Файл: Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



3. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА О КОНТРАБАНДЕ НАРКОТИКОВ
3.1 Органы и должностные лица, правомочные возбуждать

уголовные дела о контрабанде наркотиков

Уголовно-процессуальный закон строго ограничивает круг органов и должностных лиц, решающих вопрос о возбуждении уголовного дела публичного обвинения. Ими являются следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, начальник органа дознания и его заместитель, начальник подразделения дознания (п. 1 ч. 2 ст. 38, ч. 2 ст. 39, ч. 2, 3 ст. 40, ч. 2 ст. 401, ст. 146, ч. 1 ст. 157 УПК РФ)32.

Прокурор и суд не наделены полномочиями возбуждать уголовные дела. Первый, получив материалы с признаками преступления, своим постановлением направляет их с учетом компетенции руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и предварительном расследовании или об отказе в этом. Однако в конечном итоге данный вопрос должен решать следователь либо дознаватель. Второй (суд), установив в ходе судопроизводства признаки преступления, направляет материалы прокурору, который поступает с ними так, как указано выше33.

К следователям закон относит должностных лиц, уполномоченных осуществлять предварительное следствие по уголовных делам (п. 41 ст. 5 УПК РФ). Такие должностные лица учреждены в Следственном Комитете при Прокуратуре РФ и его органах на местах, органах внутренних дел, Федеральной службе безопасности и госконтроле. Следует учитывать, что процессуальные положения следователей не зависят от занимаемой должности или имеющихся тех или иных воинских, специальных званий или классных чинов.

В п. 24 ст. 5 УПК РФ дается понятие органов дознания. В отмеченном пункте сказано, что органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

В статьях 40, 401 и 41 УПК РФ дается перечень органов исполнительной власти и должностных лиц, которые наделены полномочиями органа дознания. К ним относятся и органы ФТС России.

На органы дознания возлагаются:

– дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно;



– производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Подследственные таможенные органы по организации дознания34 возбуждают уголовные дела и производят предварительное расследование уголовного дела в полном объеме дознания только по преступлениям, предусмотренным ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УПК РФ, т. е. по двум составам преступлений. Неотложные следственные действия, которые не являются дознанием, они осуществляют по преступлениям, предусмотренным ч. 2-4 ст. 188, статьями 189, 190 и 193 Уголовного кодекса Российской Федерации с предварительным возбуждением ими же уголовного дела. Неотложные следственные действия преследуют цель обнаружения и фиксации следов преступления и других доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Срок их производства не более 10 суток с момента возбуждения уголовного дела, после чего направляется компетентному руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 ст. 149 УПК РФ.

Таким образом, по преступлениям о контрабанде наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренным ч. 2 ст. 188 УК РФ35, органы дознания ФТС России правомочны только возбудить уголовные дела и производить по ним неотложные следственные действия. После направления уголовного дела руководителю следственного органа они могут производить по делу следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия не иначе как по поручению следователя, в производстве которого находится уголовное дело (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Проведенные исследования показали, что наибольшее количество уголовных дел о контрабанде наркотических средств и психотропных веществ возбуждаются органами дознания Федеральной таможенной службы36 и следователями ФСБ России и МВД России. Это объясняется тем, что признаки данных преступлений в большинстве случаев обнаруживаются сотрудниками таможни при осуществлении контроля на пограничных пунктах и в аэропортах международного сообщения.

Нередко уголовные дела указанной окраски возбуждают следователи органов ФСБ России, МВД России ФСКН по результатам оперативно-розыскной деятельности.

Возбуждать уголовные дела в каждом случае обнаружения признаков преступления – публичная обязанность полномочных органов и должностных лиц. Вместе с тем эти органы и должностные лица обязаны проявлять активность и инициативу в обнаружении признаков преступлений, а не дожидаться поступления заявлений и сообщений о преступлениях. Это положение относится в особенности к органам дознания ФТС России, МВД России, ФСБ России и других учреждений, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, а также к прокурорам и следователям.


