Файл: Я, Зюбан Анна Игоревна, студентка нспк.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза откроем, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты – молодец!


3. Технологические карты проведенных уроков по русскому языку, литературному чтению и математике
Во время прохождения производственной практики мной составлены технологические карты уроков литературного чтения, русского языка, математики.

Предмет: Литература

Тема: Портрет творческого человека. Ю.И. Коваль «Писатель-путешественник»

Цель: создание условий для формирования читательских умений в процессе чтения и анализа отрывка из книги Ю.И. Коваля «Самая легкая лодка в мире» (глава VI - «Писатель-путешественник)

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные:

- отбор и структурирование необходимой информации

Коммуникативные:

- умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместные действия, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, иметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, работать в команде

Ход урока:

Таблица 4 – Технологическая карта урока литературного чтения

Этап урока

Содержание этапа

  1. Организационная часть

Проверка готовности к уроку: учебник, пишущие принадлежности.

2. Основная часть

- Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о произведении Юрия Иосифовича Коваля, знаменитого советского писателя. Скажите, знакомы ли вы с какими-нибудь произведениями этого автора?

- Что ж, сегодня мы познакомимся еще с одним. Но сначала поговорим немного об авторе. Рассказ об авторе

Итак, ребята, загляните в учебник и скажите - какое произведение мы сегодня будем изучать?

Верно. Сейчас я прочту вам отрывок из этой книги, а вы внимательно прослушайте его – после я задам вопросы.

- Ю. Коваль «Самая легкая лодка в мире», главу «Писатель- путешественник»

Продолжение таблицы 4 – Технологическая карта урока литературного чтения




К этому отрывку главный герой, задумавший построить самую легкую лодку в мире – он решил использовать для этого бамбук, как очень легкий материал, - случайно наткнулся на фотографию в журнале «Рыбоводство». На ней изображена была лодка, очень легкая на вид. В лодке сидел человек с подлещиком в руке. Под фотографией была подпись:

«Известный писатель-путешественник любит порыбачить и поразводить рыбу в свободное от литературы время. Хорошо отдыхать на водоемах Подмосковья».

Он узнал телефон писателя в справочном бюро и, позвонив, путано объяснил, что хочет построить лодку, но думает, как.

- Ладно, -- сказал писатель-путешественник, -- заходи завтра ко мне. Покажу лодку.

Чтения детьми отрывка.

- Понравился ли вам отрывок? Какое настроение у вас после прочтения этого отрывка?

Приятным ли человеком показался вам писатель?

- Чему, а точнее, кому посвящена эта глава из книги?

- Давайте попробуем составить портрет писателя-путешественника, а точнее, его характеристику. Проанализируем его образ и выясним, какой же он.

У каждого сейчас на парте лежит карточка, которая поможет нам составить характеристику персонажа. Заполнять ее будем в парах, одну на парту, работаем все вместе.

Словарная работа.

Скажите, встретились ли вам в тексте какие-то незнакомые слова?

Каяк – это мужская охотничья лодка для преследования морского зверя. Каркас ее делали из тонких деревянных или костяных планок и обтягивали моржовой кожей, сверху оставляли люк для охотника. На каяке имелось парусное вооружение. На реках тоже использовали каяки, они были длиной от 9 до 12 метров и очень узкими.


Продолжение таблицы 4 – Технологическая карта урока литературного чтения




Байдарка - одноместное судно, длиной до шести метров. Представляет собой эластичный деревянный каркас, скрепляемый при помощи китового уса.

Каяк - у эскимосов, байдарка - у алеутов.

- Теперь давайте раскроем учебники и будем читать текст по цепочке.

Итак, приступим к заполнению карточки. Какой у нас первый пункт?

Описывается ли в отрывке внешность писателя? Может быть, его одежда?

Хорошо, тогда давайте поставим прочерк и пойдем дальше.

Как писатель говорит? А его речь грамотная или нет? Как вы можете описать его речь?

