Файл: Рассказбеседа ход занятия вводная часть 10 мин. Проверяю наличие обучаемых.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эффективность работы по противодействию психологическим диверсиям противника будет в решающей степени зависеть от того, насколько удастся на практике реализовать принципы упреждения, доходчивости и эмоциональной насыщенности проводимых мероприятий. То есть результаты противодействия будут определяться тем, в какой мере командиры, их заместители по воспитательной работе, военные психологи учтут закономерности функционирования психики в боевой обстановке.
Защита войск от информационного воздействия противника представляет собой систему мероприятий по прогнозированию, профилактике, оценке, срыву информационно-психологического воздействия противника на наши войска и население и ликвидации его негативных последствий.
Прогнозирование негативного информационного воздействия противника заключается в превентивной оценке командирами, штабами, органами воспитательной работы сил и средств подрывных акций, которыми может располагать реальный или потенциальный противник. В основу прогнозирования должны быть также положены и данные о штатной структуре подразделений, осуществляющих информационное противоборство со стороны противника.
Важным моментом прогнозирования является определение каналов информационно-психологического воздействия на личный состав наших частей и подразделений.
Командиры, штабы, заместители командиров по воспитательной работе должны выделить потенциальные объекты наиболее интенсивного психологического воздействия противника. Как показывает практика, специалисты подрывных акций подходят дифференцированно к аудиториям, на которые осуществляется их влияние.
Опыт свидетельствует о том, что специалистами, как правило, выделяются следующие объекты воздействия: солдаты и сержанты; контрактники; военнослужащие-женщины; офицеры; генералы; представители конфликтующих этнических, политических и конфессиональных групп; военнослужащие из пополнения; те, кто длительное время бессменно участвует в боевых событиях; лица, работающие на средствах связи, и др.
Важным моментом прогнозирования является определение возможной тематики и символики негативного информационного воздействия противника с целью упреждения, снижения их эффективности или нейтрализации. Например, по взглядам военных психологов США, наибольший ущерб моральному духу войск наносят такие факторы, как опасность, дискомфорт, недостаток пищи, отсутствие боевого опыта, негативное отношение к целям и действиям руководителей, недовольство командованием и др. Следовательно, именно эти явления будут эксплуатироваться в процессе информационно-психологического воздействия на наших военнослужащих. Ясно, что специалисты противника не упустят возможности идеологически и психологически обыграть такие события и факты, как: возможные поражения и большие потери наших войск; недостатки в их материально-техническом обеспечении; неблагоприятные события в стране; низкий уровень подготовки личного состава; просчеты в информировании военнослужащих; факты дезертирства, предательства и др. Необходимо предусмотреть возможную степень уязвимости наших войск перед пропагандой и психологическими действиями противника, выявить группы и отдельных воинов, которые в наибольшей степени могут проявить низкие морально-психологические качества.
Предупреждение эффективного «срабатывания» негативного информационного воздействия противника предполагает надежное перекрытие каналов психологического воздействия на личный состав. Здесь важно держать под постоянным контролем людей, чья деятельность связана с приемом и передачей информации (связистов, посыльных и др.). Они могут стать сначала объектами, а затем и передаточным звеном дезинформации. Практика показывает, что в боевых условиях нецелесообразно разрешать военнослужащим иметь личные радиоприемники. Опыт Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане подтвердил необходимость назначения в каждом подразделении ответственных лиц, а в частях - специальных команд по сбору и уничтожению листовок противника. Зарубежные специалисты, как уже отмечалось, считают листовки наиболее эффективным средством психологического воздействия на людей. Поэтому закрытие этого канала влияния на воинов позволит снизить действенность негативного информационного воздействия противника.
Эффективными способами предупреждения негативных последствий в этом случае являются: назначение наставников из числа опытных, психологически устойчивых воинов к военнослужащим, потенциально подверженным психологическому воздействию противника, с целью оказания психологической поддержки; включение последних в «тройки» и «пятерки» воинов, нацеленные для решения конкретных задач; проведение с ними индивидуальной работы и обучение приемам психической саморегуляции и др.
