Файл: Протокол от 27 августа 2021 г. 1 Утверждаю Директор мкоу манинская сош.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные
с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании
у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
Содержание тем программы
2 класс
Мир полон звуков
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь?
Как устроен речевой аппарат.
Звуки и слова.
Связаны ли между собой звуки и смысл?
Такие разные гласные и согласные.
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
Звукопись как приём художественной речи.
Правильное ударение и произношение слов.
Азбука, прошедшая сквозь века
Солунские братья.
Как появились буквы современного русского алфавита.
Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита.
Использование букв алфавита для обозначения чисел.
Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).
Как появилась буква «Ё».
Особенности использования букв.
Строчные и прописные буквы.
Всему название дано
Какие слова появились первыми.
Звукоподражательные слова у разных народов.
Лексическое богатство языка.
Как выбирают имя человеку?
Как улицы получают свои названия?
Какие русские имена встречаются на карте мира?
О чём может рассказать слово «борщ»?
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского
языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Как делаются слова
История происхождения слов.
Поиск информации о происхождении слов.
Слова производные и непроизводные.
Словообразовательные связи слов.
Корень — главная часть слова.
Группы однокоренных слов.
Механизм образования слов с помощью суффикса.
Группы суффиксов по значению.
Механизм образования слов с помощью приставки.
Группы приставок по значению.
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием
«моделей» частей слова.
Секреты правильной речи
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.
Сочетание слов по смыслу.
Ограничения сочетаемости слов.
Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.
Нарушение сочетаемости слов.
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.
Исправление ошибок в словоупотреблении.
Многозначные слова.
«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.
Стилистическая окраска слов.
Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.
Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.
Слова исконно русские и заимствованные.
История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.
3 класс
Из истории языка
Устаревшие слова.
Почему слова устаревают.
Значения устаревших слов.
Использование устаревших слов в современном языке.
Старые и новые значения.
Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре.
Как появляются новые слова.
Загадки простого предложения
Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов.
Интонация предложения. Логическое ударение.
Зачем нужны второстепенные члены предложения.
Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов
Описание предметов в художественных текстах.
Внешность и характер в портретах мастеров слова.
Распространение простого предложения с помощью обстоятельств.
Когда необходимы обстоятельства.
Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах.
Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма).
Однородные члены предложения. Распространение предложения
с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными?
Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения.
Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов?
Знаки препинания при однородных членах.
Лабиринты грамматики
Слово в грамматике.
Как «работают» слова или для чего нужна грамматика.
О существительных по существу
Почему изучение грамматики начинается с имени существительного.
От чего зависит род имени существительного.
Употребление в речи существительных общего рода.
Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе.
Как определить число несклоняемых существительных.
Всегда ли существительные имели только два числа?
Для чего существительные изменяются по падежам?
История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»).
Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий.
4 класс
Поиграем со звуками, словами и предложениями
Фонетические и графические правила и закономерности.
Слово, его значение и лексические нормы.
Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.
Пора действовать!
Глагол в языке и речи.
Особенности текста-повествования и текста-описания.
Видовые пары глаголов, их значение.
Глаголы в личной форме.
Повествование от первого и третьего лица.
Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.
Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.
О чём может рассказать личная форма глагола.
Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.
Форма условного наклонения глагола.
Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.
Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.
Использование глаголов в прямом и переносном значении.
Художественное олицетворение.
Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Глаголы в пословицах и загадках.
Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.
Числа и слова
Как используются числительные в речи.
Обозначение дат и времени с помощью числительных.
Числительные во фразеологизмах и пословицах.
Нормы употребления имён числительных.
Исправление речевых ошибок.
Прочные связи
Как связаны слова в словосочетании.
Словосочетания свободные и связанные.
Словосочетания с типом связи согласование.
Слова каких частей речи могут согласовываться.
Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.
Сочетаемость слов.
Словосочетания с типом связи управление.
Слова каких частей речи имеют «способность управлять».
Трудности в выборе формы слова при управлении.
Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.
Словосочетания с типом связи примыкание.
