Файл: Вопросы к экзамену по курсу детская литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) Использование традиционных образов-персонажей, которые, как выявил отечественный фольклорист В.Я. Пропп, выполняют в сказке определенные действия-функции. Это идеальный герой, его помощник, отправитель, даритель, вредитель, похищенный объект, ложный герой.

3) Художественное пространство и время литературной сказки часто создано в соотвествии с законами фольклорного сказочного мира: неопределенное, фантастическое место, сказочное время (у Пушкина: «негде в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», «лесной терем» 7 богатырей, «остров Буян», «ветхая землянка» старика и старухи).

4)Использование народных средств поэтической речи:
постоянные эпитеты (добрый молодец),троекратные повторы (у Пушкина: «три девицы под окном», состязания Балды с бесенком; обращения королевича Елисея к силам природы), словесные формулы, фразеологизмы, пословицы и поговорки, просторечие («черт ли сладит с бабой гневной»).

12 вопрос. Своеобразие тем, проблем, идей сказок. Проникновение в фольклорную основу элементов быта.

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки – история, психология, социология, этнология (этнография). Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские ученые подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора было для них своеобразной областью народознания.

Фольклор отличается не только идейной глубиной, но и высочайшими художественными качествами. Художественная система русского фольклора своеобразна. В нем выработались особые жанровые формы произведений:

Былина- это фольклорный жанр эпического характера, имеющий стихотворную форму. Былины – сказания прошлого, повествующие о жизни и подвигах русских богатырей. Раньше былины называли старинами и старинками.

Сказка -эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов

Пословица- изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме. Может иметь повествовательный («в гостях хорошо, а дома лучше»)

Песня- наиболее простая, но распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией


Народное поэтическое творчество (фольклор) представляет собой искусство устного слова и является предметом коллективного творчества. В фольклоре существуют три рода произведений:

Эпос- род литературы (наряду с лирикой и драмой), героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве мир героев-богатырей.,

Лирика- род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора(чувствительность в переживаниях, настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала...)

и драма- это род литературы наряду с эпосом и лирикой. В драме выделяется три основных жанра – комедия, драма, трагедия.

Народная сказка относится к эпическим жанрам.

Народная сказка - это история или небылица, которую сочинили люди

В фольклористике выделяют три тематические группы волшебной сказки:

1. Волшебно-героические, змееборческого типа («Бой на калиновом Мосту», «Три царства»).

2. Волшебно-героические, где герои выполняют трудные задачи («Сивка-бурка», «Молодильные яблоки»).

З. Сказки с семейно-бытовым конфликтом («Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

В системе образов сказки выделяются три плана:

1. Положительные герои (герои-богатыри, герои - не богатыри).

2. Помощники героя (люди, животные, фантастические существа).

З. Противники героя (люди и фантастические существа).

В настоящее время существует деление сказки на три жанровых разновидности - сказки о животных, сказки бытовые новеллистические и сказки волшебные. Каждая из этих разновидностей имеет свои сюжеты, персонажи, поэтику, стиль.

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

• поучительный характер

• изображение борьбы добра со злом

• деление персонажей на положительных и отрицательных

• хороший конец

• наличие различных вариантов сюжета

ТРИ ГРУППЫ СКАЗОК

1 Волшебные сказки

• есть волшебные предметы (ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, золотое колечко, гребешок, зеркальце, полотенце, дудочка, клубочек, чудесный посох, огниво, дубинка, живая и мёртвая вода) • происходят волшебные превращения (брошенный гребешок становится дремучим лесом, камешек — высокой горой, полотенце – широкой рекой) • часто используется одинаковый зачин (жили-были... или в некотором царстве, в некотором государстве...) и одинаковая концовка (стали жить-поживать да добра наживать или и я там был, мёд-пиво пил…) • присутствуют троекратные повторы (три дня и три ночи, три сына, три желания, три загадки, три попытки) • употребляются постоянные эпитеты (добрый молодец, красная девица, синие моря, дремучие леса, высокие горы, столы дубовые, скатерти узорчатые, буйная головушка) • используются устойчивые выражения (пир на весь мир; идти куда глаза глядят; ниже плеч буйну голову повесил; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли; хорошо, что сам жив остался; ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать; напоила, накормила, спать уложила)



2 Сказки о животных

сказки имеют аллегорический смысл – под видом недостатков животных высмеиваются пороки людей • в них отражены представления человека о природе • в образах животных воплощены различные человеческие качества: лиса всегда хитрая, заяц – трусливый, медведь – сильный и доверчивый, волк – глупый, злой и жадный, мышь – трудолюбивая и добрая, кот – изворотливый, петух – самоуверенный и легкомысленный • все изображаемые события из жизни животных имеют прямое отношение к жизни человека • часто сказки построены на диалогах между животными, а сюжет отличается ясностью, чёткостью и простотой • сам человек также может быть героем этих сказок: он либо играет второстепенную роль («Лиса и волк»), либо занимает положение, равноценное персонажу-животному («Мужик и медведь») • в конце сказки животные всегда находят выход из трудного положения • многие сказки нравоучительные, а не комические

3 Бытовые сказки

• в бытовых сказках нет чудес и фантастических образов, в них действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. • сказки повествуют о женитьбе героев и выходе замуж героинь, об исправлении строптивых жён, о

