ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основы техники при выполнении отдельных бросков
Прежде чем описывать технику различных бросков, которые игрок должен иметь в своем репертуаре, мы еще раз хотим подчеркнуть важность индивидуальных особенностей каждого игрока. Баскетбол — это игра, которая коренным образом изменилась в последнее время, в основном в результате новаторства отдельных игроков, эксперименты которых в области традиционной техники привели к развитию и признанию новой техники.
Например, броски сверху вниз, передача мяча за спиной, броски в прыжке, блокирование бросков и даже бросок одной рукой с места в свое время считались неэффективным трюкачеством. Их настоящее признание объясняется утилитарностью — критерием, которому должна удовлетворять любая техника или индивидуальные ее особенности. Однако каждый экспериментатор знает, что успех в экспериментировании приходит только после освоения основ техники.
Основные броски. Каждый бросок основывается на технике выполнения одного из шести бросков: 1) двумя руками снизу, 2) одной рукой снизу, 3) двумя руками с места, 4) одной рукой с места, 5) броска в прыжке и 6) крюком. Хотя некоторая модификация и необходима при выполнении различных бросков с различных дистанций и в разных условиях (например, таких, как штрафной бросок, бросок после прохода, добивание мяча, бросок из-под корзины, бросок с поворотом, бросок с шагом назад и т. д.), перечисленные выше броски обеспечивают основу для выполнения любого другого.
Предпочтение, однако, должно быть отдано совершенствованию бросков, которые, по всей вероятности, будут наиболее полезны для игрока определенного игрового амплуа. Например, вряд ли целесообразно центровому ростом 2 м 10 см тренировать бросок двумя руками с места с расстояния 9 м или защитнику ростом 1 м 80 см тренировать бросок с поворотом с близкой дистанции. Как правило, центровые должны тренировать разнообразные броски с близкой дистанции (в 3—4 м от корзины): броски крюком правой и левой рукой, броски в прыжке, броски в прыжке с поворотом кругом и броски сверху с места, сочетая их с различными поворотами, проходами, добиванием и т. п. Нападающие, напротив, должны посвящать значительную часть времени отработке бросков в прыжке со средней дистанции (4—6 м), броскам после проходов, броскам с места и броскам крюком, особенно от боковых линий, и пропорционально меньше времени отводить тренировке бросков с поворотом с близкой дистанции и бросков с места с дальней дистанции. Основными бросками для защитника являются броски с места с дальней дистанции (далее м), броски в прыжке со средней дистанции и разнообразные броски сверху и снизу при быстрых проходах к корзине.
1. Бросок двумя руками снизу. Хотя чаще всего этот бросок применяется при пробитии штрафного, его также можно использовать в определенных ситуациях при проходах, например при броске из-под корзины.
За исключением положения рук, исходное положение при выполнении этого броска такое же, как и при любом другом броске с места. Ноги располагаются приблизительно на ширине плеч (носки ног направлены в сторону корзины), либо на одной линии, либо одна слегка выдвинута вперед (как всегда, разрешаются индивидуальные особенности). Ноги согнуты в коленях, вес тела распределяется на подушечках ступней ног, пятки едва касаются пола. Плечи расправлены, голова держится прямо, взгляд направлен на цель. Мяч держится кончиками пальцев близко к телу и ниже пояса, пальцы направлены вниз, а большие пальцы — в сторону корзины. Ладони не касаются мяча, пальцы удобно расставлены в стороны. Локти слегка согнуты и расслаблены.
Предварительным движением (при штрафном броске) руки выносятся на уровень груди, колени выпрямляются. В том же ритме снайпер возвращается в исходное положение и начинает движение мяча вперед и вверх, в то время как ноги выпрямляются в коленях. При полном выпрямлении, когда руки параллельны полу, мяч выпускается с движением кистей и пальцев вверх, что придает ему естественное обратное вращение. Спина выпрямлена на протяжении всего броска. Вес тела перемещается на носки, а пятки полностью отрываются от пола. Руки сопровождают бросок, ладони обращены в сторону корзины, большие пальцы направлены внутрь.
