ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Даже в конце рассказа Дениска отказывается верить в обман: он убежден, что парень не смог вернуть велосипед, потому что: «на Садовой большое движение». Такое детское «непонимание» является на самом деле решительным неприятием жестокости и обмана.
Это неприятие выражается по-детски, как, например, нелюбовь детей к книгам с плохими концами, но писатель придает каждому такому чувству особое толкование – дети не желают мириться со злом. Именно поэтому Дениска решает переделать знаменитый стишок про зайчика, погибающего от пули злого охотника («Не пиф, не паф!»). В переделке Дениски печальный конец стишка звучит совсем по-другому: «Не пиф! Не паф! Не ой-ой-ой! Не умирает зайчик мой!!!». Теперь спасенный зайчик «опять будет играть по утрам на росистой полянке, будет скакать и прыгать и колотить лапками в старый трухлявый пень». А Дениска с этого момента принимает решение: не плакать при виде «ужасных несправедливостей», а вовремя сказать: «Не пиф, не паф!».
Героя Драгунского отличает обостренное неприятие несправедливости, поэтому он так торопится отпустить воздушный шар, рвущийся в голубое небо («Красный шарик в синем небе»). Нитка с шаром в руках Дениски звенит и натягивается, и мальчику кажется, что шар просит о свободе. «И мне вдруг стало его как-то жалко, что вот он может летать, а я держу его на привязи, и я взял и выпустил его». Радостное чувство свободы разделяет также маленькая подруга Дениски, готовая отдать еще один шарик, чтобы Дениска его выпустил.
Очень значительный персонаж в «Денискиных рассказах» - папа, близкий и верный друг своего сына, умный воспитатель. В рассказе «Арбузный переулок» мальчик капризничает за столом, отказываясь от еды. И тогда отец рассказывает сыну один эпизод из своего военного детства.
Этот сдержанный, но очень трагический рассказ переворачивает мальчику душу. С образом отца связан один из самых драматических рассказов Драгунского «Человек с голубым лицом». Денискин папа соглашается отвезти на своей машине важного начальника, но по дороге происходит страшная авария – чтобы сохранить жизнь девочке, перебегающей дорогу, отец резко сворачивает машину, рискуя жизнью собственного сына. Рабочий, бывший свидетелем этот подвига, говорит очень важные для Дениски слова: «Выходит, душа у человека геройская, огневая. Большая, значит, душа…».
Жизненные ситуации и человеческие характеры, описанные Драгунским, порой очень непросты. Поскольку о них рассказывает ребенок, то смысл всего происходящего помогают понять отдельные детали, а они в
«Денискиных рассказах» очень важны. В рассказе «Рабочие дробят камень» Дениска хвастается тем, что сможет прыгнуть с водной вышки. Снизу ему кажется, что сделать это «легче легкого». Но на самом верху у мальчика от страха захватывает дух, и он начинает искать оправдания для своей трусости. Борьба со страхом происходит на фоне неумолкаемого звука отбойного молотка – там внизу рабочие дробят камень при строительстве дороги. Казалось бы, эта деталь мало связана с происходящим, но на самом деле она убеждает в необходимости упорства, перед которым отступает даже камень. Так же отступила трусость перед твердым решением Дениски совершить прыжок.Во всех своих рассказах, даже там, где речь идет о ситуациях драматических, Драгунский остается верен юмористической манере.
21вопрос. Современная научно-познавательная литература для детей Основные темы, жанры, авторы Общая характеристика детских энциклопедий и специальных серий (по выбору)
Младшие школьники и дошкольники — это особенные читатели, ведь им интересно всё! Они любознательны, они — открыватели и исследователи, постоянно желающие узнавать. Любознательность — мотор развития, а познавательные книги рассказывают обо всем на свете: о небесах, о морях и океанах, о рыбах, птицах и зверях, о деревьях и цветах, о мире машин, и, конечно же, о людях. К тому же такие книги написаны живо, интересно и увлекательно!
