Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников Практическое занятие 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лиана родом из тропиков, поэтому хорошо себя чувствует в теплом климате. В зимний период столбик термометра не должен опускаться ниже +10°С,
оптимальной же является температура +16-18°С. Весной и осенью приемлемая температура от +20-25°С. Необходимо беречь растение от сквозняков.
Монстера любит обильный полив в весенние и летние месяцы. Воду нужно использовать мягкую, хорошо отстоявшуюся. Осенью полив осуществляют реже.
Прекрасно Монстера себя чувствует в условиях высокой влажности воздуха, поэтому систематические опрыскивания надо производить обязательно. Подойдет отстоявшаяся вода комнатной температуры. Листовые пластины нужно периодически протирать, убирая пыль.
Молодая Монстера требует пересадки каждый год. Чем старше становится растение, тем реже стоит его пересаживать. Однако, подсыпать грунт в горшок рекомендуется ежегодно. Горшки Монстера любит просторные, обязательно с хорошим дренажом на дне.
ЗАДАНИЕ 5
Максимальное количество баллов – 3.
Для выполнения данного задания студентам рекомендуется просмотреть авторский учебный видеоматериал по теме «Труд в природе. Уход за комнатными растениями. Младшая группа». Авторское право на видео принадлежит Гуляевой Надежде Валентиновне, ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=kmPUJtavuNE.
Воспроизвести видео
Материал видео используется для студентов АНПОО «НСПК» в учебных целях. Внимательно просмотрите предложенный учебный видеоматериал и выполните следующие действия:
1. Осуществите анализ организации и проведения труда в природе детей младшей группы, которую демонстрирует педагог.
2. Произведите оценку по критериям и показателям, предложенных в таблице по шкале от 1 до 3 баллов. Для удобства выполнения задания вам предлагаются критерии оценивания:
1 балл – показатель проявился частично, отражается в некоторых элементах.
2 балла – показатель проявился полностью, в ходе всего занятия есть лишь незначительные погрешности в его демонстрации.
3 балла – показатель проявился максимально полно, отражается чёткая структура выполнения и последовательная организация всех необходимых элементов.
3. Подведите итог вашего анализа в баллах и сопроводите его подробным текстовым описанием (поясните критерии и полученное значение, имеющее большее значение для руководства трудовой деятельностью детей).
Таблица 2 – Труд в природе. Уход за комнатными растениями
№ п/п | Критерии и показатели | Баллы | ||
1 | 2 | 3 | ||
1. | Создание условий для трудовой деятельности: подбор необходимого материала и его продуктивное размещение; соответствие педагогическим и гигиеническим требованиям; соответствие возрасту детей. | | | V |
2. | Беседа с детьми о предстоящей трудовой деятельности: содержание и формулировка вопросов, их логическая последовательность; учёт возрастных особенностей при формулировке вопросов; приёмы активизации (постановка вопросов, обращение к личному опыту, оценка ответов детей). | | | V |
3. | Приёмы педагогического воздействия для привлечения детей к трудовой деятельности: пояснение детям содержания предстоящего труда; установление связи трудовой деятельности с интересами, отношением детей к этому. | | | V |
4. | Приёмы, используемые в ходе трудовой деятельности детей:
контроль; напоминание; обсуждение; совет; не предоставление помощи. | | | V |
5. | Умение направить фронтальную и индивидуальную работу на решение поставленных задач. | | | V |
6. | Степень формирования у детей активного, творческого, положительного отношения к труду. | | | V |
7. | Создание в процессе руководства трудовой деятельностью детей атмосферы сотрудничества в личностно-деловом общении. | | | V |
8. | Проявление гибкости в ходе руководства трудовой деятельностью исходя из показателей «обратной связи». | | | V |
9. | Умение предусмотреть и решать возможные трудности во время труда. | | | V |
10. | Педагогический такт воспитателя. | | | V |
11. | Интерес детей к труду. | | | V |
12. | Эстетика, соблюдение гигиенических требований к проведению трудовой деятельности. | | | V |
13. | Оценка деятельности детей в процессе труда. | | | V |
14. | Общий уровень развития трудовых умений у детей. | | | V |
Общий балл | 42 | |||
| | | | 42 |
Полученное значение анализа в балла максимальное, т.к. воспитателем были созданы все условия для трудовой деятельности детей, соблюдены гигиенические требования. Беседа с детьми проводилась в соответствии с возрастными особенностями детей, вопросы поставлены понятно и дети отвечали на них без особых затруднений. В процессе работы педагог контролировала, давала советы, помогала. Ребята активно работали. Воспитатель тактично поправлял неверные действия детей. Дети с большим удовольствием выполняли поручения.
