Файл: Вопросы к экзамену по курсу детская литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
даже и заметить не успеете, как в руках вашего ребенка окажется игра, предназначенная детям старше 18 лет. Вам будет тяжело переубедить его, что лучше почитать, чем убивать кого-то в игрушке. А вот если наоборот…Ребенок, который знает всю прелесть чтения книги, вряд ли захочет променять печатного друга на компьютер. Книга ему будет гораздо интереснее монотонного щелканья по клавишам.

Нравственное развитие. Книги всегда чему-то учат и показывают, что правильно, а что нет. Это очень важный момент для вашего малыша – понять, каким человеком он хочет стать. Жанр фэнтези богат различными добрыми героями. Возьмем того же Гарри Поттера. Достаточно прочитать вашему ребенку хотя бы одну книгу, чтобы он понял, насколько важна семья, дружба, вера в себя, доброта и решимость.

вопрос 23.Роль библиотек в формировании круга детского чтения

В наши дни особенно актуален вопрос , что читать и как читать детям, и исходяиз этого, формирование круга детского чтения (КДЧ). КДЧ - это круг техпроизведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. В КДЧвходит фольклор, собственно детская литература; книги, перешедшие в детское

чтение, детское творчество, периодика (детские газеты и журналы).

Отбор книг для детского чтения и, соответственно, для формирования детскойбиблиотеки должен осуществляться по определенным принципам.

1. Психологические принципы - учет возрастных особенностей и особенностейвосприятия современного дошкольника. Возрастные особенности – быстраяутомляемость, слабая концентрация внимания и сложность его переключения,недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта. Особенностивосприятия художественного произведения - восприятия литературы на слух,восприятия событийной стороны произведения, более живое, эмоциональноевосприятие стихов, чем прозы, внеконтекстное восприятие искусства (в своихпредставлениях о происходящем в произведении ребенок далеко выходит запределы текста), наглядно-действенное (1-3 года) и наглядно-образноевосприятие произведения (лучше воспринимают текст с опорой наиллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша),влияние морально-этических установок семьи, среды, времени на восприятиехудожественного произведения (ребенок понимает произведение в зависимостиот своего нравственного опыта).


2. Педагогические принципы - воспитательная ценность произведения, егодоступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета.

3. Литературоведческие принципы - наличие всех видов литературы: проза,поэзия, драма; наличие разных видов искусства: фольклор, художественнаялитература, разнообразие жанров: фольклорные (народные сказки, колыбельныепесни, потешки, заклички, приговорки, небылицы - перевертыши, народныедетские песенки), литературные (авторские сказки, стихотворения истихотворные циклы, миниатюры, рассказы, повести, энциклопедия и др.научно - популярные жанры).

4. Историко-литературные принципы - непременное наличие в библиотекепроизведений русской литературы и литературы народов мира.

Необходимо:

• тематическое многообразие произведений: тема детской игры и игрушки;тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых,взаимоотношений в детском коллективе, тема дружбы; тема семьи, долга передродителями, родственниками; тема родственных отношений,интернациональная тема; тема детства, тема чести и долга; тема войны,историческая тема; человек и техногенный мир;

• многообразие авторских имен;

• сезонный принцип в подборе литературы для чтения.

Существуют критерии отбора книг для детского чтения:

1. Идейно-художественный - произведения должны быть проникнутыгуманистическими идеями, несущими вечные ценности добра, справедливости,равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого.

2. Феномен множества - одни и те же писатели создают большое количествопроизведений, где звучит родственная тема, действуют одни и те же герои,повторяются сюжеты, используются одинаковые художественные приемы.

3. Адаптированная литература - приспособленная для детского чтения: книгасокращается, пересказывается, объем текста уменьшается, старые, вышедшиеиз употребления слова заменяются новыми, понятными современномучеловеку.

И как, если не в библиотеке осуществить эти правила. Чаще всего в дом. Условиях просто не возможно дать ребенку то, что соответствует его возрасту, его развитию, тонко чувствует его натуру. Чем чаще дети будут посещать библиотеки, тем богаче будет их не только внутренний мир и запас знаний, а также они обретут новые знакомства, интересные, появятся друзья по общим интересам и тд.

24 вопрос«Детская периодика: для какого возраста? Значимые издания?»



Периодика – это периодические издания. Т.е. это печатные издания, которые выпускаются периодически.

Периодическое издание (раньше употреблялся термин "повременное") – это печатное или электронное издание, имеющее определенное проблемно-тематическое и функциональное направление, выходящее через определенные (равные) промежутки времени отдельными выпусками, имеющими один и тот же заголовок и однотипно оформленными. Продолжающиеся издания не имеют четкой периодичности выхода в свет и выходят по мере накопления материала (журналы, газеты, ежегодники, календари и др.)

Детская периодика. Периодические издания служат цели практического освоения мира (самостоятельно или вместе с взрослыми): читать, чтобы применить полученные знания на практике. Поэтому на страницах журналов можно найти много развивающих игр, конкурсов, заданий и упражнений (викторины, тесты, загадки, математические задачи).

В основном детская периодика – журналы.

