Файл: Приемы развития у младших школьников творческого воображения на занятиях декоративноприкладного искусства по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство)".docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассмотрим опыт учителей по организации внеурочной работы с младшими школьниками на примере нескольких программ. Рабочая программа кружка «Бумагопластика» для 2 класса, автор — составитель Бемлер О.М. — учитель начальных классов Кучукской СОШ Шелаболихинского района. Программа имеет художественно — эстетическое направление. Цель данной программы: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно — изобразительными средствами. Задачи: развитие творческого воображения, фантазии, художественного вкуса; расширение методов познания окружающей действительности; формирование культуры личности ребёнка во всех проявлениях; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально — ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Формы и режим занятий: групповая форма работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-8 лет. Содержание данной программы включает в себя следующие виды деятельности: аппликация выцинанка [12, 31] (Приложение №1) Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Декоративное творчество», авторы-составители Устименко Л.А., Короткова Т.В. — учителя начальных классов МОУ ООШ №16 Киселевского городского округа.
Программа «Декоративное творчество» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Цель программы: Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно — прикладного искусства. Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Содержание данной программы включает в себя следующие виды деятельности: лепка низание на проволоку
плетение [13, 31] (Приложение №2) Для того, чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к мероприятию — процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм воспитания. Занятия творческого характера — это мероприятия, предполагающие креативность в их реализации и рассчитанные на использование в них творческих возможностей учащихся. [14, 31] Выполнив анализ программ, был сделан выбор в пользу программы «Декоративное творчество» Бемлер О.М., так как декоративно-прикладное искусство является одним из главных направлений развития народного творчества. Оно дает неограниченную возможность для реализации творческого начала каждой личности. Программа «Декоративное творчество» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 270 часов (2 часа в неделю).
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно — прикладного искусства, изготовление простейших декоративно — художественных изделий, учатся организации своего рабочего места. Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям. На третий год обучения, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей. Четвертый год направлен на обучение учащихся проектной деятельности: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами. Основной формой работы данной программы являются учебные занятия. Предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальное, фронтальное, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально — логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания. Виды деятельности как средства развития творчества:
2.2 Описание опыта использования приёмов развития творческих способностей у младших школьников на занятиях кружка «Декоративное творчество» Методический анализ кружка на предмет использования приёмов развития творческих способностей младших школьников. Данный кружок предполагает собой использование следующих приёмов: использование творческих заданий систематичные творческие занятия
разнообразная творческая деятельность технология работы с различными материалами Занятие № 9 (1 час) (Приложение № 2) Цель: систематизация знаний технологии изготовления поделки в технике объёмной аппликации. Задачи: закрепление умений выполнения разметки с помощью шаблона, на глаз, вырезания, выполнения объёма сгибанием; развитие глазомера и эстетического вкуса, мелкой моторики рук; воспитывать аккуратность и терпение.