неумелых и ленивых хозяйках, о господах и слугах, об одураченном барине, о ловких ворах, о хитром и смекалистом солдате и т. д. • бытовые сказки кратки: в центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов • в них часто отражаются отношения между богатыми и бедными, осуждаются корысть, жадность, завистливость, невежество • забавное или нелепое событие из реальной жизни, лежащее в основе сюжета, определяет сатирический, юмористический или иронический характер произведения; сказки веселы и остроумны, в них всё подчинено раскрытию образов героев • часто главным героем является ловкий и находчивый солдат или мужик, который всё умеет (разрешает споры между героями, даёт оценку их поведению, обличает пороки и т. д.) • в финале всегда восстанавливается справедливость

Идея сказки, как и любого художественного произведения — это её основной смысл, то, что хотел сказать автор, чему эта сказка учит, что она должна донести до читателя (или слушателя). Чаще всего идея сказки связана с такими чертами человека, как доброта, трудолюбие, честность. Смысл многих сказок сводится к тому, что добро всегда побеждает зло, что надо трудиться иначе останешься ни с чем, обман и лесть до добра не доведут. Таким образом, основная идея у всех сказок — это нравственное воспитание детей.


Проблема идеи волшебной сказки связана с ее нравственным идеалом, системой моральных ценностей, воплощенных в образах героев. Положительный герой волшебной сказки, вне зависимости от социальной принадлежности и рода деятельности (мужик, солдат, царевич и др.) представляет собой носителя идеальных свойств человека, образец для подражания.

Проблемы героев сказки, как правило, бывают следующих трех видов: ситуативно обусловленные, обусловленные структурой личности героя, обусловленные фиксацией в развитии героя.

Ситуативно обусловленные проблемы связаны с неожиданно возникшей ситуацией на жизненном пути героя.

“Снежная королева ”История Кая – это пример последствия травматического события, произошедшего с ним. В данном случае таким событие является нарциссическая травма.

Проблемы, обусловленные структурой личности, являются «приложением» характерологических особенностей героя. Здесь мы встречаемся с другим видом травм – хроническими травмами, или травмами развития. Травмы развития являются результатом хронической фрустрации ранних детских потребностей – в безопасности, принятии, безусловной любви. В сказочных историях мы можем наблюдать как последствия действия на героя какой-то одной травмы –непринятия (Настенька), так и результат, обусловленный целым комплексом травм: непринятии, отвержении, обесценивания, игнорирования… (Гадкий Утенок).

В большинстве же сказок мы можем догадываться о такого рода неблагоприятной ситуации развития героя. Об этом в сказке часто сообщается посредством метафоры – мать-мачеха (Золушка, Мертвая Царевна, Рапунцель), приемный отец ( «Кунг-фу Панда»), отсутствие матери (Василиса «Кащей Бессмертный).

ПРОЦЕСС РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

В сказочных историях, что особенно ценно, содержится не только указание на истоки формирования определенной проблемы героя, но так же имеется и описание путей решения этой проблемы. Этот процесс, как правило, состоит из ряда этапов и является непростым. Герою, либо его помощнику необходимо преодолеть ряд сложностей для того, чтобы добраться до счастливого исхода – победить всех врагов, освободить принцессу из заточения (башни), стоптать не одну пару сапог…

Концовки сказок

Концовка – это последние слова сказки, рассказ о том, чем кончилась история, ее мораль. Но ещё чаще и обращение к слушателю, переключение на реальность, рассказ сказочника о самом себе как связующем пространство сказки и явь.

И жили они долго и счастливо


И стали они вместе жить да поживать да добра наживать

И я там был , мёд – пиво пил , по усам текло, а в рот не попало.

Я сам у него в гостях был. Брагу пил, халвой закусил! Обо всём разузнал и вам рассказал.

Бытовые сказки

Сказка привлекала людей тем, что в ней человек легко или нелегко достигал невозможного. Поэтому часто сказки выражают вековые чаяния людей, их веру в торжество добра и справедливости. Главное в сказке - вымысел

Бытовые же сказки возникли сравнительно поздно. Герои бытовых сказок, как правило, действуют в обыденной привычной обстановке, героями чаще бывают представители из низших сословий - крестьяне или ремесленники. Им не спешат на выручку сверхъестественные силы, как в волшебных сказках. Герою сказки приходится полагаться на самого себя, свою смекалку и сообразительность. Помогают герою бытовой сказки также недогадливость и тупость его противника. Жадность, скупость, лживость и лень - обычные пороки богача в представлении сказочника.

В бытовых сказках выражен иной взгляд на человека и окружающий его мир. В основе их вымысла лежат не чудеса, а действительность, народный повседневный быт.

События бытовых сказок всегда разворачиваются в одном пространстве — условно реальном, но сами эти события невероятны. В бытовых сказках иногда фигурируют и чисто фантастические персонажи, такие, как черт, Горе, Доля. Значение этих образов состоит только в том, чтобы выявить реальный жизненный конфликт, лежащий в основе сказочного сюжета. Например, бедняк запирает свое Горе в сундук (сумку, бочку, горшок), потом закапывает — и богатеет. Его богатый брат на зависти выпускает Горе, но оно привязывается теперь к нему. Сюжет развивается благодаря столкновению героя не с волшебными силами, а со сложными жизненными обстоятельствами. Герой выходит невредимым из самых безнадежных ситуаций, потому что ему помогает счастливое стечение событий. Но чаще он помогает себе сам — смекалкой, изворотливостью, даже плутовством.

Бытовые сказки идеализируют активность, самостоятельность, ум, смелость человека в его жизненной борьбе.

Художественная изысканность повествовательной формы бытовым сказкам не свойственна: для них характерны краткость изложения, разговорная лексика, диалог. Бытовые сказки не стремятся к утроению мотивов и вообще не имеют таких развитых сюжетов, как волшебные. Сказки этого типа не знают красочных эпитетов и поэтических формул.