Задачи научно-познавательной литературы очень схожи с основными задачами библиотечной работы:
· расширить кругозор ребенка;
· вызвать интерес (к занятиям);
· научить самостоятельно находить ответы на свои вопросы (осуществлять поиск);
· Научно-познавательных книг огромное количество.
В современной познавательной книге для детей возрастает тяготение к
энциклопедичности Отсюда такая популярность детских энциклопедий, книг справочного характера Знаменитая детская энциклопедия «Почемучка», которая увидела свет в 1988 году и не раз переиздавалась, являет собой блестящий образец отечественной познавательной литературы Сказки, беседы, рассказы, загадки, стихотворные истории, ее составляющие, вводят ребенка в мир разнообразных знаний Характерной особенностью познавательной литературы для детей второй половины
XX века является сложность научного материала, который в ней излагается Она рассчитана на грамотного и эрудированного читателя, каким является современный ребенок Его знакомят с техникой, основами химии, физики и электроники Популярные сведения из русской и советской истории излагаются в жанре исторического рассказа На службу познавательным целям были поставлены и такие популярные в детской литературе жанры, как сказки, рассказы, повести и даже фантастические романы Создавали писатели и совсем оригинальные произведения Например, познавательная
книга Б Житкова «Что я видел» (1939) написана от лица ребенка, или «Лесная газета» В Бианки (1928), написанная в виде годового выпуска газеты
В научно-познавательной книге ребенку будет представлен либо весь объем знаний по данному вопросу, либо весь процесс открытия интересующего ребенка знания – от начала до конца
Научно-познавательная литература призвана сообщать детям сами знания, до которых додумалось человечество, приучать их пользоваться справочной литературой, где эти знания изложены, и сообщать понятия и термины, которыми
пользуются специалисты в интересующей ребенка области знаний В научно-популярном произведении нет сюжетных узлов (завязка, кульминация, развязка) Это происходит потому, что то содержание, которое дается в научно-познавательном произведении, – это доступная и увлекательная информация о событии или явлении
Научно-познавательный рассказ как жанр предполагает повествовательность, сюжетность, последовательное изложение фактов или событий Рассказ должен заинтересовывать, содержать интригу, неожиданный, яркий образ
Научно-популярные издания могут объединяться в серию (например, «Эврика»), при этом каждое издание содержит в себе сведения из какой - то одной области знания: истории, биологии, физики и т д В том случае, если эта литература адресована читателю, только начинающему знакомиться с определённой научной сферой, автор стремится преподнести новую информацию в максимально интересной форме Отсюда названия таких книг, например, «Занимательная физика» Кроме того, эта информация систематизирована: издание обычно разделено на тематические главы и снабжено алфавитным указателем, так что читатель может легко найти интересующие его сведения
В то же время научно-познавательная литература стремится к точности, объективности, лаконичности изложения, чтобы не загружать читателя второстепенной информацией, но доступно рассказывать ему о самой сути вещей и явлений окружающего мира К научно-популярным книгам относятся и все детские энциклопедии Справочно-энциклопедические издания преследуют несколько иную цель: не претендуя на развёрнутость и занимательность, они преимущественно рассчитаны на то, чтобы дать короткую, но точную справку по интересующему читателя вопросу Справочные издания зачастую связаны со школьной программой по тому или иному предмету и, опираясь на полученные в школе знания, расширяют или дополняют их, помогают самостоятельно осваивать темы или проясняют непонятные моменты
Энциклопедии для детей и юношества призваны помочь детям в овладении знаниями, умениями и навыками во всех областях науки, культуры и практической деятельности. Они формируют интересы, ориентируют в профессиях, способствуют художественному и эстетическому развитию личности Эти издания сопутствуют учебному процессу и имеют, как правило, научно-популярный характер
Общей особенностью всех энциклопедий для детей является то, что они, в отличие от «взрослых» изданий этого вида, в значительно большей степени реализуют познавательную функцию, приближаясь к научно-популярной книге для чтения Так, если «взрослая» энциклопедия рассчитана на эпизодические, кратковременные к ней обращения, то детская энциклопедия предполагает последовательное чтение Кроме того, энциклопедии для детей обычно богато иллюстрированы, поскольку иллюстрации помогают ребенку лучше уяснить смысл прочитанного Нередко почти
целиком энциклопедическое издание для малышей строится на изобразительном материале
Язык детских энциклопедий отличается образностью, он менее, чем во «взрослых» изданиях, стандартизирован. В статьях часто используется форма вопросов и ответов, отрывки из произведений художественной литературы
В детской энциклопедии, как и в любой другой детской книге, утвердились определенные методы подачи знаний. Наиболее эффективно дети усваивают знания в процессе игры, поэтому игровые элементы являются одним из лучших методов усиления воздействия на читателя. Значительно активизируют обучающую, познавательную функцию элементы настольной игры, викторинные вопросы, задачи, приложения, таблицы и тому подобное.