Снижению эффективности психологических акций противника способствует непрерывное, объективное, психологически целесообразно структурированное боевое и политическое информирование военнослужащих. Помня о специфике действия психологических механизмов восприятия человеком информации (эффектах первичности, авторитета, возложения ответственности и др.) командирам необходимо упреждать противника в информировании своих подчиненных о военных, политических и боевых событиях, изменениях обстановки; активнее привлекать для этого специалистов (психологов, пропагандистов и др.), свидетелей событий (беженцев, бывших военнопленных, воинов, уже принимавших участие в боях с противником, познавших его тактику действий), своевременно разъяснять причины неудач и просчетов.
Известный военачальник времен Великой Отечественной войны М.Е. Катуков в этом отношении отмечал: «Должен особо подчеркнуть, что мы старались говорить бойцам только правду о нашем положении, как бы горька она ни была. Ничто так не действует на моральное состояние бойца, как сладенькая полуправда, которая потом трещит по швам под напором фактов. Мы старались воспитывать своих бойцов так, чтобы они понимали: победа или поражение - это не результат указаний свыше, это - твоя победа, твое поражение».
Видимо, сегодня нельзя пренебрегать и опытом информационно-психологического противодействия, накопленным в годы Второй мировой войны нашим противником. Известно, что, стремясь обеспечить идейно-психологическую защищенность своих военнослужащих от советской пропаганды, фашистские лидеры организовали дело так, что практически весь личный состав прошел курс «национал-социалистской подготовки», состоящий из 16 занятий («германский народ», «германская империя», «германское жизненное пространство» и «национал-социализм»), и постоянно снабжался фашистской литературой (каждая рота получала журнал «Вермахт», по 10 газет и серийную массовую литературу «Торнистеншрифт» («для солдатского ранца»).
Срыв психологического воздействия противника на личный состав наших частей и подразделений достигается различными способами. Радикально решают эту задачу разведка, подавление и физическое уничтожение сил и средств психологических операций противника. Однако это не всегда возможно. Поэтому необходимо не допускать потери бдительности, расслабленности, безделья, бесконтрольных контактов с гражданскими лицами.
При этом нельзя забывать о том, что не всякое действие противника требует механического опровержения, разоблачения. Часть его пропагандистско-агитационных материалов может быть активно использована в контрпропагандистских целях, часть - просто проигнорирована. Нужно помнить и о том, что сегодня уже эмоционально и содержательно малонасыщенными являются заявления о «зверином облике», «кровожадности», «тупости», противника. Каждая такая формулировка должна обязательно подкрепляться конкретными аргументами и фактами.
Во время боевых действий на руку противника неосознанно могут играть некоторые средства массовой информации своей страны. Так, например, сообщения СМИ США о том, что в район Персидского залива спешно перебрасываются плавучие госпиталя (американский «Мерси» и французский «Ла-Ранс» емкостью по 200 тыс. раненых в сутки), около 55 тыс. пластиковых мешков для транспортировки тел погибших, на некоторое время резко ухудшили морально-психологическое состояние участников операции «Буря в пустыне». Еще более ярким примером включения СМИ собственного государства в систему негативного информационного воздействия противника являются чеченские события (1994 -1995 гг.). Поэтому командирам, их заместителям по воспитательной работе необходимо предусмотреть комплекс мероприятий по организации оптимального взаимодействия с СМИ (порядок предоставления им информации; организация контактов с военнослужащими; распространение среди военнослужащих печатных изданий и др.). Видимо, в этом отношении весьма ценным может оказаться опыт взаимодействия руководителей американских частей в зоне Персидского залива с представителями СМИ. Им удалось соединить жесткую цензуру военного времени (война названа «самой закрытой» в нынешнем столетии) с беспрецедентным размахом организованного посещения журналистами мест дислокации войск. Этому в немалой степени способствовало создание пресс-центров, в которых
журналисты могли получить большой объем свежей, яркой и одновременно тщательно «просеянной», «отшлифованной» информации. Гибкой и эффективной формой этой работы стали 40 журналистских «пулов», формировавшиеся в составе 4 - 5 представителей СМИ и офицера по связям с общественностью.
