Файл: Урок Социально экономическое развитие страны в первой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дата________ Урок 8. Социально – экономическое развитие страны в первой

четверти 19 века

Цели:

Образовательная: познакомить с основными направлениями политики Александра 1, выяснить причины отказа от дальнейших реформ.

Развивающая: Совершенствование умений работы с картой, историческими источниками,

анализировать и делать выводы на основании таблиц и диаграмм. Развитие самостоятельной

познавательной деятельности учащихся.

Воспитательная: развитие чувства коллективизма, самоконтроля и самооценки, воспитание

чувства уважения к истории своей страны.

Тип урока: открытия нового знания.

Оборудование: учебник История России, 9 класс, под редакцией академика РАН А.В.Торкунова., схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Организационная структура урока:


Этап урока

Деятельность учителя

1. Оргмомент

Взаимные приветствия учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Проверка

Домашнего задания.

  1. Фронтальный опрос

  2. Изложение нового материала

3. Мотивационно-целевой этап


-В 1819 г. А. С. Пушкин в стихотворении «Деревня» задаётся вопросом:

«Увижу ль, о друзья!

народ неугнетённый

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещённой

Взойдёт ли наконец прекрасная заря?»

Страна, по мнению А. С. Пушкина, в этот период оказалась между «рабством» и «свободой», и направление её развития должны были определить власть и общество. Нам предстоит понять, какой выбор был сделан и почему.

4.Актуализация знаний

-Охарактеризуйте систему управления Российской империей в начале XIX в.
-Вспомните, как создавалась эта система. Какими полномочиями обладали различные органы власти?
-В чём состояли главные причины экономического кризиса в России в 1812—1815 гг.? Покажите на карте районы России, более всего пострадавшие от войны 1812 г.
-Какие отрасли хозяйства оказались в наиболее тяжёлом положении?
-Какие меры принимали помещики для выведения своих хозяйств из кризисного состояния?

5. Изучение нового материала

Проекты отмены крепостного права


1818 г. образование Секретного комитета для подготовки крестьянской реформы. (отмены крепостной зависимости)





Император дал секретное указание о разработке общероссийской крестьянской реформы. Поручил он это дело ближайшему к нему в то время чиновнику- генералу А.А. Аракчееву.


Проекты

Гурьева Д.А.,

Н.С. Мордвинова

Были отклонены царем











Военные поселения


-Другим планом Александра I, проведение в жизнь которого было поручено Аракчееву, стало введение военных поселений.

-В условиях экономического кризиса решено было сократить расходы на содержание армии.

- перевести армию на самоокупаемость»: по­садить солдат на землю, чтобы они наряду с несением военной службы занимались земледелием и таким образом содержали себя.

-Несмотря на то, что инициатива создания военных поселений исходила от Александра I, общество связывало их с именем Аракчеева

Аракчеевщина- политика реакции, система мер полицейского деспотизма для сохранения феодализма; насаждение военных поселений и палочной дисциплины в армии, подавление общественного свободомыслия и недовольства, значительное увеличение бюрократического аппарата.


Запись в тетрадях

А. А. Аракчеев

военный министр, глава Государственного совета и Комитета министров.


Военные поселения

1810-1857гг.

реформы проведенные Аракчеевым по поручению императора, целью которого было - сократить расходы на содержание армии, перевести армию на самоокупаемость»: по­садить солдат на землю, чтобы они наряду с несением военной службы занимались земледелием и таким образом содержали себя.

Мальчиков с детства приучали к службе, девочек выдавали замуж по назначению начальства. Частыми были бунты.




6. Итог урока.

Рефлексия



- Что узнали на уроке?

- Что вам понравилось на уроке, что запомнилось?

-  С какими новыми терминами вы познакомились?

- Какой рассказ вам больше всего понравился? Почему?

- Оцените ваши знания, полученные сегодня на уроке и настроение, лежащими на столе цветными карточками:

зелёный цвет – отлично жёлтый цвет – хорошо красный цвет – удовлетворительно


7. Домашнее задание:

§7, выучить определения.

Вопросы и задания на стр. 54

Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр. 54).

Задание № 1-4