Файл: Токсикология предмет, цель и задачи военной токсикологии актуальность темы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1. ТОКСИКОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОЕННОЙ ТОКСИКОЛОГИИ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Военная токсикология - составная часть военной медицины и общей токсикологии. Предметом этой науки есть изучение токсического действия на организм человека боевых отравляющих веществ (БОВ), взрывных газовых смесей, компонентов ракетных топлив, ядовитых технических жидкостей, а также отравлений растительного и животного происхождения, которые рассматриваются, как потенциальные ОВ. Несмотря на то, что позитивные процессы постепенно завоевывают позиции на мировой арене, угроза возникновения новой войны с применением оружия массового поражения сохраняется. В военных доктринах ряда государств важная роль отводится оружию массового поражения (ОМП), как оружию большой поражающей способности, предназначенному для нанесения массовых потерь и разрушений. В арсенале средств нападения помимо ядерного оружия значительное место отводится химическому оружию (запрещенному в мире), которое в военных кругах некоторых государств, террористических организаций и группировок рассматривается как одно из наиболее перспективных средств ведения войны. Одним из направлений научно-технического прогресса является химизация народного хозяйства. Несмотря на совершенствование технологий, химические аварии и катастрофы часто приносят огромные жертвы и материальный ущерб людям. Поэтому врачи в современных условиях должны знать военную токсикологию, понимать сущность патологических процессов, возникающих при действии БОВ и АХОВ, уметь их распознавать в целях предупреждения поражений и сохранения жизни максимальному числу раненых и больных, быстрейшему восстановлению их боеспособности.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Общая цель: Уметь систематизировать основные закономерности военной токсикологии, как науки, и ее направлений для изучения действия ОВ на организм и использование методов диагностики и лечения пораженных.

Исходный (базисный) уровень знаний

Конкретные цели знаний

Уметь:

1. Определять основные мероприятия, которые проводятся в системе гражданской защиты населения при применении оружия массового поражения(ОМП).

Дисциплина – Гражданская оборона
2. Применять методику оценки и прогнозирования обстановки в очагах химического поражения при чрезвычайных ситуациях (ЧС) мирного и военного времени.

Дисциплина-Медицина катастроф

1. Классифицировать основные группы боевых отравляющих веществ по основным клиническим симптомам и конечному эффекту поражения.

2. Оценивать медико-тактическую характеристику рисков, связанных с применением современных средств химического оружия.

3. Интерпретировать практическое значение физико-химических и токсических свойств отравляющих веществ, компонентов ракетного топлива и технических жидкостей, в соответствии с классификацией отравляющих веществ.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ – УМЕНИЙ

Дисциплина – Гражданская оборона

1. Какие законы определяют основы и организацию защиты населения при применении оружия массового поражения?

  1. Закон «Об обороне»

  2. Закон «О Вооруженных Силах»

  3. Закон «О безопасности»

  4. Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера»

  5. Закон «О пожарной безопасности»

2. Какие документы являются основополагающими в современном международном праве по вопросам защиты людей от ЧС мирного и военного времени?

  1. Женевские Конвенции (1949 г.)

  2. Протокол ООН «О международном праве» (1947 г.)

  3. Дополнительные протоколы к Женевским Конвенциям (1977 г.)

  4. Женевские Конвенции в сочетании с дополнительными протоколами

  5. Постановления Всемирной организации здравоохранения (2001 г.)


3. Кому подчиняются органы гражданской защиты населения по территориальной ответственности?

  1. Главе городской администрации

  2. Территориальному военному комиссару

  3. Министерству чрезвычайных ситуаций

  4. Территориальному исполкому

  5. Департаменту гражданской защиты


4. Что является основной базой создания невоенизированных формирований ГО?

  1. Органы исполнительной власти городов и районов

  2. Производственные объединения, научно-исследовательские учреждения, школы

  3. Промышленные объекты, воинские части

  4. Объекты, учреждения, органы исполнительной власти районов

  5. Предприятия, учреждения, организации


5. В основу защиты населения от ОВ в ЧС положен ряд организационных принципов. Назовите их.

  1. Противохимическая, противорадиационная, противобактериальная защиты

  2. Использование коллективных и индивидуальных средств защиты

  3. Заблаговременность подготовки защиты, дифференцированный подход, комплексность мер

  4. Рациональное управление и планирование

  5. Использование индивидуальных средств медицинской защиты

Эталоны ответов: 1-D, 2-D, 3-D, 4- E, 5- C.

ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ УМЕНИЙ



Дисциплина – Гражданская оборона, Медицина катастроф

а) Основная литература

1. Закон «О гражданской обороне» ( с изменениями от 14.08.2015 г.)
2.Безопасность жизнедеятельности: [Текст] учебник / 11. Л Колесниченко часть 2, раздел: Гражданская оборона, Москва.: ГЭОТАР-Медиа, 2017 - 554 с.
3.Кучма, М. М. Цивільна оборона [Текст] : / М. М. Кучма. - 3-е вид. - Львів : Магнолія, 2010. – 360 с.




СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Граф логической структуры темы см. в Приложении 1.1

Теоретические вопросы

  1. Военная токсикология: цель и задачи, основные понятия.

  2. Составные части дисциплины и их взаимосвязь.

  3. Токсикокинетика, токсикодинамика, токсикометрия: определение, развитие.

  4. Классификация отравляющих веществ по основным клиническим симптомам и конечному эффекту поражения.

  5. Медико-тактическая характеристика очагов химического заражения.

