Файл: Литература Практическое задание к Разделу 3 слушатель Григорьев Алексей Алексеевич Преподаватель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа среднего профессионального образования

Дисциплина: литература

Практическое задание к Разделу № 3


Выполнил:

слушатель Григорьев Алексей Алексеевич

Преподаватель:

Тузова Елена Михайловна

Практическое задание к Разделу 3


Задание 1. Прочитайте фрагмент из рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско», выполните анализ фрагмента по предложенному плану.

 

По вечерам этажи “Атлантиды” зияли во мраке огненными несметными глазами, и великое множество слуг работало в поварских, судомойных и винных подвалах. Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нем не думали, твердо веря во власть над ним командира, рыжего человека чудовищной величины и грузности, всегда как бы сонного, похожего в своем мундире с широкими золотыми нашивками на огромного идола и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев; на баке поминутно взвывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из обедающих слышали сирену – ее заглушали звуки прекрасного струнного оркестра, изысканно и неустанно игравшего в двухсветной зале, празднично залитой огнями, переполненной декольтированными дамами и мужчинами во фраках и смокингах, стройными лакеями и почтительными метрдотелями, среди которых один, тот, что принимал заказы только на вина, ходил даже с цепью на шее, как лорд-мэр. Смокинг и крахмальное белье очень молодили господина   из Сан-Франциско.   Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова. Богато, но по годам была одета его жена, женщина крупная, широкая и спокойная; сложно, но легко и прозрачно, с невинной откровенностью – дочь, высокая, тонкая, с великолепными волосами, прелестно убранными, с ароматическим от фиалковых лепешечек дыханием и с нежнейшими розовыми прыщиками возле губ и между лопаток, чуть припудренных... Обед длился больше часа
, а после обеда открывались в бальной зале танцы, во время которых мужчины, – в том числе, конечно, и господин из Сан-Франциско, – задрав ноги, до малиновой красноты лиц накуривались гаванскими сигарами и напивались ликерами в баре, где служили негры в красных камзолах, с белками, похожими на облупленные крутые яйца. Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая и ее, и эти горы, – точно плугом разваливая на стороны их зыбкие, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады, – в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена, мерзли от стужи и шалели от непосильного напряжения внимания вахтенные на своей вышке, мрачным и знойным недрам преисподней, ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, – та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной зале все сияло и изливало свет, тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго – и музыка настойчиво, в сладостно-бесстыдной печали молила все об одном, все о том же...

И.А. Бунин "Господин из Сан-Франциско»

 

План анализа.

1. Каким термином обозначают средство иносказательной выразительности, к которому обращается автор, описывая гигантский корабль «Атлантида»: «… этажи… зияли огненными несметными глазами»?

1. Метафора
2. Диалог
3. Антитеза

2. Что символизирует судьба господина из Сан-Франциско, и кто еще из писателей ХХ века обращался к теме "сытых"?

Господин из Сан-Франциско — человек, давно избравший для себя образец, на который, по его мнению, стоило равняться. Долгие годы «упорного труда» позволили ему добиться желаемого. Он богат. Он знает, что люди его круга часто ездят отдыхать в Старый Свет — туда же едет и он. Герой окружает себя яркими декорациями и ограждает себя от всего того, чего не желает видеть. Однако правда заключается в том, что жизнь — настоящая, искренняя — остаётся как раз за этими декорациями его искусственного, пропитанного насквозь фальшью мирка. По иронии судьбы, герой возвращается в родные места на той же «Атлантиде». Однако смерть его ничего не меняет в целом мире — люди продолжают изображать счастье, потакать своим секундным порывам. Господин из Сан-Франциско же уже никогда не сможет увидеть и оценить красоту моря, гор, бесконечных равнин. И вся драма заключается в том, что он не смог бы этого сделать и при жизни — страсть к богатству атрофировала в нём чувство прекрасного.



Так же как и И. А. Бунин, к теме «сытых» обращались М. Булгаков и А. Куприн. В повести «Гранатовый браслет» А. Куприн» проводит грань между миром богатых и реальным миром. К «сытым» людям относятся Вера, её муж, и, в общем, всё их окружение. Простой служащий Желтков (Г. С. Ж., представитель реального мира) им чужд. Василий Львович превращает любовь Г. С. Ж. к Вере в забавную историю «княгиня Вера и влюбленный телеграфист». И окружению Веры тоже кажется смешной эта история. Духовные ценности отходят на второй план, материальные в этом обществе превыше всего.