В процессе работы у детей формируются представления о последовательности действий, о требованиях, предъявляемых к результату.
ЗАДАНИЕ 6
Решите педагогическую задачу, сравнивая два эпизода действий педагога.
Эпизод 1. Воспитатель средней группы, в процессе подготовки детей к наблюдению за трудом взрослых (экскурсия на пищевой блок, с целью наблюдения за трудом повара), может сказать: «Ребята, сейчас мы пойдём на кухню и посмотрим, как работает наш повар. Ведите себя хорошо, не шумите и не трогайте ничего без разрешения, слушайте внимательно, что будет рассказывать вам Нина Петровна».
Эпизод 2. В другой средней группе воспитатель, в процессе подготовки детей к наблюдению за трудом взрослых (экскурсия на пищевой блок, с целью наблюдения за трудом повара), может сказать так: «Ребята, сегодня у нас будет очень интересная экскурсия. Мы пойдем в одно из помещений нашего детского сада, которое называется пищевой блок. Как вы думаете, что мы там увидим? А с кем будем разговаривать? О чём мы спросим Нину Петровну? Постарайтесь увидеть и запомнить как можно больше, а потом в группе мы продолжим наш разговор. Мы сможем нарисовать замечательные рисунки про то, что мы увидим.»
Сравните фрагменты подготовки детей к экскурсии на пищевой блок в двух разных средних группах ДОУ и дайте обоснованный ответ на вопросы:
-
Какой метод используют воспитатели? В каком из эпизодов воспитатели повышают познавательную активность детей?
-
Какие методы можно использовать для организации и проведения экскурсии по ознакомлению с трудом взрослых? -
Какие бы методы вы выбрали, составляя план организации и проведения экскурсии по ознакомлению с трудом взрослых детей в средней группе детского сада?
Оформите письменный ответ на оба вопроса в следующем формате: не менее 1,5 страниц печатного текста, формат листа А-4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа
.
1. Какой метод используют воспитатели? В каком из эпизодов воспитатели повышают познавательную активность детей?
В данных эпизодах педагогами используются методы наглядной и словесной познавательной активности у детей. Основная задача воспитателя — создать условия, помогающие проявить интерес, любопытство детей. Дети — это исследователи окружающего мира.
Им интересно всё неизведанное и необычное. Главная задача воспитателя заключается в том, чтобы максимально удержать внимание , увлечённость познавательным процессом.
По-моему мнению, во втором эпизоде воспитателем больше повышается познавательная активность детей за счёт того, что дети должны не только увидеть, но и запомнить, чтобы потом нарисовать рисунки и продолжить разговор в группе об увиденном.
Познавательная деятельность детей — это активная деятельность по использованию знаний. Важным компонентом этой деятельности является познавательный интерес, если ребенку интересно, он будет слушать, смотреть, участвовать в процессах обучения. Важно чтобы экскурсии были связаны с положительными эмоциями, они порождают познавательную активность у детей.
2. Какие методы можно использовать для организации и проведения экскурсии по ознакомлению с трудом взрослых?
Для проведения экскурсий по ознакомлению с трудом взрослых лучше использовать наглядные, словесные и практические методы, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений и максимальную действенность приобретаемых детьми знаний. Дальнейшие беседы и рассказы воспитателя уточняют и закрепляют знания, полученные во время наблюдений. Важно фиксировать внимание детей на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у детей правильного отношения к труду, для формирования их собственного трудового поведения. Наблюдения за трудом взрослых положительно влияют на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам.
3. Какие бы методы вы выбрали, составляя план организации и проведения экскурсии по ознакомлению с трудом взрослых детей в средней группе детского сада?
Трудовое воспитание основано на использовании примера взрослых. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны тесно между собой переплетаться.
У детей особенно возрастает интерес к наблюдаемому труду взрослых, если они могут принять в нём хотя бы небольшое участие. Эмоциональность экскурсий, наблюдений повышается, если дети могут удовлетворить свою потребность в деятельности. В процессе деятельности они лучше познают явления. Какое-то участие в труде необходимо осуществлять в процессе многих экскурсий. Например: наблюдая за трудом садовника - в посадке цветов, за трудом дворника — в сборе опавшей листвы и т.д. Сочетание формирования правильных представлений о труде взрослых и выработки у детей трудовых умений, привычек даёт необходимый воспитательный эффект.