Источники информации

а) Основная литература:

1. Каракчиев Н. И. Военная токсикология и защита от ядерного и химического оружия [Текст] : / Н. И. Каракчиев; ред. В. И. Артамонов. - Ташкент: Медицина, 1988. - 368 с.

2. Медицина катастроф [Текст]: учебник / П. Л. Колесниченко [и др.]. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 448 с.: ил.

3. Військова токсикологія, радіологія та медичний захист [Текст]: підручник / ред. Ю. М. Скалецький. - Тернопiль: Укрмедкнига, 2003. - 362 с.
б) Дополнительная литература:

1. Защита от оружия массового поражения [Текст] / В. В. Мясников. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Военное издательство, 1989. - 398 с.: ил. –(Библиотека офицера).

2. Руководство по эксплуатации средств индивидуальной защиты. Ч. 2 [Текст]. - Москва: Военное издательство, 1988. - 213 с.

в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. Информационно-образовательная среда ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО http://distance.dnmu.ru

  2. Электронный каталог WEB-OPAC Библиотеки ГОО ВПО ДОННМУ ИМ. М. ГОРЬКОГО http://katalog.dnmu.ru

  3. ЭБС «Консультант студента» http://www.studmedlib.ru

  4. Научная электронная библиотека (НЭБ) eLIBRARY http://elibrary.ru

  5. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» https://cyberleninka.ru/

  6. Федеральная электронная медицинская библиотека http://www.femb.ru/feml


НАБОР ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
1. Военная токсикология является важнейшей составной частью военной медицины. Из каких направлений состоит дисциплина?


  1. Теоретическое, профилактическое, клиническое

  2. Экспериментальное, гигиеническое, судебно-медицинское

  3. Промышленная, экологическая, гигиеническая

  4. Радиационное, биофизическое, клиническое

  5. Военно - медицинское, профилактическое, судебно-медицинское


2. Cовокупность методических приемов теоретической токсикологии позволяет оценивать количественную степень токсичности вещества. Какие составные части теоретической токсикологии?

  1. Определение степени токсичности процесса

  2. Разработка нормативных правовых актов

  3. Токсикокинетика, токсикодинамика

  4. Токсикометрия, токсикокинетика

  5. Эксперименты на животных


3. Токсикология - научная дисциплина, изучающая характер вредного действия на человека, химических соединений и ионизирующих излучений. Что является одной из пяти основных задач военной токсикологии?

  1. Изучение токсических свойств ОВ и СДЯВ

  2. Дегазация

  3. Дезактивация

  4. Проведение радиационной разведки

  5. Проведение химической разведки


4. В настоящее время не исключается возможность применения ОМП. Какие из средств поражения относятся к химическому оружию?

  1. Химические ракеты, снаряды, бомбы, аэрозоли

  2. Отравляющие вещества смертельного действия

  3. Нервно-паралитические ОВ, кожно-нарывные ОВ, удушающие и общеядовитые ОВ

  4. Отравляющие вещества и средства их доставки

  5. Сильнодействующие ядовитые вещества и средства их доставки


5. По изготовившемуся к наступлению танковому батальону противник нанес химический удар, применив быстродействующее ОВ. Какие ОВ относятся к быстродействующим?

  1. Скрытый период не более 4-х часов.

  2. Клиника поражения развивается в первые 4 часа.

  3. Скрытый период свыше 1 часа.

  4. Клиника поражения развивается в течение 1 часа.

  5. Клиника поражения развивается в течение 24 часов.


6. Начиная с 19 века в ряде стран мира проводились лабораторные разработки и испытания различных видов ОМП. Какая дата является официальной датой появления химического оружия?


  1. 1914г

  2. 1915г

  3. 1916г

  4. 1917г

  5. 1918г


7. При применении противником ОМП возникают очаги заражения. От чего зависит размер и характер очагов химического поражения?

  1. Средств и способ применения

  2. Метеоусловий

  3. Физико-химических свойств

  4. Рельефа местности

  5. Все вышеперечисленное


8. В результате действия вероятного противника применено ОМП. Какие различают типы очагов химического поражения по времени поражающего действия?

  1. Стойкие, быстродействующие

  2. Нестойкие, замедленного действия

  3. Стойкие и нестойкие

  4. Стойкие, замедленного действия

  5. Быстродействующие, замедленного действия


9. На целлюлозном комбинате произошла авария, имеются пораженные сероводородом. Какой очаг поражения образует сероводород?

  1. Нестойкий, быстродействующий

  2. Очаг не образуется

  3. Стойкий, быстродействующий

  4. Нестойкий, замедленного действия

  5. Стойкий, замедленного действия


10. На заводе по производству аммиачных удобрений произошла авария. Имеются пострадавшие. Какой очаг поражения по времени действия образует аммиак?

  1. Нестойкий, быстродействующий

  2. Стойкий, быстродействующий

  3. Нестойкий, замедленного действия

  4. Стойкий, замедленного действия

  5. Очаг не образуется

Эталоны ответов: 1-A, 2-C, 3-A, 4-D, 5- D, 6-B, 7-E, 8-D, 9-А, 10-А.

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ НА ПРАКТИЧЕСКОМ

ЗАНЯТИИ

В начале занятия проверяется исходный уровень знаний-умений студентов по данной теме с помощью устного опроса. Проводится корректировка знаний-умений.

Основной этап занятия – самостоятельная работа студентов по отработке учебных целей-умений, которая заключается в выполнении индивидуальных ситуационных заданий. Результаты самостоятельной работы оформляются в виде протокола, после чего проводится проверка правильности выполнения студентами индивидуальных заданий. Вся работа выполняется под контролем и консультативной помощью преподавателя.