Похожую ситуацию изобразил М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Для большинства его персонажей материальные ценности: деньги, квартира — являлись самыми важными в жизни, это автор показывает через образ взяточника Босого, директора варьете Степана Лиходеева, даже саму Маргариту до её встречи с Мастером.

Все «сытые» в произведениях наказаны. Буржуа из «Господина из Сан-Франциско» умирает, не успев вкусить радости от путешествия, от роскоши, к которой так долго стремился. Наказана Вера — она понимает, что её жизнь пуста настоящая любовь прошла мимо неё. В романе М. Булгакова Воланд всё расставляет по своим местам: каждый получает то, что заслужил.

 

Задание 2. Прочитайте стихотворение С. Есенина «Письмо матери», выполните анализ стихотворения по предложенному плану.

ПИСЬМО МАТЕРИ

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось, –

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.


 

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

                   (С.А. Есенин, 1924)

 

План анализа.

1.Какие чувства вызывает у лирического героя воспоминание о матери и родном доме?

Он ласково называет мать «старушкой» и пытается успокоить, говоря: «Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть». В родном доме, рядом со старушкой матерью лирический герой находит утешение «от тоски мятежной» и мечтает вернуться туда. С этим родным ему человеком у него связано много светлых, теплых воспоминаний. Это и то, как мать будила его на рассвете, и то, как грешно молиться. Воспоминания пропитаны нежностью, заботой и любовью, а также сожалениями об ушедшем детстве («к старому возврата больше нет»), когда он мог безмятежно мечтать и любоваться красотой своей «малой родины».

2. Искренний, доверительный тон обращения лирического героя к матери подчеркивается использованием слов, выходящих за пределы литературной нормы («саданул», «шибко», «воротился»). Как называются такие слова? Разговорные или просторечные

3. Какие стихотворения русских поэтов обращены к близкому человеку и какие мотивы сближают их со стихотворением «Письмо матери»?

Ещё А.С. Пушкин своим стихотворением «Няне» положил традицию русских писателей обращаться к близким для их сердца людям. Здесь лирический герой со светлой грустью пишет о «подруге дней…суровых» - о няне, образ которой до сих пор хранится в его душе. Подобно Есенину, Пушкин отмечает тесную духовную связь между своими героями, подчёркивая, что вынужденная разлука даётся им очень тяжело.

В.В. Маяковский, создавая стихотворение «Лиличка!» также использует обращение к женщине, бывшей его возлюбленной. Лирический герой, подобно герою Есенина, страдает от невозможности быть рядом вместе с близким для него человеком, но не потому, что их разделяют расстояние и города, а потому что любимая холодна к нему и не принимает его любви.

Обращение к самым близким и важным людям часто используется русскими поэтам, которые устами своих героев пытаются выразить собственные мысли и переживания.


4. В каких образах стихотворения «Письмо матери» воплощено представление лирического героя о «малой родине»? Свой ответ обоснуйте.
Основные образы стихотворения – это, конечно, лирический герой и его мать. Однако, образ матери можно интерпретировать, прежде всего как образ Родины в целом. Можно отметить, например, образ сада («Я вернусь, когда раскинет ветки/ По-весеннему наш белый сад») . Как мне кажется, здесь он является, прежде всего, символом весны и детства поэта. Также важен образ дороги («Что ты часто ходишь на дорогу») . Это символ жизненного пути поэта.
"Пусть струится над твоей избушкой/ тот вечерний несказанный свет» . Не редки эпитеты: «тоски мятежной» , «тягостная бредь» , «вечерний несказанный свет» и т. д. Автор намеренно вводит в своё стихотворение просторечные слова вроде «старушка» , «избушка» , «шибко» . Это помогает нам проникнуться атмосферой истинно русской деревни, атмосферой некого уюта и самобытности.
На мой взгляд, идея стихотворения «Письмо матери» заключается, прежде всего, в том, чтобы показать русским людям, что нужно любить, всегда помнить о своей Родине и настроить на патриотический лад.

Задание 3. Выполните краткий обоснованный анализ произведений В. В. Маяковского по одной из предложенных тем (Объем выполненного анализа: 3-5 предложений).

Тема 3. Как раскрывается в лирике В.В. Маяковского тема любви? Особенностью любовной лирики поэта является его убеждение в том, что если человек кого-то любит, он должен полностью следовать за избранником, всегда и во всем поддерживать, даже если любимый человек неправ. По мнению Маяковскоголюбовь бескорыстна, ей не страшны размолвки и расстояние. Поэт – максималист во всем, поэтому его любовь не знает полутонов.