Для того чтобы еще раз подчеркнуть всю пагубность недооценки значения работы с СМИ, приведем такой пример. По оценкам специалистов, российские военные средства массовой информации в ходе боевых событий в Чечне выглядели «почти беспомощными» - за месяц боевых действий федеральных войск официальная информация, исходившая из Министерства обороны, составила 5% всего объема сообщений. Были дни, когда Министерство обороны попросту молчало и не реагировало на явную клевету и дезинформацию, звучавшую из других источников информации.
Во многом именно поэтому такое громкое звучание имели информационно-психологические акции боевиков, связанные с диверсиями в Буденовске и Первомайском, с распространением слухов о широкомасштабном привлечении Дудаевым снайперов-спортсменов в качестве наемников, о наличии у боевиков ракет и оружия массового поражения, об отслеживании чеченцами участников боевых действий (в первую очередь летчиков) и визитах в их семьи, о возможности восстания против России всех кавказских народов и др. Многие из этих слухов опровергало лишь время.
Следует отметить, что слухи в практике психологических операций считаются одним из наиболее мощных и эффективных средств воздействия на войска противника и населения. Они обладают свойством особой психологической заразительности, так как распространяются чаще всего знакомыми людьми, в доверительной форме, имеют особую эмоциональную окраску. Внушающая сила слухов возрастает прямо пропорционально росту дефицита информированности людей по поводу важнейших событий, явлений, фактов. Распространение слухов, особенно в среде с преобладающими состояниями тревоги, неуверенности, сомнений, нередко сопровождается деморализацией военнослужащих, дезорганизацией их целесообразной деятельности.
Учитывая огромный психологический эффект слухов, командиры, офицеры воспитательных структур должны принимать своевременные и исчерпывающие меры по их пресечению, выявлению источников распространения, разъяснению личному составу целей их действительных авторов.
Ликвидация последствий негативного информационного воздействия противника предполагает: анализ и оценку ее результатов, причин эффективности, наиболее слабых мест в системе информационно-психологической защиты войск; проведение психореабилитационных мероприятий с пострадавшими воинами; восстановление организованности и боеспособности дезорганизованных воинских подразделений; применение соответствующих санкций к виновникам, паникерам, предателям; определение мер по оптимизации всей системы противодействия психологическим операциям противника.
Противодействие и защита войск от негативного информационного воздействия противника является важной составной частью морально-психологического обеспечения их боевых действий. Оно осуществляется командирами, штабами, органами воспитательной работы на всех, этапах подготовки и решения боевых задач. Эффективность информационно-психологического противодействия будет выше тогда, когда оно планируется и осуществляется с учетом особенностей психологических операций противника, реального морально-психологического состояния своих войск и складывающейся обстановки, ведется непрерывно и комплексно, учитывает психологические закономерности восприятия человеком информации и т.д.
Таким образом, негативное информационное воздействие противника в современной войне рассматривается в качестве важного и эффективного средства достижения тактических, оперативных и стратегических целей. Они могут осуществляться как самостоятельно, так и в комплексе со средствами боевого поражения. Противодействие негативному информационному воздействию предполагает осуществление прогнозирования, профилактики, срыва и ликвидации последствий информационно-психологического воздействия противника на личный состав частей и подразделений.
Все сказанное выше позволяет констатировать, что в мире появился новый вид боевых действий - информационно-психологическое противоборство. Новое «несмертельное психологическое» оружие используется как эффективный способ достижения политических, экономических, военных целей еще до этапа применения военной силы. Оно представляет собой самостоятельный, эффективный и сравнительно дешевый вид оружия современной и будущей войны. Армия, которая будет иметь превосходство в качественно-количественных характеристиках этого оружия, в опыте его боевого применения, окажется более эффективной на поле боя современной войны.
Командиры, штабы, органы воспитательной работы должны хорошо представлять, что для победы над противником недостаточно физически сохранить своих солдат и не всегда самым эффективным является уничтожение солдат неприятеля. Успех современного боя на три четверти зависит от реального соотношения морально-психологических возможностей противоборствующих сторон. Искать и находить средства повышения морального духа своих войск и снижения морально-психологического состояния войск противника, эффективно осуществлять информационно-психологическую защиту подчиненных и вести непрерывное, жесткое, изматывающее психологическое давление на противника - это не только черты таланта современного военного руководителя, но требование современной боевой практики.