбуждения дела, помимо повода, необходимо еще наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
2.2. Основания для возбуждения уголовного дела
по контрабанде наркотиков
Под основанием для возбуждения уголовного дела понимают достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Так, ч. 2 ст. 140
УПК РФ указывает еще и на необходимость наличия основания, т.е. достаточных данных указывающих на признаки преступления.
Как видим, здесь речь идет о двух органически связанных между собой элементах: признаках преступления как уголовно-правовом понятии и достаточных данных, как понятии гносеологическом.
В соответствии со ст. 14 УК РФ к признакам преступления следует отнести общественную опасность деяния, его противоправность, виновность и наказуемость. Каждый из этих признаков должен быть тщательно проанализирован, поскольку может влиять на характер решения, принимаемого на стадии возбуждения уголовного дела. Например, такой признак преступления, как общественная опасность, служит критерием, позволяющим отграничить преступления от административных правонарушений, гражданско-правовых деликтов и дисциплинарных проступков.
Наряду с этим при анализе основания для возбуждения уголовного дела необходимо учитывать выработанное теорией уголовного права понятие состава преступления, который включает в себя четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону преступления. Такой подход обусловлен рядом обстоятельств. Во-первых, в постановлении о возбуждении уголовного дела должна быть дана предполагаемая квалификация преступления (п. 4 ч. 2 ст. 146 УПК РФ). Во-вторых, установление всех элементов состава преступления не всегда свидетельствует о преступном характере деяния. В ряде случаев действие или бездействие формально может содержать признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, однако согласно этому же закону оно не считается преступным (ч. 2 ст. 14, ст. 37-42). Наличие таких обстоятельств влечет отказ в возбуждении уголовного дела. Основанием к этому является не отсутствие состава преступления, а отсутствие одного из необходимых признаков преступления, т. е. общественной опасности. И, в-третьих, состав преступления всегда характеризует противоправность деяния: отсутствие состава преступления автоматически исключает противоправность деяния. Именно поэтому уголовно-процессуальный закон требует устанавливать не только общие признаки преступления, но и квалифицировать содеянное, т. е. указать в постановлении о возбуждении уголовного дела соответствующие пункт, часть и статью уголовного закона, по признакам которой уголовное дело возбуждается.
Для принятия обоснованного решения о возбуждении уголовного дела не все материально-правовые признаки преступления имеют одинаково существенное значение. Следовательно, заранее невозможно определить круг материально-правовых признаков совершенного деяния, сведения о которых всегда можно считать достаточными для возбуждения уголовного дела о конкретном преступлении. Этот вопрос должен решаться в каждом отдельном случае в зависимости от характера преступления, индивидуальных особенностей и обстоятельств его совершения.
Обычно для возбуждения уголовного дела достаточно данных лишь об объекте и объективной стороне преступления. Причем бывает не обязательно устанавливать родовой и непосредственный объекты, достаточно наличие только общего объекта преступления, который позволял бы отграничить преступление от других правонарушений. Следует также учитывать, что наличие деяния, предусмотренного Особенной частью УК РФ как неотъемлемого элемента объективной стороны любого состава преступления, достаточно только для возбуждения уголовного дела о преступлении с формальным составом. Для возбуждения уголовного дела с материальным составом необходимо располагать данными о том, что деяние повлекло предусмотренные законом последствия, и что между ними существует причинная связь.
В других случаях для возбуждения уголовного дела требуются данные и о субъекте преступления. Такие данные необходимы в случаях, когда без них невозможно решить вопрос о наличии самого события преступления. Сказанное касается также преступлений, ответственность за которые наступает лишь в отношении специального субъекта, т.е. лица, которое наряду с общими признаками субъекта преступления (ст. 19 УК РФ), наделено дополнительными признаками.
Субъективная сторона преступления, как правило, устанавливается в ходе предварительного расследования. Однако не всегда можно категорически отрицать необходимость установления данного признака состава преступления на стадии возбуждения уголовного дела. Это объясняется наличием случаев, когда в зависимости от формы вины деяния разграничиваются на преступные и неприступные.