Файл: Я, Зюбан Анна Игоревна, студентка нспк.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Хорошо организованная диагностика дает высокий уровень развития всех компонентов.

Диагностика достижений учащегося — это не просто один из способов решения проблемы оценки знаний, но также и попытка увлечь учащегося чтением, «заставить» его прочесть или усвоить те или иные литературные факты, показать перспективу совершенствования читательской (а также исследовательской, творческой) деятельности, наметить пути этого совершенствования, спрогнозировать успех.

После завершения каждого этапа обучения и воспитания необходимо узнать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько эффективным был процесс, что можно считать уже сделанным, а что придется совершенствовать повторно. Для выполнения этого безусловно необходима диагностика, задача которой - проанализировать процесс и результат развития, обучения и воспитания.

Принципы диагностирования:

Педагогическая диагностика рассматривает результат вместе с процессом.

Труд учащегося диагностика не отделяет от труда преподавателя и ставит во главу угла три важнейших принципа: объективность, наглядность и системность диагностического исследования.

Принцип объективности заключается:

- в научно-обоснованном содержании диагностических тестов, заданий (вопросов);

- ровном, дружеском отношении преподавателя к учащемуся;

- точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний и умений.

Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и преподавателей, осуществляющих диагностику.

Принцип наглядности заключается

- в проведении открытых испытаний всех учащихся по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер.

- принцип требует также оглашения и мотивации оценок и отметок. Оценка (отметка) — это ориентир, по которому учащиеся судят об эталонах требований к ним, а также об объективности преподавателя.

- необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их.

И, наконец, принцип системности в оценивании учебных достижений состоит:


в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах педагогического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Контроль осуществляется с такой частотой, чтобы надежно проверялось все важное, что надлежит знать и уметь.

- контроль знаний необходимо осуществлять регулярно, он не должен зависеть от контингента обучаемых, от однородности или разнородности (по уровню развития) ученической среды. При этом учитель не должен ущемлять интересы ни слабых, ни сильных (условно) учащихся и находить оптимальные варианты в выборе заданий для успешной диагностики.

- принцип системности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.

При диагностических исследованиях необходимо получение именно своевременной информации. Качество информации о процессе развития учащегося можно улучшить, если контроль будет носить развивающий характер. При таком виде диагностики учащимся, нуждающимся в помощи, одновременно с получением информации об их проблемах и оценки, оказывается помощь, реально учитывающая индивидуальные его особенности.

После окончания диагностики учащиеся не только узнают результаты своей работы, но и получают комментируемые объяснения решения проблем для предотвращения повторных ошибок. Диагностика должна указать ученикам реальные направления приложения своих возможностей. Данные диагностики должны быть оперативно обработаны, а результаты использованы для коррекции развития.

Таким образом, итоги диагностики не несут карающей функции, а помогают исследовать проблемы, возникшие в процессе обучения.

Диагностика достижений учащихся позволяет:

1. Выявить уровень сформированности знаний, умений и навыков по предмету.

2. Выявить уровень сформированности общеучебных умений.

3. Учесть пробелы в знаниях, умениях и навыках каждого ученика.

4. Провести своевременную коррекционную работу с каждым учеником.

5. Проследить динамику развития каждого ученика.


8. Планирование и проведение работы с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями, коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими трудности в обучении. Примеры разноуровневых дифференцированных заданий по математике
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы "Одаренные дети".

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие "гении" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.


В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

Этапы сопровождения развития одаренного ребенка.

1-й этап сопровождающей работы – диагностический - предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, воспитателей или от других людей, имеющих контакт с ребенком. На этом этапе учителя знакомят родителей с возрастными особенностями детей. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития, построения развивающей работы. У детей 7-10 лет учителя, используя пакет диагностических методик, определяют уровень личностного развития ребенка в рамках 4-х основных направлений начального школьного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, психофизическое.

2-ой этап – уточнение выявленных затруднений или способностей ребенка, проведение психолого-педагогического консилиума. На этом этапе учителя осуществляют сбор дополнительной информации от педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка. В начальной школе классный руководитель проводит психолого-педагогический консилиум, на который приглашает необходимых специалистов, в том числе и педагогов по дополнительному образованию. Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребенке, нуждающемся в развивающих средствах, и определяют группу сопровождения, условия для развития одаренного ребенка. Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы или рекомендации по созданию условий для развития его одаренности. В «Дневнике сопровождения развития ребенка» специалисты фиксируют выводы, записывают рекомендации по сопровождению развития одаренного ребенка.

3-ий этап - создание условий для развития одаренных детей: проведение развивающей работы с ребенком в кружке, факультативных занятиях, учреждении дополнительного образования детей; консультативной и другой работы с родителями, воспитателями. На этом этапе, на основании
анализа выявленной одаренности ребенка, заявки родителей о развитии одаренности их ребенка, администрация школы создает условия для развития одаренных детей: открывает кружки, студии, проводит предметные олимпиады. При этом использует внутренние ресурсы, преподавателей школы, а также приглашает педагогов из учреждений дополнительного образования. Педагоги школы и дополнительного образования разрабатывают образовательные программы работы кружков, студий, которые обсуждают с родителями и утверждают. На данном этапе активно используются возможности учреждений дополнительного образования детей. Руководитель школы заключает договоры о сотрудничестве образовательного учреждения и УДОД. При этом появляется опыт проведения совместных мероприятий, объединяющих детей, педагогов школы и педагогов дополнительного образования, учреждений культуры, родителей, что создает ситуацию сотрудничества, взаимной ответственности за развитие одаренного ребенка, укрепляет позицию интеграции школьного и дополнительного образования.

4-й этап - анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка. На этом этапе психологи, педагоги и другие специалисты проводят в конце учебного года, а по необходимости чаще, диагностику успешности развития одаренности ребенка и корректировку его индивидуальных программ, рекомендаций по сопровождению его развития. Педагоги школьного и дополнительного образования организуют в школе разнообразные формы презентаций успешности развития способностей ребенка: выставки авторских работ, сольные концерты, моноспектакли, фестивали, итоги олимпиад и др. Все данные учителя регистрируют в индивидуальном «Портфолио ученика».


Рисунок 1 - Дифференцированные задания по математике

9 Фотоотчет
В ходе прохождения производственной практики был составлен фотоотчет о проведенной работе.


Рисунок 2 - Фотоотчет

ЗАКЛЮЧЕНИЕ