Файл: Методические указания для студентов направления подготовки 40. 03. 01 Юриспруденция.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14
– разработка содержательной составляющей практики в соответ- ствии с требованиями ФГОС ВО и ОПОП ВО с учетом профессиональных компетенций обучающихся;
– мониторинг качества проведения практики;
– разработка мероприятий по повышению эффективности практики.
Непосредственную организацию и методическое обеспечение учеб- ной практики осуществляет выпускающая кафедра в лице заведующего ка- федрой и руководителя практики от университета.
Руководитель практики от университета назначается из числа лиц, от- носящихся к профессорско-преподавательскому составу университета. При условии, что практика проходит в профильной организации или структур- ном подразделении сторонней организации, назначается руководитель практики из числа работников профильной организации.
Руководитель практики от университета (кафедры) осуществляет ор- ганизационное и методическое руководство учебной практикой студентов, а также контроль за ее проведением.
Руководитель практики от университета:
– составляет рабочий график (план) проведения практики;
– разрабатывает рабочую программу практики и учебно-методиче- ские материалы в соответствии с требованиями ФГОС ВО и ОПОП ВО;
– разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выпол- няемые в период практики;
– проводит инструктаж (консультирование) по организации и про- хождению практики для обучающихся за 30 календарных дней до начала практики;
– согласовывает с обучающимся места прохождения практики;
– составляет проект приказа о направлении обучающихся на практику;
– оформляет направления на практику обучающегося (при необходи- мости) для прохождения практики в профильных организациях;
15
– организует оформление справок о форме допуска на режимные предприятия;
– оказывает методическую помощь обучающемуся при выполнении индивидуального задания, при сборе материалов в ходе практики;
– обеспечивает высокое качество прохождения практики обучающи- мися в соответствии с рабочей программой;
– контролирует выполнение условий договора с профильной органи- зацией о создании безопасных условий труда и быта;
– осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее со- держанием;
– проверяет содержание дневников и отчетов обучающихся на пред- мет соответствия программе практики;
– оценивает результаты прохождения практики обучающимися;
– анализирует итоги практик и отчитывается на заседании кафедры.
Ответственность за организацию практики в профильной организации возлагается на руководителя профильной организации в соответствии с до- говором.
Общее руководство практикой в профильной организации возлагается на одного из руководящих или высококвалифицированных работников.
Руководитель практики от профильной организации:
– согласовывает индивидуальное задание, содержание и планируе- мые результаты практики;
– предоставляет рабочее место обучающемуся в соответствии рабо- чим графиком (планом проведения практики);
– проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требовани- ями охраны труда (ОТ), техники безопасности (ТБ), пожарной безопасности
(
ПБ), а также правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) и несет ответственность за их соблюдение;
– проверяет и визирует записи в дневнике обучающегося;
16
– по итогам прохождения практики подготавливает развернутую ха- рактеристику на обучающегося. Характеристика размещается в отчете;
– дает заключение о работе обучающегося в период практики, обес- печивает заполнение соответствующих разделов дневника, проверяет и оце- нивает отчет по практике.
При проведении практики в профильной организации руководителем практики от университета и руководителем практики от профильной орга- низации составляется совместный рабочий график (план) проведения прак- тики.
Обучающийся в период прохождения практики:
– оформляет документы для прохождения практики (заявление, дого- вор и направление (при необходимости));
– получает у руководителя практики от университета (кафедры) ин- дивидуальное задание на практику, учебно-методические материалы и направление на практику (при необходимости);
– выполняет индивидуальное задание, предусмотренное программой практики;
– соблюдает правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР), тре- бования охраны труда (ОТ), техники безопасности (ТБ) и пожарной безопас- ности (ПБ);
– регулярно ведет дневник и предъявляет его руководителю практики от профильной организации для проверки и визирования;
– подготавливает отчет по практике и предъявляет руководителю практики от профильной организации для проверки;
– сдает на кафедру руководителю практики от университета отчет по практике, в который входит полностью заполненный дневник с необходи- мыми подписями и печатями и в соответствии с графиком работы аттестаци- онной комиссии проходит процедуру защиты (рецензирования) практики.
