Файл: Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
последующих этапах более значительную роль, чем сведения, получение которых восполнимо. Данные материалы представляют ценность, ибо содержат фактические данные, которые нельзя получить повторно. Но поскольку эти фактические данные, как правило, бывают получены с нарушением процессуальной формы (а закон не предусматривает выемку, обыск и т.д.), то они лишены процессуальных гарантий достоверности и как правило в суде признаются ничтожными.

Одной из задач рассматриваемого этапа является установление вида и происхождения наркотического средства, относится ли задержанное вещество по своим воздействующим на организм человека свойствам к наркотическим средствам.

Для определения вида наркотического средства его названия и происхождения, свойства, наименования способа изготовления или переработки, а также для установления, относятся ли растения к культурам, содержащим наркотические вещества всегда требуются предварительные исследования с использованием специальных познаний. На стадии проверки в соответствии с требованиями ст.144 УПК РФ дознаватели таможенных органов должны воспользоваться помощью лиц, обладающих специальными познаниями. Мнение сведущего лица по вопросу о принадлежности предъявленного ему вещества к наркотическим средствам оформляется справкой. В справке описываются внешний вид, размеры, вес, и иные особенности вещества; указывается, по каким основаниям можно предположить, что оно относится к наркотическим. Справка приобщается к материалам проверки (ее наличие не исключает необходимости производства в ходе следствия экспертного исследования)1. Такую справку следователь или дознаватель таможенного органа может получить в бюро судебно-медицинской экспертизы, а также у лиц соответствующей квалификации из высших учебных заведений, НИИ, фармакологических учреждений. В виду того, что контрабанда наркотиков, как правило, обнаруживается в ходе производства таможенного контроля, то в качестве специалиста можно привлекать любое лицо, в том числе и сотрудников таможенных органов, обладающих познаниями в этой области.

Принадлежность обнаруженного вещества к одному из видов наркотиков позволяет сделать однозначный вывод о незаконном характере действий с ним. Все они, в частности гашиш, морфий, опий-сырец, изъяты из свободного обращения, и действия с ними по перемещению через таможенную границу могут быть только незаконными.


В целях повышения качества предварительной проверки взвешивание изъятых наркотических средств следует производить только специалистом. Все действия, связанные с опечатыванием изъятого, должны фиксироваться в присутствии понятых. Особенно актуально это при малых объемах изъятого и отсутствия на таможенных постах, пунктах пропуска и в месте задержания высокоточных приборов. После возбуждения уголовного дела в соответствии со ст.ст. 81, 82 УПК РФ следует вынести постановление о признании изъятого вещественным доказательством и постановлением приобщить к материалам дела.

Одним из эффективных способов проверки является использование сил и средств, предусмотренных ТК РФ.

Утрату и искажение данных, полученных при обнаружении признаков преступления, в значительной мере можно устранить, если фиксировать их незамедлительно, не дожидаясь возбуждения уголовного дела. С этой целью на практике в случаях, не терпящих отлагательства, для установления наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела уголовно-процессуальный закон разрешает проведение осмотра места происшествия. Осмотр является единственным самостоятельным неотложным следственным действием, проведение которого возможно до возбуждения уголовного дела (ч.2 ст.176 УПК РФ). На практике по делам о контрабанде наркотиков применяется осмотр местонахождения наркотических средств (хранилищ и тайников контрабанды).

Значение осмотра состоит в обнаружении и собирании данных, на основе которых следователь или лицо, производящее дознание, устанавливает наличие или отсутствие общественно-опасного деяния и другие признаки, иные обстоятельства, имеющие значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Задача следователя или лица, производящего дознание, при проведении осмотра места происшествия состоит не только в том, чтобы ответить: преступно ли данное событие или нет, но и собрать доказательства, которые бы уточняли первоначальное представление следователя, органа дознания о возможном преступлении и особенно о том, как произошли события и каковы его особенности.

Стоящие перед осмотром места происшествия задачи не только специфичны, но и достаточно широки, что предопределяет значительные возможности получения доказательственной информации на стадии возбуждения уголовного дела. Не использование этих потенциальных возможностей таможенными органами существенно затрудняет возможности доказывания. В известном смысле результаты осмотра невосполнимы. В ряде случаев только при осмотре места происшествия с привлечением специалистов и использованием средств криминалистической техники дознаватели таможенных органов либо следователь могут обнаружить и изъять следы преступления и другие доказательства.



Исходя из смысла уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за контрабанду наркотиков, местом происшествия по делам указанной категории будут:

1) место задержания «с поличным»;

2) ручная кладь (различного рода футляры, фотоаппараты, сумки, перевозимые пассажирами с собой), сопровождаемый багаж пассажиров;

3) несопровождаемый багаж и среднегабаритные грузовые упаковки;

4) контейнеры, грузовые платформы, хранилища;

5) транспортные средства: морские и воздушные суда, железнодорожные вагоны, автотранспортные средства;

Результаты осмотра в совокупности с данными, полученными из других источников (например, объяснений лица, задержанного с контрабандой наркотических средств, результатов экспресс-анализа), позволяют следователю или лицу, производящему дознание, сделать достоверный вывод о наличии признаков преступления, решить вопрос о необходимости возбуждения уголовного дела.

Производство осмотра места происшествия и предметов по делам о контрабанде наркотиков, как правило, должно, предшествовать возбуждению уголовного дела, при этом все предметы, обнаруженные на месте происшествия должны осматриваться в комплексе с остальными объектами, что объясняется значением осмотра, как неотложного следственного действия, а также особенностями расследования контрабанды. Осмотр места происшествия и самих веществ, подозрительных на наркотики надо проводить немедленно после получения сведений о преступлении. В противном случае обстановка места происшествия может быть нарушена, что повлечет за собой изменение или исчезновение его следов.

