Файл: Одбм 201 Кризисы в развитии организаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расторгуева Виктория

ОДБМ – 201

Кризисы в развитии организаций.

Кризис, как известно, применительно к бизнесу — это период нестабильности, который может повлечь за собой определенные изменения. Изменения могут нести как положительный, так и отрицательный характер. Но любой кризис — это угроза стабильности.  Кризисным явлениям подвержены организации любых форм собственности (государственные, акционерные, частные и т. д.), вида деятельности и крупности. В связи с этим проблема управления организациями в таких условиях для России весьма актуальна.

Типология кризисов в организации.

Кризис в развитии любой организации — событие абсолютно закономерное и прогнозируемое. Кризис может идти неявно, долго, отвлекая на себя большие ресурсы. А может проходить крайне быстро, особенно если собственники компании и менеджмент оценили или, по меткому выражению одного из собственников компании, «проинвентаризировали» имеющиеся ресурсы и определили, какие ресурсы (финансовые, человеческие, производственные, сбытовые и т. д.) необходимо изменить или добавить для успешного преодоления кризиса.

Т. Ю. Базаров приводит следующую типологию кризисов с точки зрения управления персоналом организации:

Таблица: Типология ситуаций кризиса в организации



Классификация кризисов.

Применительно к организации кризисы можно классифицировать следующим образом:

  • технологический (производственный), при возникновении которого устаревшее оборудование и технология не позволяют выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию, что приводит организацию к финансовым потерям;

  • социальный (социально-управленческий), возникает в результате появления между работниками или их группами конфликтов, в том числе между рабочими и администрацией, управленческих конфликтов в аппарате управления и т. п. Указанные конфликты ведут к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве;

  • финансовый, возникающий в результате нерационального использования собственного капитала и заемных средств, неэффективного использования полученной прибыли, что влечет за собой опять же финансовые проблемы организации;

  • организационный, который возникает в результате несовершенства производственной структуры управления и структуры аппарата управления в организации, неэффективного распределения обязанностей, прав, полномочий и ответственности между уровнями управления, подразделениями аппарата и внутри между исполнителями;

  • информационный, являющийся следствием ситуации, в которой получаемая информация не отражает изменений, происходящих на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел в самой организации. Все это вызывает возникновение и увеличение различных видов потерь;

  • кризис взаимодействия между собственниками организации или с властью, противоречия в их интересах, что не позволяет проводить эффективную политику и в результате приносит существенные потери организации.


Фазы возможного развития и преодоления кризисов в организации.

В конечном итоге эти кризисы между собой достаточно тесно связаны и, как правило, отражаются на финансах организации. Рассмотрим фазы возможного развития и преодоления кризисов в организации.

  • Первая фаза - спад (снижение показателей, характеризующих результаты финансово - хозяйственной деятельности) в следствие воздействия внешних факторов рынка.

  • Вторая фаза - дальнейшее ухудшение результатов деятельности под влиянием внутренних факторов организации (без негативного влияния внешних рыночных условий).

  • Третья фаза - депрессия. Приспособление организации к новым условиям хозяйствования при более низком уровне доходов (в условиях принятия первоочередных антикризисных мер).

  • Четвертая фаза - восстановление финансового равновесия, производства и реализации продукции на предкризисном уровне.

  • Пятая фаза - рост производства, ускорение экономического развития организации, увеличение продаж.

  • Шестая фаза - поддержание высокого и устойчивого уровня экономического развития в длительной перспективе.

При наступлении кризисных ситуаций необходимо иметь резервы для их преодоления, а также владеть системой управления для осуществления деятельности организации в условиях наступившего кризиса.

Разработка антикризисной стратегии.

Стратегия - генеральный план действий, определяющий приоритетные задачи, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.

Процесс разработки антикризисной стратегии разделяют на следующие этапы:

1. Анализ внешних факторов с целью выявления причин наступающего кризиса. Анализ принято разделять на следующие составляющие:

  • изучение макросреды (политические и экономические факторы, социальное и технологическое окружение)

  • изучение конкурентной среды (поставщики, конкуренты, товары-субституты, покупатели, возможности появления новых конкурентов)

2. Анализ внутреннего состояния организации. Причины кризиса в организации могут исходить из внутренних предпосылок

Для анализа существующего состояния организации принято выделять пять основных направлений:

  • Эффективность текущей стратегии (оценка осуществляется на основе данных о конкурентоспособности, доле рынка, размере этого рынка, финансовой устойчивости, платежеспособности, объеме продаж и прочем). Оценку эффективнее всего проводить в количественных показателях.

  • Силы и слабости, возможности и угрозы организации. На данном этапе нам очень пригодятся сведения, собранные при анализе внешних факторов, то есть сведения SWOT-анализа.

  • Конкурентоспособность в области цен и издержек организации.

  • Оценка прочности конкурентной позиции организации.

  • Выявление конкретных проблем, повлекших кризис для организации.


3. Пересмотр миссии и целей организации.

4. Анализ альтернативных стратегий. В условиях кризиса приемлемы только те стратегии, которые позволят компании выйти из кризиса полноценной бизнес-единицей, то есть сохранив конкурентоспособность и свой облик.

5. Реализация стратегий.

6. Оценка принятой стратегии. В ходе проведения оценки, конечно же, оценивается степень преодоления кризисных явлений и кризиса в целом. Если организации успешно вышла из кризиса, то менеджеры могут сравнить состояние компании докризисного периода и послекризисного, чтобы получить полную картину последствий принятия новой стратегии и миссии.

Заключение.

В заключении можно сказать, что кризисные явления неотъемлемая часть жизнедеятельности любой организации и кризисы не только возможны, но и отражают собственные ритмы развития организации и внешней среды.

Чтобы своевременно принимать антикризисные меры и иметь возможность эффективно воздействовать на ситуацию необходимо применять методы прогнозирования, анализа и запускать программы антикризисного управления. Очень важно распознавать характер изменений и по возможности использовать даже негативные явления во благо организации, необходимо здраво оценивать и понимать потенциал и ресурсы компании.

С точки зрения управления, кризис можно рассматривать как возможность посмотреть на предприятие с новой, ранее недоступной точки зрения, определить отстающие направления деятельности, провести необходимые реформы и в последствии разработать протоколы превентивных мер.