Файл: Литература по теме 30 Лекция Ключевые метрики стартапа. Оценка эффективности. Вопросы по лекции 7.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
для презентации рынка инвестору важно видеть, что:
-
предприниматель понимает свой рынок (рынок большой, перспективный и будет расти); -
у продукта есть четкое ценностное предложение; -
продукт имеет понятную бизнес-модель и легко продается; -
предприниматель имеет четкий план или сценарий (в т.ч. маркетинговый); -
продукт имеет высокую рентабельность и существует возможность масштабирования; -
имеются положительные отзывы экспертов с хорошей репутацией; -
имеются успешные кейсы установок.
-
для презентации команды инвестору важно видеть, что:
-
есть люди, которые могут реализовать все, что написано; -
команда горит и готова посвящать проекту все свое время; -
у членов команды релевантный проекту опыт и образование; -
команда сфокусирована на создание стоимости; -
в команде есть лидер и остальные роли распределены корректно; -
команда позаботилась о своей юридической защите.
-
для презентации плана развития инвестору важно видеть, что:
-
команда уже проинвестировала время и деньги в проект; -
ключевые точки проекта и даты достижения результатов реалистичны; -
команда готова брать на себя обязательства; -
команда понимает, как может заработать деньги себе и инвестору.
В настоящее время уже не так важно показывать ту возможную прибыль, которую будут получать инвесторы в дальнейшем. Связано это с тем, что инвесторы мотивированы другими способами. В основном это не дивиденды, как было ранее («value-based» - стратегия инвестирования, ориентированная на прибыльность компании), а изменение стоимости курса акций компании («growth-based» - стратегия инвестирования, ориентированная на стоимость акций компании).
Примеры.
Apple. Прибыль компании на одну акцию - $5.11, выплачено дивидендов - $0.835 на акцию (16% от прибыли), а отношение стоимости акции к прибыли (P/E ratio) - 28.79. Другими словами, чтобы дивидендами только отбить деньги, потраченные на покупку акций - нужно ждать 28.79*(100/16) = 180 лет.
Такие компании как Amazon (P/E 58.85), Facebook (P/E 26.89) и Alphabet (папа Гугла с P/E 29.69), вообще никогда не выплачивали дивиденды (хотя на счетах этих компаний есть огромные деньги). У
Tesla P/E ratio равно 371.69. Это говорит о том, что нужен очень большой срок, чтобы “отбить” вложенные деньги. Тем не менее акции компании успешно покупаются, чтобы потом также успешно продаться на более выгодных условиях.
За последнее десятилетие парадигма инвестирования трансформировалась. Продуктом у стартапа становится не то, что он делает, и даже не то, что он продает. Продуктом становится модель (механика, драйверы и темпы) того, как он собирается расти. И понимать это стоит ещё до того, как мы проверили востребованность того, что мы делаем.
Вопросы для самопроверки
-
Что такое бутстрэппинг? Перечислите доступные способы первоначального финансирования. Опишите модель 3F. -
Что такое краудфандинг? Какие у него есть риски? Приведите примеры площадок для краудфандинга. -
Какие преимущества есть у стратегии финансирования за счет грантов, средств ВУЗов? -
В чем заключается стратегия использования венчурных инвестиций? -
Какие инвестиции на каком этапе жизненного цикла можно привлекать? Ответ обоснуйте. -
Почему венчурные фонды отказывают в предоставлении инвестиций? -
Где и как найти подходящий венчурный фонд? -
Какие вопросы обязательно нужно отразить в инвестиционной презентации? -
Структура венчурной презентации. -
Какие аспекты важно учесть при подготовке инвестиционной презентации?
Литература по теме
Основная литература:
-
Остервальдер Александр, Пинье Ив. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора. / Остервальдер А., Пинье И. - М.: Альпина Паблишер, Москва, 2020 - 288 с. -
Кавасаки Г. Стартап: 11 мастер-классов от экс-евангелиста Арріе и самого дерзкого венчурного капиталиста Кремниевой долины / Г. Кавасаки; пер. с англ. Е. Корюкиной, предисл. Д. Яна. — М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2010. — 254 с. -
Фелд Брэд, Мендельсон Джейсон. Привлечение инвестиций в стартап. Как договориться с инвестором об условиях финансирования / Фелд Б., Мендельсон Д. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012 - 288 с.
Дополнительная литература:
-
Анна Кравец, Финансирование стартапов: этапы, источники, фонды, кредитование, 26.07.2021 г., [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ardma.ru/predprinimatelstvo/startapy/328-finansirovanie-startapov-etapy-istochniki-fondy-kreditovanie/ -
Openbusiness, Стартап: 10 способов получить финансирование своего проекта, 08.04.2020 г., [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.openbusiness.ru/biz/business/finansirovanie-startupa/ -
Ilya Roytberg, Раунды привлечения инвестиций в стартап. Что это такое и в чем особенности?, 20.01.2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vc.ru/flood/102180-raundy-privlecheniya-investiciy-v-startap-chto-eto-takoe-i-v-chem-osobennosti -
Венчур по Понятиям, Как понять свою pre-money valuation?, 28.07.2018 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://medium.com/@ventureStuff/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D1%8C-%D1%81%D0%B2%D0%BE%D1%8E-pre-money-valuation-5d3c4a3a064b -
Digital Artrange, 11 необходимых слайдов для создания инвестиционной презентации, 11.12.2020 г., [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://artrange.ru/sozdanie-investitsionnoy-prezentatsii-11-neobhodimyih-slaydov/