2. Бросок одной рукой снизу. Практически бросок одной рукой снизу, вероятно, никогда не применяется из положения с места. Однако эффективность этого броска, применяемого зачастую из-под корзины или с поворотом, щедро компенсирует время, потраченное на его совершенствование. Преимущество этого броска состоит в дополнительном вытягивании руки в сторону корзины.
Из исходного положения, близкого к положению при выполнении броска двумя руками снизу, баскетболист вытягивается в направлении корзины, держа одну руку под мячом и опуская вторую. Выпрямив полностью «бросковую» руку и удерживая взгляд на точке прицеливания, игрок поднимает мяч в направлении корзины или точки прицеливания на щите, добавляя при этом мягкое движение кистью и пальцами. Сопровождение производится движением ладони вверх и легким сгибанием руки в локте. При правильно выполненном броске мяч пойдет с минимальным передним вращением. Однако любое боковое вращение руки при выпуске мяча, выражающееся в том, что при сопровождении рука развернется ладонью в сторону, придаст боковое вращение мячу, которое должно быть компенсировано при прицеливании.
3. Бросок двумя руками с места. Этот бросок можно выполнять от груди или из положения над головой.
Бросок от груди. Этот бросок не часто применяется в современном баскетболе, хотя является, пожалуй, самым точным броском с дальней дистанции. Однако его нелегко приспособить к нападению быстрым прорывом, которое применяют многие команды.
В исходном положении ноги удобно ставятся врозь. Каждый игрок должен определить положение ног, которое дает ему наибольшую уверенность, и применять это положение для всех подобных бросков. Важно, чтобы игрок чувствовал себя расслабленным и подвижным. Вес тела распределяется на подушечках ступней ног, а пятки слегка касаются пола; обе ноги согнуты в коленях; туловище слегка согнуто в пояснице и направлено вперед, спина выпрямлена. Пальцы широко расставлены, указательные и большие пальцы на одной линии, а большие пальцы расположены близко друг к другу на задней стороне мяча; мяч удобно держится кончиками пальцев обеих рук на расстоянии около 30 см впереди тела и чуть ниже уровня подбородка. Локти расположены близко к телу, голова поставлена прямо, взгляд направлен на точку прицеливания.
Выполнение броска осуществляется одновременным разгибающим движением рук и ног (подниманием на носки и выпрямлением ног в коленях и рук в локтях) и разгибающим движением кистей и пальцев в направлении корзины, что придает мячу мягкое обратное вращение. Сопровождение выполняется продолжением вращения больших пальцев внутрь и вниз, при этом руки остаются слегка согнутыми в локтях, ладонями наружу. Фиксация взглядом цели важна на протяжении всего броска.
Бросок из положения над головой. Это отличный бросок для игрока в углу площадки, поскольку он заставляет защитника подняться вверх из защитной стойки и выдвинуться ближе к нападающему. Исходное положение, кроме того, удобно для передачи мяча центровому игроку и выполнения финта с последующим проходом к корзине. Техника броска та же, что и при традиционном броске двумя руками с места, за исключением того, что мяч держится выше лба, а не у груди и руки расположены на мяче немного ниже.
4. Бросок одной рукой с места. Он имеет много общего с броском двумя руками с места, но в то же время требует значительного увеличения скорости и гибкости. Поскольку техника этого броска примерно одинакова для всех бросков одной рукой сверху, выполняемых не крюком, включая бросок в прыжке, он должен стать основным броском в репертуаре каждого игрока.
Как и при броске двумя руками с места, положение ног может быть различным для каждого игрока, хотя большинство игроков предпочитают ставить ногу под бросающей рукой немного вперед. Уровень, на который выносится мяч в исходном положении, также неодинаков у различных игроков. Одни предпочитают бросать от груди, другие—от плеча. Как правило, однако, чем выше выносится мяч в исходном положении, тем ближе нападающий может располагаться к защитнику и все же иметь возможность выполнить бросок. Начало бровка, кроме того, влияет на дальность: чем выше мяч, тем меньше давность его полета. Бросковая рука находится на нижней и задней поверхности мяча, пальцы удобно расставлены, ладонь обращена к корзине, мяч лежит на кончиках пальцев и основании ладони. Вторая рука располагается на передней и нижней поверхности мяча, тыльной стороной ладони к корзине. Свободная рука обеспечивает равновесие и контроль. Она уходит в сторону до момента выпуска мяча, и усилие создается только рукой, выполняющей бросок. В остальном техника та же, что и при броске двумя руками: в тот момент, когда атакующий поднимается на носки и разгибает ноги, он одновременно разгибает бросковую руку до полного выпрямления, а кисть плавно сгибается вниз в лучезапястном суставе, чтобы придать мячу мягкое обратное вращение в момент выпуска.