Примеры научно-познавательных произведений: рассказы и сказки известнейшего советского, детского писателя, писавшего о природе и животных В. Бианки, Рассказы Чарушина Е.И., Произведения Георгия Скребицкого, Николай Сладков - автор более двадцати книг для детей, энциклопедии, словари, серии научно-популярных изданий( например «хочу все знать».
Вопрос 22. Современная фантастика в чтении детей.
Фэнтези - "вид фантастической литературы (или литературы о необычайном), основанной на сюжетном допущении иррационального характера. Это допущение не имеет "логической" мотивации в тексте, предполагая существование фактов и явлений, не поддающихся, в отличие от научной фантастики, рациональному объяснению.
В отличие от жанра фэнтези, где действие происходит в сказочных мирах, в фантастических произведениях герои живут в нашей реальности, но с ними происходят отнюдь не реальные приключения. Они попадают в прошлое или будущее, встречаются в настоящем с магами или джинами, превращаются из людей в животных или сказочных персонажей.
Фэнтези развивает фантазию. Этот особенный книжный жанр позволит вашему ребенку представить в своем воображении, как выглядит волшебный мир, о котором он читает. Здесь ничто не сможет ограничить малыша, он может фантазировать сколько угодно. К тому же, фэнтези – это хорошая возможность прекрасно провести время, когда на улице холодно или вообще нет настроения.
Стань героем. Дети чувствуют себя особенными. Мальчики хотят быть похожими на супергероев, а девочки представляют себя принцессами или волшебницами. Конечно, в реальной жизни они не смогут быть волшебниками, зато никто не запрещает быть таковыми в своей фантазии. Поверьте, для деток это очень важно – быть похожими на своих любимых героев. Дайте им возможность выбрать себе такого.
Легко читается. Когда я была ребенком, я обожала книги из серии «Гарри Поттер». Я быстро впитывала каждую мысль автора и читала очень много. Мне это было интересно, как и любому ребенку. Такой простор для фантазии. А вот моя мама не смогла по достоинству оценить эти книги. Она сказала, что «написано по-детски». Зато как раз для деток!
Развитие речи. Чем больше ваш ребенок читает, тем шире его словарный запас и кругозор. Чтение книг, несомненно, благотворно влияет на развитие вашего ребенка. Опять же приведу личный пример. Моя мама рассказывала мне, что в детские годы я была не по годам умным и любознательным ребенком. Да и сейчас я нисколько не жалею, что читала книги, в особенности фэнтези.
Книга или компьютер?Если вы посадите своего ребенка сначала за компьютер, а потом дадите ему почитать книгу, то он, конечно, выберет первое. И больше ничем вы его от компьютерных игр не сможете оттащить. Современные игры полны насилия, агрессии и жестокости. Вы