Возраст. Современная система детской прессы отвечает разнообразным потребностям аудитории (развлекать, интересовать, объяснять, советовать и др.), дифференцирована по возрасту (журналы для дошкольников, для младшего и среднего дошкольного возраста), полу, интересам (природа, мода и красота, компьютер, футбол и др.), способу издания (тетрадь, альбом).

Возраст + значимые издания.

Издательский дом «Карапуз» предлагает для совместной деятельности родителей и детей следующие развивающие журналы:

«Мои первые слова» (от 0 до 2 лет)

«Для самых-самых маленьких»(1–3 лет)

«Раннее развитие. Первые шаги»(1–3 лет)

«Песочница»(2–5 лет)

«Воробышек»(3–5 лет)

«Карапуз»(5–7 лет)

«Спокойной ночи, малыши!» (3–8 лет)

Журнал «Мастерилка» (5–12 лет)

«Тошка и компания» (5–8лет)

«Винни-Пух», «Микки-Маус», «Том и Джерри», «Барби»

Более новые издания для более взрослых детей (подростки):

Галилео. Наука опытным путем

ГЕОленок

Детская роман-газета.

25 вопрос. Современные жанры детской литературы

Детская литература - это литература, предназначенная для детей до 15-16 лет . Книга является духовной пищей, которая обогащает детей в различных сферах: творческой, коммуникативной, познавательной, эстетической, эмоциональной. Однако в современных условиях роль книги утрачена. Связано это с телевидением, которое вытесняет чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Исследования детского книжного рынка показали, что современные дети стали умнее и требовательнее к книге. В ней должен быть сложный сюжет, в каждой главе - обязательно приключения. Поэтому творчество современных детских писателей отражает внутренний мир современного ребенка, ждущего от жизни необыкновенных приключений, в которых волшебство сочеталось бы с повседневной реальностью.


Современная детская литература отражает некоторые особенности развития общества. На рубеже XX-XXI вв. авторы ориентируются новые потребности своих читателей. Стилистическое своеобразие современной детской литературы заключается в лексике: вместе с неологизмами и иностранными заимствованиями в книгах для детей появляются просторечные и жаргонные слова и выражения. Актуальность произведения заключена прежде всего в его проблематике. Современная детская литература классифицируется двумя способами: по жанрам и предполагаемому возрасту читателя. В подростковой, например, литературе обновляется спектр затрагиваемых тем и проблем, фиксируется девальвация общепринятых этических ценностей. Современную детскую литературу отличает разнообразие жанров.

Фэнтези - (от англ. fantasy - «фантазия») - жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В современном виде сформировался в начале XX века. Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. Например, популярностью пользуются Люис «Хроники Нарнии», Джоан Роулинг «Гарри Потер».

Фантастика – мир Похож на реальность либо на предсказания ученых. Законы - Рациональные, строгое научное обоснование, время – будущее. Научная фантастика стремится вперед, хочет предсказать изменения, которые последуют в обществе после очередного открытия, либо же и вовсе предвосхищает развитие науки. Смелый ум писателей-фантастов открывает перед учеными новые горизонты, ставит вопросы, на которые требуется научный ответ. Например, серия для младших школьников называется "Сказочный патруль" (Эксмо). Она сделана по мотивам мультсериала для девочек. Её действие происходит в волшебном городе Мышкине, столице Тридевятого царства: одна книга – одно приключение.

Нон-фикшн – это особый литературный жанр, для которого характерно построение сюжета исключительно на фактах или реальных событиях. Например, энциклопедии.


Детективы- Расследование преступного поступка образует сюжет детектива, в котором преступлению отводится роль мудрёной загадки, окружённой многочисленными тайнами (поэтому слова “загадка” и “тайна” часто выносятся в названия детских детективов). Разгадать загадку может только тот, кто обладает феноменальной наблюдательностью и аналитическими способностям сыщика. «Шерлок Холмс»

Комиксы рассказ в картинках, полезная детская литература, которая способна привить ребенку любовь к чтению. Рассматривая комиксы, дети сами могут интерпретировать картинки, например, выражения лиц, или другие внешние характеристики героев. Дети

распознают, кто есть кто, какая ситуация на картинке - напряжённая, расслабленная или динамичная - исключительно по позам. Придумывают, как все эти кадры звучат у них в голове, какой голос у героев. По сути, комикс - это некая стенография, которую дети учатся расшифровывать. Додумывая историю, ребёнок обогащает словарный запас.

Вопрос 26 Фэнтези – истоки жанра, причины популярности. Анализ любого произведения

Фэнтези – это довольно молодой современный жанр: временем его зарождения и становления считается первая половина XX века. Но свое начало он берет с глубокой древности и тесно связан с обычаями и традициями народов. Изучая истоки фэнтези, можно найти разные варианты его зарождения. Литература фэнтези ведёт свою историю от мифов Древней Греции и средневековых эпосов.

«Фэ́нтези (от англ. fantasy — «фантазия») — «вид фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.  Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов. В фэнтези герой выступает на стороне Добра и является главным действующим лицом. Чаще всего он обладает необычными качествами, Даром, предназначен для чего-то, борется за торжество Добра и Света.

К жанровым чертам фэнтези относятся:

Атмосфера волшебства или сказки, в основе которой находится тайна или загадка, связанная с необыкновенными явлениями, героями, битвами или магическими предметами.

Несуществующие в реальности существа или предметы