Для обучающихся по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» дневник
17 на прохождение практики не оформляется отдельным документом, а вклю- чается в структуру отчета. Дневник заполняется в формате документа (А4) и сшивается вместе с отчетом.
Продолжительность рабочего дня при прохождении практики в про- фильных организациях для обучающихся до 16 лет составляет не более
24 часов в неделю, в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 часов неделю
(ст. 92 ТК РФ), в возрасте от 18 лет и старше – не более 40 часов в неделю
(ст. 91 ТК РФ).
В период прохождения практики в качестве практикантов на рабочих местах на обучающихся распространяются правила охраны труда и внутрен- него трудового распорядка, действующие в организации.
При прохождении практики в профильной организации обучающе- муся необходимо за 15 рабочих дней до начала практики выслать на кафедру или разместить в электронном курсе электронные копии заявления на прохож-
дение практики и договора на прохождение практики.
В заявлении на прохождение практики обучающемуся необходимо указать:
– вид и тип практики;
– наименование профильной организации. Если практика проходит в филиале организации, это необходимо указать в заявлении. Если практика проходит в непрофильной организации, помимо наименования организации необходимо указать наименование структурного подразделения (отдела);
– местонахождение профильной организации;
– сроки прохождения практики согласно рабочему календарному учебному графику (плану). Режим рабочего времени во время прохождения практики соответствует продолжительности шестидневной рабочей недели
(включая субботу), независимо от режима работы профильной организации.
Заявление визируется заведующим кафедрой и руководителем практики от университета.
18
Договор на прохождение практики заключается при условии, что обу- чающийся проходит практику в профильной организации.
Договор оформляется в двух экземплярах.
На первой странице договора на прохождение практики указываются:
– наименование профильной организации. Если практика проходит в филиале организации, это необходимо указать в договоре. Если практика проходит в непрофильной организации, помимо наименования организации необходимо указать наименование структурного подразделения (отдела);
– должность, фамилию, имя и отчество (полностью) руководителя ор- ганизации;
– документ, на основании которого действует организация (устав, поло- жение и др.).
На второй странице договора указываются:
– фамилия, имя, отчество и должность руководителя практики от про- фильной организации. Данный пункт может быть заполнен обучающимся во время прибытия на практику;
– срок действия договора согласно приказу на практику;
– наименование профильной организации в соответствии с учреди- тельными документами (по ЕГРЮЛ);
– местонахождение организации;
–
Ф.И.О. руководителя организации;
– подпись руководителя организации;
– печать организации.
На третьей странице заполняется календарный график прохождения практики, в котором обязательно указываются вид и тип практики, сроки практики согласно рабочему календарному учебному графику (включая субботу). График визируется руководителем практики от университета и ру- ководителем практики от профильной организации. График заверяется, с одной стороны, подписью проректора по учебной работе университета
19 и печатью университета, с другой стороны, подписью руководителя про- фильной организации и печатью организации.
При прохождении практики на кафедре (в структурном подразделе-
нии) университета обучающемуся необходимо за 15 рабочих дней до начала практики выслать на кафедру или разместить в электронном курсе электрон- ную копию заявления по практике.
Бланки договора и заявления на прохождение практики размещены в электронном курсе.
Изменение места прохождения практики после предъявления дого- вора и заявления не допускается, т. к. на основании представленных дого- воров формируется приказ о направлении студентов на практику.
Обучающемуся перед началом практики необходимо получить у руко- водителя практики от университета индивидуальное задание на практику, учебно-методические материалы и направление на практику (при необходи- мости). Форма направления на практику размещена в личном кабинете сту- дента.
В первый день практики обучающийся обязан:
– явиться к руководителю практики от профильной организации, имея при себе рабочую программу практики, индивидуальное задание на практику, дневник, и получить указания о конкретном месте практики;
– пройти инструктаж по технике безопасности и охране труда, озна- комиться с правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР);
На протяжении практики обучающийся обязан регулярно вести днев- ник и предъявлять его руководителю практики от профильной организации для проверки и визирования, выполнить программу практики и индивиду- альное задание.