Оборудование: для учителя: шаблон, презентация, стих о кактусе инструкционная карта. для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей, подкладной лист, салфетка, карандаш. Методический анализ использования приёмов развития творческих способностей: План занятия:Используемая наглядность: I. Организационно-мотивационный этап 1. Приветствие. 2. Мотивация: беседа по стихотворениюстих о кактусеII. Операционно-деятельностный этап 1. Формулировка темы как вы думаете, что мы сегодня будем мастерить? (кактус) 2. Актуализация знаний: где растет кактус? что «опасно» в кактусе? (колючки) 3. Анализ образца работы: в какой технике выполнена поделка? (в технике аппликации) эта поделка объемная и плоская? (объемная) из каких материалов сделана поделка? (из цветной бумаги и картона) из скольки частей состоит поделка? (5) 4. Планирование предстоящей деятельности: как вы думаете, с чего мы начнем изготовление поделки? ( — разметка деталей кактуса по шаблону вырезание деталей вырезание колючек склеивание деталей разметка цветка по трафарету вырезание цветка составление композиции без клея составление композиции с клеем) 5. Организация рабочего места: как вы думаете, какие инструменты и материалы нам необходимы для выполнения данной поделки? проверьте, все ли необходимое для выполнения поделки у вас есть на партах?презентация Образец готового изделия инструкционная карта презентация презентация III. Практическая работа Самостоятельная работа учащихсяинструкционная картаIV. Рефлексивно — оценочный этап Уборка рабочих мест. Подведение итогов: демонстрация и выставка детских работ-рисунков РефлексияВыставка работ Занятие № 16 (1час) (Приложение №2) Тема: Аппликация из ткани. Дерево. Цель: систематизация знаний технологии изготовления аппликации из ткани. Задачи:
Тема: Конструирование из бумажных полос. Цыпленок. Цель: систематизация знаний технологии конструирования из бумажных полос. Задачи: закрепление в активной речи детей слов, обозначающих действия — «загибать, «клеить; признаки предметов — «широкий, «узкий; развитие творческого мышления; развитие глазомера и эстетического вкуса, мелкой моторики рук; воспитывать аккуратность в работе с бумагой и клеем, терпение. Оборудование:
для учителя: образец изделия, презентация, загадка, заготовки. для учащихся: цветная бархатная бумага, ножницы, клей, кисточки, подкладной лист, салфетка, карандаш. Методический анализ использования приёмов развития творческих способностей на этапах занятия: План занятия: Используемые приёмы: I. Организационно-мотивационный этап 1. Приветствие2. Мотивация:загадка о цыплёнке II. Операционно-деятельностный этап 1. Формулировка темы 2. Актуализация знаний: 3. Анализ образца работы: Из каких деталей состоит поделка? Назвать цвета деталей. Какую форму имеют детали? 4. Планирование предстоящей деятельности: 5. Организация рабочего места образец готового изделия инструкционная картаIII. Практическая работа Самостоятельная работа детейинструкционная картаIV. Рефлексивно — оценочный этап Уборка рабочих мест. Подведение итогов: демонстрация и выставка детских работ-рисунков РефлексияВыставка работ Заключение Целью данной работы являлось выявление педагогических условий развития творческих способностей младших школьников на занятиях декоративным искусством. Для реализации данной цели была изучена психолого-педагогическая и методическая литература и сделаны следующие выводы, что занятия лепкой и рисованием, аппликацией и конструированием, вышивкой и бисероплетением — замечательные способы повлиять на развитие творческих способностей детей. Заботливые родители должны сформировать соответствующую среду, в которой у ребенка смогут проявиться его способности к творческим видам деятельности. «Но где взять для этого время? — спросит большинство из родителей. Ответ прост. Большую помощь родителям в решении этого вопроса могут оказать учреждения дополнительного образования, где существует множество объединений по различным направления и во внеурочной деятельности в школе. Всем видам творчества обучаются дети в детских объединениях декоративно-прикладной направленности. Резюмируя вышесказанное, определяются педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на занятиях декоративным искусством. включать наглядности на всех этапах педагогического процесса;
использовать творческие задания; соединять чувственные и рациональные формы познания мира; предъявлять учебную информацию с помощью цвета предметной, знаковой и графической интерпретации; создавать эмоционально благоприятную среду; проявлять интерес к успехам и интересам и успехам школьника. Список литературы 1.#»justify»>4.#»justify»>6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. — М. Мир, 1992. стр.435-442. . Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. — Пенза: Уникон-ТРИЗ. Нужна помощь в написании курсовой? Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно. Заказать курсовую . Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок — дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. — 1995 № 9 стр.52-59, № 10 стр.62-69. . Лук А.Н. Психология творчества. — Наука, 1978.125 стр.
Источник: https://bank.nauchniestati.ru/primery/kursovaya-rabota-na-temu-razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-mladshih-shkolnikov-na-zanyatiyah-dekorativnym-iskusstvom-imwp/?ysclid=lh3rqzndmw34176611