Файл: Токсикология предмет, цель и задачи военной токсикологии актуальность темы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1. ТОКСИКОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОЕННОЙ ТОКСИКОЛОГИИ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Военная токсикология - составная часть военной медицины и общей токсикологии. Предметом этой науки есть изучение токсического действия на организм человека боевых отравляющих веществ (БОВ), взрывных газовых смесей, компонентов ракетных топлив, ядовитых технических жидкостей, а также отравлений растительного и животного происхождения, которые рассматриваются, как потенциальные ОВ. Несмотря на то, что позитивные процессы постепенно завоевывают позиции на мировой арене, угроза возникновения новой войны с применением оружия массового поражения сохраняется. В военных доктринах ряда государств важная роль отводится оружию массового поражения (ОМП), как оружию большой поражающей способности, предназначенному для нанесения массовых потерь и разрушений. В арсенале средств нападения помимо ядерного оружия значительное место отводится химическому оружию (запрещенному в мире), которое в военных кругах некоторых государств, террористических организаций и группировок рассматривается как одно из наиболее перспективных средств ведения войны. Одним из направлений научно-технического прогресса является химизация народного хозяйства. Несмотря на совершенствование технологий, химические аварии и катастрофы часто приносят огромные жертвы и материальный ущерб людям. Поэтому врачи в современных условиях должны знать военную токсикологию, понимать сущность патологических процессов, возникающих при действии БОВ и АХОВ, уметь их распознавать в целях предупреждения поражений и сохранения жизни максимальному числу раненых и больных, быстрейшему восстановлению их боеспособности.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Общая цель: Уметь систематизировать основные закономерности военной токсикологии, как науки, и ее направлений для изучения действия ОВ на организм и использование методов диагностики и лечения пораженных.
Исходный (базисный) уровень знаний | Конкретные цели знаний |
Уметь: | |
1. Определять основные мероприятия, которые проводятся в системе гражданской защиты населения при применении оружия массового поражения(ОМП). Дисциплина – Гражданская оборона 2. Применять методику оценки и прогнозирования обстановки в очагах химического поражения при чрезвычайных ситуациях (ЧС) мирного и военного времени. Дисциплина-Медицина катастроф | 1. Классифицировать основные группы боевых отравляющих веществ по основным клиническим симптомам и конечному эффекту поражения. 2. Оценивать медико-тактическую характеристику рисков, связанных с применением современных средств химического оружия. 3. Интерпретировать практическое значение физико-химических и токсических свойств отравляющих веществ, компонентов ракетного топлива и технических жидкостей, в соответствии с классификацией отравляющих веществ. |
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ – УМЕНИЙ
Дисциплина – Гражданская оборона
1. Какие законы определяют основы и организацию защиты населения при применении оружия массового поражения?
-
Закон «Об обороне» -
Закон «О Вооруженных Силах» -
Закон «О безопасности» -
Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера» -
Закон «О пожарной безопасности»
2. Какие документы являются основополагающими в современном международном праве по вопросам защиты людей от ЧС мирного и военного времени?
-
Женевские Конвенции (1949 г.) -
Протокол ООН «О международном праве» (1947 г.) -
Дополнительные протоколы к Женевским Конвенциям (1977 г.) -
Женевские Конвенции в сочетании с дополнительными протоколами -
Постановления Всемирной организации здравоохранения (2001 г.)
3. Кому подчиняются органы гражданской защиты населения по территориальной ответственности?
-
Главе городской администрации -
Территориальному военному комиссару -
Министерству чрезвычайных ситуаций -
Территориальному исполкому -
Департаменту гражданской защиты
4. Что является основной базой создания невоенизированных формирований ГО?
-
Органы исполнительной власти городов и районов -
Производственные объединения, научно-исследовательские учреждения, школы -
Промышленные объекты, воинские части -
Объекты, учреждения, органы исполнительной власти районов -
Предприятия, учреждения, организации
5. В основу защиты населения от ОВ в ЧС положен ряд организационных принципов. Назовите их.
-
Противохимическая, противорадиационная, противобактериальная защиты -
Использование коллективных и индивидуальных средств защиты -
Заблаговременность подготовки защиты, дифференцированный подход, комплексность мер -
Рациональное управление и планирование -
Использование индивидуальных средств медицинской защиты
Эталоны ответов: 1-D, 2-D, 3-D, 4- E, 5- C.
ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ УМЕНИЙ
Дисциплина – Гражданская оборона, Медицина катастроф
а) Основная литература
1. Закон «О гражданской обороне» ( с изменениями от 14.08.2015 г.)
2.Безопасность жизнедеятельности: [Текст] учебник / 11. Л Колесниченко часть 2, раздел: Гражданская оборона, Москва.: ГЭОТАР-Медиа, 2017 - 554 с.
3.Кучма, М. М. Цивільна оборона [Текст] : / М. М. Кучма. - 3-е вид. - Львів : Магнолія, 2010. – 360 с.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Граф логической структуры темы см. в Приложении 1.1
Теоретические вопросы
-
Военная токсикология: цель и задачи, основные понятия. -
Составные части дисциплины и их взаимосвязь. -
Токсикокинетика, токсикодинамика, токсикометрия: определение, развитие. -
Классификация отравляющих веществ по основным клиническим симптомам и конечному эффекту поражения. -
Медико-тактическая характеристика очагов химического заражения.