20
По завершении практики обучающийся должен:
за три календарных дня до окончания практики подготовить отчет по практике и предъявить руководителю практики от профильной организа- ции для проверки; в течение пяти рабочих дней после окончания практики предоставить для проверки руководителю практики от университета отчет по практике (в который включается заполненный дневник с необходимыми подписями и печатями).
Студенты, обучающиеся с применением дистанционных образова- тельных технологий, имеют право не приезжать в назначенное время к за- щите практики, однако должны передать на проверку руководителю прак- тики от университета отчет по практике (по согласованию с руководителем отправить по электронной почте или разместить в электронном курсе). По- сле получения итоговой оценки обучающемуся необходимо загрузить ито- говый вариант отчета в электронный курс для оформления портфолио сту- дента. Максимальный размер файла с отчетом по практике – 10 Мб. Для уменьшения размера pdf-файлов можно воспользоваться онлайн-сервисами, например, https://pdf.io/ru/compress/.
Документы должны содержать подписи руководителя практики от профильной организации, заверенные синей печатью организации, и руко- водителя практики от университета.
Бумажные экземпляры прошитого, пронумерованного отчета (вклю- чая заполненный и оформленный в отчете дневник по практике), оригинала договора и заявления на прохождение практики отправляются почтовым от- правлением по адресу: 634050, г. Томск, пр. Ленина, 40, Юридический фа- культет ТУСУР.
Все спорные моменты по практикам решаются студентом совместно с руководителем практики от профильной организации и руководителем практики от университета (кафедры).
21
2.3
Порядок прохождения практики
Процесс прохождения учебной практики включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап
На подготовительном этапе обучающийся получает от руководителя практики от университета (кафедры) учебно-методические материалы по прохождению практики (либо лично, либо через размещение в образова- тельной среде Moodle в личном кабинете студента).
Перед прохождением практики студент должен изучить рабочую про- грамму практики, данные методические указания и обратиться к соответ- ствующим нормативным материалам с тем, чтобы быть подготовленным к выполнению поручений, данных руководителем практики. Как при подго- товке, так и в период прохождения практики рекомендуется по возникшим вопросам обращаться к законодательству, учебной, монографической лите- ратуре, материалам, публикуемым в периодической печати, особенно к следственно-судебной практике.
Необходимую помощь и информацию по организационным и методи- ческим вопросам, возникающим в ходе прохождения учебной практики, студент может получить у руководителя практики от кафедры в течение всего срока прохождения практики.
Студент решением руководителя организации закрепляется за кон- кретным работником органа – руководителем практики от организации.
Прохождение практики несколькими студентами у одного руководи- теля практики от организации не рекомендуется, так как снижается качество выполнения заданий, сокращается время контакта с руководителем, умень-
22 шается возможность закрепления навыков практической работы. Целесооб- разно за одним руководителем практики от организации закреплять не более двух студентов.
На подготовительном этапе прохождения практики студент опреде- ляет примерную тему индивидуального задания (примерные индивидуаль- ные задания размещены в методических указаниях), совместно с руководи- телем практики от профильной организации согласовывает индивидуальное задание по практике с учетом данных методических указаний и профиля ор- ганизации, в которой проходит практика.
В индивидуальном задании должна отражаться специфика организа- ции, в которой студент проходит практику. Индивидуальное задание должно иметь реальный характер и содержать конкретные мероприятия.
Бланк индивидуального задания обязательно должен быть подписан студен- том, руководителем практики от университета и руководителем практики от организации (органа) и заверен печатью организации.
Студент проходит инструктаж по технике безопасности, знакомится с правилами внутреннего трудового распорядка организации.
Примерные направления деятельности студента
при прохождении учебной практики
(примерное индивидуальное задание):
– знакомство со структурой организации;
– ознакомление с основными направлениями деятельности органи- зации;
– изучение и анализ нормативных правовых актов, регулирующих де- ятельность организации, учредительных документов;
– ознакомление с системой делопроизводства организации;