Каким писателя видит герой? Как писатель ведет себя в этой главе?

Кто еще, кроме героя, появляется в сцене? Да, верно, собака. А как писатель к ней относится?

Исходя из описания обстановки, как вам кажется, чем увлекается писатель?

Есть ли у него какие-то привычки, возможно, вредные?

Он эмоционален или спокоен?

Как он относится к окружающим?

Есть ли в поведении или речи писателя что-то необычное? Все ли ведут себя так же, или у писателя есть какие-то особенности? Какие?

Дети обобщают сказанное и с опорой на заполненную таблицу дают персонажу характеристику.

3. Заключительная часть

Скажите, ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Какое произведение изучали?

Какую задачу мы поставили перед собой, когда анализировали текст?

Как вы считаете, выполнили ли мы эту задачу?

Понравилось ли вам произведение?

Поднимите руки, кому было трудно сегодня на уроке?

Продолжение таблицы 4 – Технологическая карта урока литературного чтения




А кому интересно?

Что вам больше всего запомнилось?

У кого сейчас хорошее настроение?

Домашнее задание

Можете подготовиться к следующему уроку – русскому языку – и отдыхать. Спасибо за прекрасную работу!

- Мы изучали отрывок из произведения Ю. Коваля «Самая легкая лодка в мире», главу «Писатель-путешественник»

- Дать характеристику писателя

- Да.

Ответы детей.

Диагностика достижения планируемых результатов

Дополнительные творческие задания



Предмет: Литературное чтение

Тема: Мотивы поиска, жажды перемен. М.Ю. Лермонтов «Парус»


Цель: познакомить учащихся с краткой биографией поэта М. Ю. Лермонтова: формировать навыки анализа стихотворения; расширять словарный запас. 

Задачи:

- познакомить учащихся с фактами из жизни поэта, уделить особое внимание личности поэта, подчеркнуть необычность его судьбы, гениальность;

- почувствовать настроение стихотворения «Парус», осознать символические значения образов в этом стихотворении;

- проанализировать «парус» как творческий манифест поэта;

- дать понятие художественным приёмам инверсия и антитеза;

- развитие внимания, художественной речи, воображения, творческих способностей;

- воспитание любви к природе, гордости интеллигента-борца.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся осознанно воспринимать содержание текста стихотворения, оценивать характер, настроение; получат возможность научиться воспринимать литературу как искусство.

Метапредметные:

Регулятивные: проявляют инициативу при ответе на вопросы; контролируют и оценивают результаты.

Познавательные: строят устные высказывания с учетом учебной задачи.

Коммуникативные: участвуют в диалоге при обсуждении произведения.

Личностные: понимают эстетические ценности стихотворного текста; высказывают собственное суждение.

Ход урока:

Таблица 5 - Технологическая карта урока литературного чтения

Этап урока

Содержание этапа

1. Организационная часть

Речевая разминка.

 На доске: не мил и свет, когда друга нет. - прочитать медленно, быстро, тихо, громко, выделяя голосом слова.

 - Ребята, наш урок откроем с необычного вопроса: как вы думаете, когда человек чувствует себя по - настоящему несчастным?   (Когда болеет; когда получает плохие оценки; когда у него нет друзей; когда одинок)

Продолжение таблицы 5 - Технологическая карта урока литературного чтения




- Действительно, человек всегда должен чувствовать окружение близких и дорогих ему людей. Я думаю, что каждый из вас уже понимает, что такое чувствовать себя одиноким. А что вы чувствуете, когда слышите слово «Одиночество»? (грусть, растерянность, печаль)

 - Как вы видите, эмоции самые разнообразные.

 В моей руке маленький кораблик. Что это? С одной стороны, это свобода, когда ты рассекаешь морские волны, сила, когда ты борешься один на один со стихией. А с другой — это крошечный кораблик, посреди огромного водного пространства.

И сегодня мы с этим корабликом совершим путешествие по небольшой части творчества М. Ю. Лермонтова и попробуем ответить на вопрос:

- Может ли быть одиноким великий человек или нет? Может ли его эмоциональное состояние отразиться на творчестве?