Бросок одной рукой с места после движения (остановка на два счета). Бросок эффективен при атаке кольца с дальней дистанции после приема передачи или после ведения мяча. Используя два счета, атакующий 1) начинает движение мячом вверх до уровня плеча, в то время как нога, одноименная с бросковой рукой, ставится на пол, и 2) в тот момент, когда на пол ставится разноименная нога, делает мах вверх коленом одноименной с бросковой рукой ноги (чтобы изменить скорость) и разгибает бросковую руку в направлении корзины, выпуская мяч из положения стойки на разноименной ноге. Сопровождение рукой и взглядом такое же, как при броске одной рукой с места.
Бросок одной рукой с места после движения (остановка на один счет). Вариантом броска одной рукой с места после движения с остановкой на два счета является тот же бросок с остановкой на один счет из положения стойки на одноименной ноге. Этот бросок позволяет вести борьбу с защитником, готовящимся к блокированию броска. При выполнении броска дриблер останавливается, ловит мяч, оставаясь на одноименной с бросающей рукой ноге и поднимая колено другой ноги высоко для замедления скорости, и на один счет выполняет бросок из этого положения. Внезапность является при этом основным элементом. Описанный бросок надо тренировать только после освоения техники других видов бросков с места.
5. Бросок в прыжке. Является одним из наиболее эффективных средств нападения. Хотя, по-видимому, можно стать хорошим и даже великим баскетболистом, не владея этим броском, в баскетболе нет другого броска, который был бы так опасен для защиты. Быстрый и точный бросок в прыжке, которому предшествует финт, фактически невозможно блокировать. При противодействии броску в прыжке защитник (если он не имеет подавляющего преимущества в росте) должен точно рассчитать свои движения с движениями нападающего, что чрезвычайно трудно даже при выполнении простейшего финта.
Техника выполнения броска в прыжке, по сути дела, та же самая, что и при броске одной рукой с места. Поэтому если броски с места освоены, то сравнительно легко расширить арсенал бросков, включив в него броски в прыжке с любой разумной дистанции. Поскольку движение мячу сообщается почти/исключительно рукой, кистью и пальцами, полезность броска ограничивается в основном близкой и средней дистанцией, хотя некоторые нападающие постоянно поражают корзину с расстояния 8 м.
Отталкивание может выполняться либо с места, из развернутого в любом направлении положения, либо в движении после ведения, поворота кругом или приема передачи. В основном отталкивание с места производится двумя ногами. В движении отталкивание обычно выполняется одной ногой, разноименной с бросковой рукой. Положение ног в воздухе определяется естественностью и удобством: есть великие игроки, которые поджимают ноги, другие оставляют их вытянутыми и расставленными, третьи — вытянутыми и соединенными вместе. В зависимости от равновесия, расстояния до корзины и активности защиты прыжок может быть выполнен либо вертикально вверх, либо с отклонением вперед или назад. Однако во всех случаях цель состоит в том, чтобы достичь почти неподвижного уравновешенного положения для броска в воздухе лицом к корзине, при котором бросковая рука «взведена» для выбрасывания мяча. Если это движение отлично рассчитано, создается иллюзия зависания игрока в воздухе как раз в тот момент, который необходим для выполнения броска. Если прыжок рассчитан плохо или выполнен неправильно, получается неуклюжий, неуравновешенный бросок, при котором очень мало шансов попасть в корзину. Независимо от индивидуального стиля следующая ниже техника является основной для всех бросков в прыжке, как с места, так и в движении.