Источники информации
а) Основная литература:
1. Каракчиев Н. И. Военная токсикология и защита от ядерного и химического оружия [Текст] : / Н. И. Каракчиев; ред. В. И. Артамонов. - Ташкент: Медицина, 1988. - 368 с.
2. Медицина катастроф [Текст]: учебник / П. Л. Колесниченко [и др.]. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 448 с.: ил.
3. Військова токсикологія, радіологія та медичний захист [Текст]: підручник / ред. Ю. М. Скалецький. - Тернопiль: Укрмедкнига, 2003. - 362 с.
б) Дополнительная литература:
1. Защита от оружия массового поражения [Текст] / В. В. Мясников. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Военное издательство, 1989. - 398 с.: ил. –(Библиотека офицера).
2. Руководство по эксплуатации средств индивидуальной защиты. Ч. 2 [Текст]. - Москва: Военное издательство, 1988. - 213 с.
в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
-
Информационно-образовательная среда ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО http://distance.dnmu.ru -
Электронный каталог WEB-OPAC Библиотеки ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО http://katalog.dnmu.ru -
ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru -
Научная электронная библиотека (НЭБ) eLIBRARY http://elibrary.ru -
Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» https://cyberleninka.ru/ -
Федеральная электронная медицинская библиотека http://www.femb.ru/feml
НАБОР ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
1. Военная токсикология является важнейшей составной частью военной медицины. Из каких направлений состоит дисциплина?
-
Теоретическое, профилактическое, клиническое -
Экспериментальное, гигиеническое, судебно-медицинское -
Промышленная, экологическая, гигиеническая -
Радиационное, биофизическое, клиническое -
Военно - медицинское, профилактическое, судебно-медицинское
2. Cовокупность методических приемов теоретической токсикологии позволяет оценивать количественную степень токсичности вещества. Какие составные части теоретической токсикологии?
-
Определение степени токсичности процесса -
Разработка нормативных правовых актов -
Токсикокинетика, токсикодинамика -
Токсикометрия, токсикокинетика -
Эксперименты на животных
3. Токсикология - научная дисциплина, изучающая характер вредного действия на человека, химических соединений и ионизирующих излучений. Что является одной из пяти основных задач военной токсикологии?
-
Изучение токсических свойств ОВ и СДЯВ -
Дегазация -
Дезактивация -
Проведение радиационной разведки -
Проведение химической разведки
4. В настоящее время не исключается возможность применения ОМП. Какие из средств поражения относятся к химическому оружию?
-
Химические ракеты, снаряды, бомбы, аэрозоли -
Отравляющие вещества смертельного действия -
Нервно-паралитические ОВ, кожно-нарывные ОВ, удушающие и общеядовитые ОВ -
Отравляющие вещества и средства их доставки -
Сильнодействующие ядовитые вещества и средства их доставки
5. По изготовившемуся к наступлению танковому батальону противник нанес химический удар, применив быстродействующее ОВ. Какие ОВ относятся к быстродействующим?
-
Скрытый период не более 4-х часов. -
Клиника поражения развивается в первые 4 часа. -
Скрытый период свыше 1 часа. -
Клиника поражения развивается в течение 1 часа. -
Клиника поражения развивается в течение 24 часов.
6. Начиная с 19 века в ряде стран мира проводились лабораторные разработки и испытания различных видов ОМП. Какая дата является официальной датой появления химического оружия?
-
1914г -
1915г -
1916г -
1917г -
1918г
7. При применении противником ОМП возникают очаги заражения. От чего зависит размер и характер очагов химического поражения?
-
Средств и способ применения -
Метеоусловий -
Физико-химических свойств -
Рельефа местности -
Все вышеперечисленное
8. В результате действия вероятного противника применено ОМП. Какие различают типы очагов химического поражения по времени поражающего действия?
-
Стойкие, быстродействующие -
Нестойкие, замедленного действия -
Стойкие и нестойкие -
Стойкие, замедленного действия -
Быстродействующие, замедленного действия
9. На целлюлозном комбинате произошла авария, имеются пораженные сероводородом. Какой очаг поражения образует сероводород?
-
Нестойкий, быстродействующий -
Очаг не образуется -
Стойкий, быстродействующий -
Нестойкий, замедленного действия -
Стойкий, замедленного действия
10. На заводе по производству аммиачных удобрений произошла авария. Имеются пострадавшие. Какой очаг поражения по времени действия образует аммиак?
-
Нестойкий, быстродействующий -
Стойкий, быстродействующий -
Нестойкий, замедленного действия -
Стойкий, замедленного действия -
Очаг не образуется
Эталоны ответов: 1-A, 2-C, 3-A, 4-D, 5- D, 6-B, 7-E, 8-D, 9-А, 10-А.
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ НА ПРАКТИЧЕСКОМ
ЗАНЯТИИ
В начале занятия проверяется исходный уровень знаний-умений студентов по данной теме с помощью устного опроса. Проводится корректировка знаний-умений.
Основной этап занятия – самостоятельная работа студентов по отработке учебных целей-умений, которая заключается в выполнении индивидуальных ситуационных заданий. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде протокола, после чего проводится проверка правильности выполнения студентами индивидуальных заданий. Вся работа выполняется под контролем и консультативной помощью преподавателя.