Таким образом, осмотр места происшествия контрабанды является во всех случаях неотложным следственным действием, которое проводится немедленно после получения заявления или сообщения о преступлении. Неотложность следует понимать в смысле проведения безотлагательного осмотра места происшествия.

По делам о контрабанде наркотиков осмотр места происшествия производится чаще всего в случаях обнаружения так называемой бесхозной (бесхозяйной) контрабанды. В данном случае целью осмотра является обнаружение, предварительное (первоначальное) исследование и фиксация признаков, свойств и состояния предметов контрабанды, различных упаковочных материалов и средств, использовавшихся для сокрытия наркотических средств, а также изучения обстановки на месте происшествия. Более того, зачастую без осмотра такого объекта, как место происшествия, в принципе нельзя принять обоснованное решение о необходимости возбуждения уголовного дела. Требование безотлагательности, незамедлительности проведения осмотра является важнейшим условием успешного выполнения задач этого следственного действия.


Осмотр места происшествия по делам о контрабанде наркотических средств имеет свои особенности, обусловленные рядом обстоятельств.

Во-первых, предметом преступления.

Во-вторых, способом перемещения контрабанды наркотических средств через таможенную границу РФ.

В третьих, спецификой транспортного средства, при помощи которого перемещались наркотические средства. Это может быть, как было указано выше, железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный транспорт.

В ходе проведения осмотра объектами детального изучения должны стать места размещения наркотических средств.

Заменить осмотр другими следственными действиями или восполнить недостатки, допущенные в процессе этого следственного действия по делам о контрабанде наркотических средств очень сложно, и как следствие этого - уголовные дела лишаются важных доказательств. Вместе с тем отдельные работники таможенных органов игнорируют правила его проведения, придавая этому следственному действию характер универсального средства фиксации. В ряде случаев в протоколах осмотра места происшествия можно встретить: описание сообщения очевидцев об обстоятельствах преступления; результаты обыска, выемки, освидетельствования, а также осмотра строения или местности, не являющихся местом происшествия. Получение подобных сведений выходит за рамки познавательной структуры осмотра места

Надо отметить, что при расследовании контрабанды наркотиков важное значение имеет своевременное обнаружение, фиксация и изъятие веществ с признаками наркотических средств. Непосредственно осмотру места происшествия предшествуют подготовительные мероприятия - принятие неотложных мер к охране места происшествия, обеспечение сохранности обстановки в первоначальном виде. При осмотре транспортного средства - судна, самолета, железнодорожного вагона, автотранспортного средства - целесообразно присутствие руководителя предприятия (его представителя), которому принадлежит транспортное средство (его собственника).

Осмотр самих наркотических средств требует принятия мер предосторожности для обеспечения безопасности присутствующих при осмотре лиц. Дознаватель не может заранее знать, с каким именно веществом, предметом будет иметь дело при осмотре, которые могут декларироваться не своим наименованием, либо вообще не декларироваться. Поэтому нужно проявлять осторожность в обращении с такими веществами, приглашать к участию в осмотре специалистов.


Как было указано ранее, при обнаружении сокрытия контрабанды наркотических средств следует произвести тщательный осмотр места его нахождения. Если, например, наркотическое средство обнаружено в автомобиле, купе пассажирского поезда, необходимо обстоятельно осмотреть полностью автомобиль и расширить границы осмотра вагона пассажирского поезда с целью установления дополнительных тайников и устройств, а также мест сокрытия контрабанды наркотических средств. Место обнаружения должно быть зафиксировано в протоколе осмотра, если необходимо, то составлена схема с указанием в ней места нахождения тайника или специального хранилища. Схема, подписанная участниками осмотра, приобщается к протоколу осмотра происшествия.

Наркотические средства должны изыматься, при этом следует соблюдать определенные правила обращения со следами при их упаковке и опечатывании. Следует осмотреть и изъять упаковку, в котором находилось наркотическое вещество. В ходе осмотра можно применять в необходимых случаях фотосъемку, видеозапись, взятие соскребов, смывов с кожи рук, с губ. Осмотр производится в присутствии понятых, а также с участием подозреваемого, свидетелей. Протокол осмотра места происшествия должен быть процессуально грамотно оформлен. При этом изъятие вещественных доказательств должно быть произведено в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, иначе они могут утратить свое доказательственное значение. Все изъятия наркотических средств из жилых и нежилых помещений производятся только с оформлением протоколов места происшествия, а из одежды и личных вещей граждан до возбуждения уголовного дела - протоколов личного досмотра (ст.373 ТК РФ).

В протоколе не должны отражаться никакие оценочные выводы, предположения, версии о сущности происшедшего события и о самом веществе: вид, общее состояние, объем, вес. В нем должны фиксироваться исключительно выявленные факты. В конце протокола должно быть указано, что какое-то вещество изъято. Протокол прочитывается всеми участвующими в осмотре лицами, причем им должно быть разъяснено право делать замечания, подлежащие занесению в протокол. О составленных схемах и планах должно быть отмечено в протоколе. Протокол подписывается всеми участниками осмотра.

По общему правилу наиболее рациональным считается, когда руководством осмотра осуществляет следователь, а орган дознания осуществляет необходимы оперативно-розыскные мероприятия. Однако, учитывая специфику данного преступления