В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством в случае обнаружения признаков преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 188 УК РФ, следователь, орган дознания, дознаватель обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело. Вопрос о возбуждении уголовного дела может быть решен только органами и должностными лицами, непосредственно указанными в законе. Возложение на соответствующие органы публично-правовой обязанности возбуждать уголовные дела в предусмотренных законом случаях является конкретным проявлением принципа публичности (официальности – ex officio)37.

Все перечисленные в законе правоохранительные органы обладают равной компетенцией, т. е. каждый орган или должностное лицо, получив или обнаружив сведения о контрабанде наркотических средств и психотропных веществ, принимает необходимые меры к пресечению правонарушения и решает вопрос о возбуждении уголовного дела. Дела рассматриваемой категории обладают так называемой «альтернативной» подследственностью, согласно которой предварительное следствие по таким делам производится тем органом, который возбудил уголовное дело.

Контрабанда наркотических средств наносит существенный экономический и политический ущерб национальным интересам Российской Федерации, ее государственной безопасности, в связи с чем на борьбу с этим преступлением направлены усилия многих государственных органов.
3.2 Проверка оснований для возбуждения уголовного дела

о контрабанде наркотиков

Обязательность рассмотрения и проверка заявлений и сообщений о преступлении предусматриваются действующим законом (ст.144 УПК РФ), что гарантирует законность и обоснованность принятия решения по поступившему первичному материалу о преступлении. Причем закон обязывает надлежащие органы, независимо от ведомственной принадлежности, принимать заявления и сообщения о любом совершенном или подготавливаемом преступлении.

Решение отмеченных задач достигается путем тщательного изучения первичных материалов, анализа и оценки всех фактических данных, содержащихся в рассматриваемых материалах.

Чтобы установить наличие или отсутствие основания к возбуждению уголовного дела по контрабанде наркотиков, не всегда бывает достаточно только изучения
, анализа и оценки фактических данных, содержащихся в заявлении или сообщении. Как правило, возникает необходимость в их дополнительной проверке.

В рассматриваемой стадии уголовно-процессуальной деятельности важнейшим является вопрос о способах проверки оснований для возбуждения уголовного дела. Для того, чтобы исключить возможность необоснованного возбуждения уголовного дела, закон устанавливает, что по поступившему сообщению о деянии, содержащем признаки контрабанды наркотических средств, таможенные органы в соответствии со ст. 144 УПК РФ могут истребовать необходимые материалы и получить объяснения, но без производства следственных действий, предусмотренных УПК. Из этого правила есть исключения. Согласно ч.2 ст.176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, быть произведен осмотр места происшествия до возбуждения уголовного дела1.

Изучение уголовных дел показывает, что в порядке ст.144 УПК РФ таможенные органы практически всегда проверяют сообщения о преступлениях, предусмотренных ч.2 ст.188 УК РФ. Чаще всего проверка сводится к отбору объяснений у задержанного и лиц, присутствовавших при обнаружении, проведение изъятия наркотических средств и досмотра вещей. Обоснованность возбуждения уголовных дел в данном случае зависит как от достоверности установления, так и объективности документального закрепления следующих обстоятельств:

- принадлежности изъятых веществ к «Спискам наркотических средств, а также сильнодействующих и ядовитых веществ», составленным Постоянным комитетом по контролю наркотиков;

- фактов совершения определенных незаконных действий с наркотическими средствами (незаконного перемещение через таможенную границу РФ помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, недекларированием или недостоверным декларированием).

Отсутствие правовой регламентации деятельности, направленной на проверку первичных данных о признаках преступления, отрицательно сказывается на практике. По существу во многих случаях это превращает проверку в неформальное предварительное расследование, чем грубо нарушаются права граждан.

При изучении судебно-следственной практики по контрабанде наркотических средств нами установлено, что до возбуждения уголовного дела проводятся действия, аналогичные выемке и обыску, оформляют их протоколами изъятия, обнаружения. Поскольку в результате этих действий добываются сведения, получение которых нельзя повторить, то несмотря на нарушение процессуальной формы, они играют на