ЗАДАНИЕ 7
Составьте проект экскурсии, где отразите организацию и проведение экскурсии на станцию скорой помощи. Для удобства выполнения задания вам предлагается перечень основных разделов проекта педагога для обязательного заполнения.
Перечень основных разделов проекта педагога дошкольной образовательной организации:
-
Автор:
-
Организация: станцию «Скорая помощь» -
Укажите образовательную область в соответствии с ФГОС ДО:социально-коммуникативное развитие -
Укажите место в режиме дня: время занятий -
Укажите продолжительность экскурсии: 20-30 минут -
Укажите этапы экскурсии:
-
Подготовка дошкольников к экскурсии (подготовительная беседа) -
Вводная беседа на станции -
Порядок знакомства со станцией, рассказ воспитателя, наблюдения детей, объяснения работников станции -
Сбор иллюстрированных материалов -
Встречи и беседы с работниками -
Краткая заключительная беседа на месте экскурсии
Тема: «Экскурсия на станцию «Скорая помощь».
7. Сформулируйте образовательные результаты экскурсии с детьми 6-7 лет Образовательные результаты – это результаты обучения детей 6-7 лет за определенный период времени (одно занятие), которые планируются педагогом, это не результат (продукт) деятельности ребенка.
Требования к формулированию образовательного результата:
-
отражают наличие состояния (желаемого) результата, а не процесс;
-
конкретны и проверяемы, можно определено сказать, что результат достигнут; -
отражают достижения детей 6-7 лет в конкретный период (на занятии), а не ранее достигнутые.
Укажитеобразовательный результат —расширили и закрепили представление о работе станции «Скорой помощи», понятие «экстренный вызов», выучили и запомнили телефон «Скорой помощи», научились правильно называть свой адрес.
8. Сформулируйте цель обучения
Требования к формулированию цели:
-
цель отражает предполагаемые образовательные результаты;
-
алгоритм формулирования цели:
-
формулируются конкретные проверяемые образовательные результаты;
-
результаты объединяются в единое целое; -
выделяются в перечне результатов один, который является ценностным ориентиром выделяем в перечне результатов являющиеся средством достижения ценностного результата; -
определяем основной путь (развитие, формирование, содействие …) -
интегрируем ценностный результат с «результатами средствами» -
формулируем цель.
Укажите цель обучения — расширить и конкретизировать представления детей о профессиях сотрудников станции «Скорой помощи»
8. Сформулируйте задачи обучения (действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели):
8.1. Обучающая – расширить и закрепить представление о работе станции «Скорой помощи», понятие «экстренный вызов», выучить и запомнить телефон «Скорой помощи», научиться правильно называть свой адрес.
8.2. Развивающая – развивать связную речь, внимание, память, а также уметь задавать правильные вопросы.
8.3. Воспитательная – чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения, уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
9. Определите содержание деятельности (перечень методов и дидактических средств, позволяющих поэтапно организовать деятельность детей по заданной теме).
9.1. Предварительный этап экскурсии.
-
Подготовка педагога к организации и проведению экскурсии (перечислите мероприятия).
подготовительная и вводная беседы с детьми
-
Подготовка детей к организации и проведению экскурсии (перечислите мероприятия).
Каждый ребенок должен знать куда и зачем они пойдут. Напомнить детям правила поведения и о необходимости соблюдения тишины, чтобы не мешать работе сотрудников.
10. Ход экскурсии опишите в виде предложенной таблицы:
№ п/п | Наименования этапов занятия | Решаемые задачи | Виды деятельности воспитателя | Виды деятельности воспитанников | Ожидаемый результат |
1. | Подготовительная беседа | Объяснить цель экскурсии | Рассказать правила поведения и посещения станции | Соблюдение правил поведения и посещения станции | Соблюдения всех правил |
2. | Вводная беседа | Заинтересовать детей | Помогать детям в освоении полученной информации | Запоминать информации | Заинтересовать детей |
3. | Экскурсия | Расширить и закрепить представление о работе станции | Помогать детям в освоении полученной информации | Запоминать информации | Освоение информации |
4 | Беседы и встречи с работниками | Повышение интереса к профессии врача, фельдшера и водителя Скорой помощи | Рассказ о каждой профессии | Запоминать информации | Заинтересовать детей |
| | | | | |