2. Основная часть

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с замечательным стихотворением Лермонтова «Парус», стихотворением всенародно известным, всенародно любимым, необыкновенно красивым и глубоким, скрывающим до сих пор неразгаданную тайну.

-Что нового узнаем на уроке? (о поэте)

-Чему будем учиться? (находить главную мысль произведения, читать правильно, без ошибок, выразительно)

-Будем учиться читать стихотворение с чувством, с нужной интонацией, без ошибок, правильно ставить логическое ударение, выдерживать паузы, выделять голосом особые места, объективно оценивать чтение товарищей.

Основной этап урока.

Вступительное слово учителя.

Мы познакомимся с наиболее важными моментами в жизни этого талантливого поэта, потому что нельзя понять творчества писателя, не зная его жизненного пути.

Перенесёмся в начало 19 века, а именно в 1814 год. Именно в


Продолжение таблицы 5 - Технологическая карта урока литературного чтения




этом году родился М. Ю. Лермонтов. Ваши одноклассники подготовили сообщения о важных моментах в биографии поэта.

Сообщения учащихся.

- Что нового мы узнали о поэте?  (Жизнь Лермонтова была очень интересной, но в то же время достаточно непростой, и это не могло не отразится на его творчестве)

…Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед глазами картину.

(включить запись шума моря) Финский залив является частью Балтийского моря.

Подготовка к восприятию стихотворения

-Как вы думаете, что увидел Лермонтов?

Какие чувства может испытывать человек в этот момент? (человек волнуется, гордится, любуется красотой моря)

Да, близость моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью.

Какое море в тихую погоду, в бурю?

Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус».

Первичное чтение учителем.    

Итак,

- Какие картины возникли в воображении? – Какие вопросы возникли по звучанию слов? (одинокой, скрипит)

Работа с текстом стихотворения «Парус»

Как красиво лермонтовское стихотворение! Нам хочется разгадать секрет его впечатляющей силы…

В стихотворении «Парус» есть какая-то тайна. Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами. Но попробуем всё-таки хоть немного проникнуть в его тайну. Отгадка кроется в тексте, и нужно просто быть внимательным читателем.

Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Продолжение таблицы 5 - Технологическая карта урока литературного чтения




Самостоятельное чтение учащимися.

Беседа по тексту стихотворения. Анализ произведения.

- Как построено это стихотворение? Сколько строф в стихотворении?

- Нарисуйте устно картину в первой строфе. Что вы представляете, читая её? Где находится читатель, откуда он видит парусник?

- Где читатель (наблюдатель)?

Буря утихла. Мы вместе с поэтом смотрим вниз, наклонившись через борт, любуемся морской волной; поднимаем глаза вверх и видим золотой луч солнца.

- Как переданы цвета? И какие? Что мы видим? Что слышим?

 -Что за литературный приём использован?  ЭПИТЕТЫ

-Автор нашел очень яркое определение своему парусу. Найдите его. (Мятежный). Что означает это слово?

Работа со словарём.

- Как построена каждая строфа? Прочитайте про себя:

4. Сколько раз употребляется слово парус? (один)

Чем потом заменяется оно? (местоимением; ищет он, кинул он, он счастья не ищет, он просит бури)

Можно ли так говорить о неодушевлённом предмете? Почему Лермонтов так пишет о парусе? Почему, читая стихотворение, мы начинаем относиться к парусу, как к живому существу? -Какое прилагательное играет здесь важную роль? -Одинокой.  

-Что это за литературный прием?

- Какие средства выразительности речи использовал автор?

-  Какие антонимы мы находим в стихотворении?

-Счастья не ищет - не от счастья бежит. «Буря» и «покой», «далекая страна» и «родной край», движение к чему-то и отчего-то.

Повтор слов   подчеркивает ценность   содержания.

- Что еще служит для этой цели?

- Приведите примеры.