Файл: Урока по биологии. Умк Н. И. Сонин Биология 6 класс. Класс 6 Тема урока Движение Предмет Биология. Дата 13. 02. 2023.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта урока по биологии.

УМК: Н.И. Сонин – Биология 6 класс.

Класс: 6

Тема урока: Движение

Предмет: Биология.

Дата: 13.02.2023

Цель: сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого; познакомить с разнообразными способами движения организмов.

Задачи

  • Коммуникативные: высказывание своей точки зрения, умение задавать вопросы, сотрудничать в группе при выполнении исследовательских заданий, умение рассказать другому о способах движения;

  • Регулятивные: действие целеполагания, умение преобразовывать практические задачу в познавательную, умение высказывать предположение и его доказать;

  • Познавательные: умение определить понятие «движение», структурирование знаний из личного опыта, выбор основания для сравнения способов движения, построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между активностью движения и образом жизни животных;

  • Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания; формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

УУД

ресурсы

Организационный момент

- Здравствуйте! начинаем наш урок.





коммуникативные


Актуализация знаний

- Сегодня мы продолжим знакомиться со свойствами живых организмов.

- Вспомните какие свойства живого вы уже знаете?
Давайте посмотрим на слайд, а вы подумайте, какое свойство мы сегодня изучим более подробно.




Рост, развитие, размножение,движение

Движение


Коммуникативные


Коммуникативные

Коммуникативные



Презентация

Презентация


Осмысление

физкультминутка

  • Совершенно верно сегодня на уроке пойдёт речь ещё об одном свойстве живых организмов - это движение.

  • Эпиграфом нашего урока будут слова Советского ученого Льва Александровича Зенкевича : «Без движения нет жизни»

  • Как вы думаете, почему к уроку взят такой сегодня эпиграф

  • Живые организмы находятся в постоянном движении.( Движутся все живые организмы, даже самые мелкие – бактерии, простейшие, но их движения заметны только в сильный микроскоп.)

    А что будет являться целью нашего урока?

- сейчас попрошу заполнить таблицу

Знаю

Хочу узнать

Узнал

- движение

- способы движения

- животных находящихся в движении

- движения на разных уровнях развития







- Запишите в первую колонку всё, что знаете о движении

-Вторую колонку заполняете самостоятельно

- А к третьей колонке мы вернемся в конце урока.

Проблемный вопрос

  • Почему движение важный признак всех живых организмов? Зачем живым организмам необходимо двигаться?Движение присуще не только организмам, но и отдельным органам. Приведите примеры

Давайте посмотрим, как же двигаются одноклеточные простейшие животные.
Какие приспособления к движению имеются у одноклеточных организмов?

вы заметили, что движется даже цитоплазма внутри клетки.

Заполните табличку, которая лежит на столах.

Движение одноклеточных животных

Инфузория движется примерно 1 мм в секунду. Какое расстояние она проплывет за 5 минут?

Поговорим о движении многоклеточных животных.

Посмотрим видеофрагмент. (Передвижение дождевого червя)

-Где обитает дождевой червь?

- Как происходит движение дождевого червя?

Т.е. движение многоклеточных животных связано с мышечной деятельностью.

Выполните задание .Для этого прочитайте с.104 учебника и вставьте пропущенные слова в текст.

Вставить пропущенные слова:

Черви обитают в _____________________. Когда червь вытягивается, тело становится _________________и ________________________. Это происходит, потому что у червя есть _____________________________________мышцы. На брюшке у них есть колючие ______________________, которые толкают тело червя вперед. Чтобы подтянуть хвост, сокращаются ________________________мышцы.

Проблемный вопрос. Какие черты приспособления к среде обитания появляются у организмов в связи с движением? Чтобы ответить на этот вопрос поработаем в группах.

Работа в группах по отдельным заданиям. Прочитайте текст с.106-112учебника .На основе текста заполните таблицу и составьте рассказ

Текст содержит биологическую ошибку. Найдите ошибку

Движения животных разнообразны. Так, знакомая вам амеба, быстро плавает, ловко действуя ресничками, покрывающими ее тело. Загребая ими как микровеслами, она может двигаться вперед, назад, замирая на месте.

Текст содержит биологическую ошибку. Найдите ошибку

Многие животные, освоившие водную среду обитания, отлично плавают. Рыбы и медузы используют такой необычные способ перемещения, как реактивное движение. Они выталкивают струю воды из полости тела и благодаря этому “скачками” двигаются вперед.

Текст содержит биологическую ошибку. Найдите ошибку

Многие простейшие имеют другой “двигатель” - это жгутик. Жгутиков может быть один, два или несколько. Жгутик работает как гребной винт. Так двигается инфузория туфелька.

Проблемный вопрос

Проблема отпугивания птиц остро стоит вблизи аэродромов. Столкновение птиц с набирающим высоту или идущим на посадку самолётом может закончиться авиакатастрофой. Поэтому инженеры-авиаконструкторы всерьёз говорят о «птицестойкости авиационных конструкций», а охрана аэродромов обеспокоена тем, чтобы птицы не появлялись в районе аэродрома.

Предложите свои варианты, как сделать так, чтобы птицы не летали там, где летают самолёты?


  • А сейчас давайте вернемся к нашей первой табличке и заполним третью колонку.

    -Найти предложение

    ьнзижотэеинеживд




Познакомиться с разными способами движения организмов

Заполнение таблицы

питание, защита от врагов, размножение

Сердце, легкие, веки

заполнение таблицы

У одноклеточных организмов приспособлениями к движению являются жгутики, ложноножки, ресничками.

выполняют задание

1 мин= 60 мм

5х60=300мм=30 см

ответ: 30 см


просмотр видеофрагмента

сокращение мышц, сжимание и удлинение сегментов

выполняют задание

выполняют задание

Выполняют работу в группах

исправляют ошибки

выполняют задание

Не давать птицам гнездиться вблизи аэродромов. Можно создать какое-то неудобство для них, например, на аэродроме и вокруг него подрезать траву так, чтобы образовался плотный и густой ворс, сесть на него птицам будет трудно. Подрубая мелкие сучья, делают неудобными для птиц кроны деревьев. У птиц не должно быть корма — возле аэродромов запрещают сеять зерновые культуры и овощи. Следует привлекать птиц в другое место — делать для них кормушки и пищевые свалки. Если освещать взлётно-посадочную полосу не белыми, а оранжевыми огнями, то насекомых и соответственно птиц прилетит намного меньше. Птиц должно что-то отпугивать: ястребы-тетеревятники, соколы, другие ловчие птицы. Можно использовать биоакустические средства: звукозапись с птичьими сигналами тревоги или с криками хищников. Применяют и пиротехнические средства, например ракеты, издающие пронзительные воющие звуки. 
Задача надёжного предотвращения столкновений самолётов с птицами не решена до сих пор.

Движение -это жизнь


Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные, регулятивные
Познавательные, регулятивные

Познавательные

регулятивные


Раздаточный

материал

Раздаточный материал
Раздаточный материал

Презентация

презентация

презентация

раздаточный материал

презентация

презентация

Рефлексия

Дерево «чувств»



 

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен




Работа с раздаточным материалом


Регулятивные


Раздаточный материал

Домашняя работа

П. 16

    Понаблюдать за движением домашних питомцев

    Подготовить сообщение об особенностях движения живых организмов.

Запись домашнего задания