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование для 2 класс (34 часа)
№ | Содержание | Количество часов | Дата проведения | ||||
| | ||||||
1 | Звуки вокруг нас. | 1 | | | |||
2 | Фабрика речи. | 1 | | | |||
3 | Звуки и слова. | 1 | | | |||
4-5 | Такие разные гласные и согласные. | 2 | | | |||
6 | Правильное ударение и произношение слов. | 1 | | | |||
Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч) | | ||||||
7 | Кириллица, название букв древней азбуки. | 1 | | | |||
8 | Как появились буквы современного русского алфавита. | 1 | | | |||
9 | Буквы старые и новые. | 1 | | | |||
10 | Особенности древнерусского письма | 1 | | | |||
11 | Строчные и прописные буквы. | 1 | | | |||
Всему название дано (5 ч) | | ||||||
12 | Рождение языка. | 1 | | | |||
13 | Сколько слов в языке? | 1 | | | |||
14 | Имена, имена, имена… | 1 | | | |||
15 | Увлекательные истории о самых простых вещах. | 1 | | | |||
16 | Словари — сокровищница языка. | 1 | | | |||
Как делаются слова (7 ч) | | ||||||
17 | История происхождения слов. | 1 | | | |||
18 | Слова производные и непроизводные | 1 | | | |||
19 | Корень — главная часть слова. | 1 | | | |||
20 | Группы однокоренных слов. | 1 | | | |||
21 | Такие разные суффиксы. | 1 | | | |||
22 | Образование слов с помощью приставки. | 1 | | | |||
23 | Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова. | 1 | | | |||
Секреты правильной речи (12 ч) | | ||||||
24 | Слово и его значение. | 1 | | | |||
25 | Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости слов. | 1 | | | |||
26 | Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению. | 1 | | | |||
27 | Многозначные слова. | 1 | 4 ч | | |||
28 | «Очеловечивание» мира | 1 | | | |||
29 | Синонимы. | 1 | | | |||
30 | Антонимы. | 1 | | | |||
31 | Омонимы и их многообразие. | 1 | | | |||
32 | Слова исконно русские и заимствованные. | 1 | | | |||
33 | История возникновения фразеологизмов. | 1 | | | |||
34 | Итоговое занятие | 1 | | | |||
| Итого 34 | 34 | | |
Календарно-тематическое планирование для 3 класса (34 часа)
№ | Содержание | Количество часов | Дата проведения | |
план. | факт. | |||
1 | Старые и новые слова в языке. | 1 | | |
2 | Сокровища бабушкиного сундука | 1 | | |
3 | «Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении | 1 | | |
4 | Важные мелочи. | 1 | | |
5 | Требуется определение. | 1 | | |
6 | Важные обстоятельства | 1 | | |
7 | Важные обстоятельства | 1 | | |
8 | Необходимо дополнить. | 1 | | |
9 | «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж». | 1 | | |
10 | Строитесь в ряд! | 1 | | |
11 | Запятые, по местам! | 1 | | |
12 | Слово в грамматике. | 1 | | |
13 | Как «работают» слова, или для чего нужна грамматика. | 1 | | |
14 | «Лебедь белая плывёт». | 1 | | |
15 | Может ли род быть общим? | 1 | | |
16 | Как на уроках русского языка может пригодиться счёт? | 1 | | |
17 | Как быть, если нет окончания? | 1 | | |
18 | Один, два, много. | 1 | | |
19 | Почему именительный падеж назвали именительным? | 1 | | |
20 | Как «работает» родительный падеж? | 1 | | |
21 | «Щедрый» падеж. | 1 | | |
22 | Винительный падеж — великий маскировщик. | 1 | | |
23 | Падеж- работяга. | 1 | | |
24 | Любимая «работа» предложного падежа. | 1 | | |
25 | Кому принадлежат имена собственные? | 1 | | |
26 | Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах. | 1 | | |
27 | «Красны девицы» и «добры молодцы». | 1 | | |
28 | Всё познаётся в сравнении. | 1 | | |
29 | Всё познаётся в сравнении. | | | |
30-31 | Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем. Что из чего и для чего? | 1 | | |
| 1 | | | |
32 | Что кому принадлежит? | 1 | | |
33 | Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных. | 1 | | |
34 | Итоговое занятие | 1 | | |
| Итого | 34 | | |