Файл: М. Ю. Лермонтов. Стихотворение Бородино как отклик на 25летнюю годовщину Бородинского сражения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа № 4.
Спроектируйте учебное занятие на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету.
Требования к содержанию учебного занятия:
-
Цели и задачи учебного занятия. -
Планируемые результаты обучения. -
Краткое учебное содержание. -
Виды организации учебной деятельности. -
Учебные задания для разных этапов учебного занятия. -
Диагностические материалы для оценивания результатов обучения.
Содержательная часть к теоретической и практической части занятия представлена в виде текстовых файлов, презентаций и методических видеоуроков по разным предметам.
Проектирование учебного занятия по литературе
на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету
(обновлённые ФГОС)
Описание, требования к выполнению:
Требования к содержанию проекта учебного занятия:
1) Цели и задачи учебного занятия.
2) Планируемые результаты обучения.
3) Краткое учебное содержание.
4) Виды организации учебной деятельности.
5) Учебные задания для разных этапов учебного занятия.
6) Диагностические материалы для оценивания результатов обучения.
Тема: «М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения».
(Литература, 5 класс, УМК под редакцией В.Я.Коровиной)
Цель: формирование культуры читателя, понимание литературных текстов и создание собственных устных и письменных высказываний; формирование чувства сопричастности к отечественной культуре.
Задачи:
-понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа;
-воспитание квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом (формирование системы знаний о литературе как искусстве слова, развитие эмоциональной сферы, воображения);
-формирование умений воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное;
-развитие устной и письменной речи учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений (духовно-нравственное воспитание); умение осознавать эмоциональное состояние себя и других (эмоциональное благополучие), овладение навыками исследовательской деятельности (ценности научного познания).
Метапредметные: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (логические действия), использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании, самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения(исследовательские действия); выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию (работа с информацией), воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах, использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы (коммуникативные действия), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, составлять план действий, осознанно относиться к другому человеку (регулятивные действия).
Предметные результаты:
-уметь анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения, выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика; выявлять особенности языка художественного произведения;
-владеть теоретико-литературными понятиями и использовать их в процессе анализа;
-умение рассматривать изученное произведение в рамках историко-литературного процесса;
-выразительно читать;
-создавать устные и письменные высказывания.
Краткое учебное содержание
Раздел Литература первой половины XIX века
-
Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов». -
Комментирование историко-культурных реалий статьи. -
Прослушивание стихотворения в актёрском исполнении. -
Аналитическая беседа с элементами исследовательских заданий. -
Устное рецензирование. -
Практическая работа. Составление партитурной разметки для выразительного чтения стихотворения.
Виды организации учебной деятельности
М.Ю.Лермонтов «Бородино» | Выразительно читать поэтический текст, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понимания содержания произведения. Определять его историческую основу, идейно-тематическое содержание. Определять позицию автора. Высказывать своё отношение к событиям и эпическим героям. Работать со справочной литературой. Давать развёрнутый ответ на вопрос, связанный с пониманием литературного произведения. Участвовать в коллективном диалоге. |
Учебные задания для разных этапов учебного занятия.
Этап урока | Учебные задания |
Мотивационно-целевой | Звучит песня С. Прокофьева «Вставайте, люди русские» Беседа, основанная на жизненном опыте уч-ся, ассоциации к слову Бородино, Предположения о теме урока |
Актуализация | Просмотр видеоролика о Бородинской битве. Подготовленный уч-ся рассказывает, почему М.Ю.Лермонтову была интересна тема Отечественной войны 1812 года. |
Изучение нового материала | Слушание аудиозаписи стихотворения «Бородино» (фонохрестоматия) Стихотворение построено в форме диалога юноши и воина-ветерана. Вы прослушали этот диалог в исполнении актёров. Какими вы представили участников разговора? Опишите их внешность, манеру говорить. Что вы сможете сказать об их характерах? Работа с текстом стихотворения: -На какой из вопросов «почему» отвечает стих. М.Ю.Лермонтова: «Москва, спалённая пожаром, французу отдана…» или «помнит вся Россия про день Бородина…»? - О чём сожалеет и чем гордится старый солдат? -В чём причины героизма русских солдат? |
Самоконтроль и самооценка | Выполнение исследовательских заданий по группам (с включением выразительного чтения) -Первая группа ищет описание лагеря русских солдат, как они вели себя во время боя, перед боем и после него. Вторая группа - описание лагеря французских солдат. (Работа выполняется в таблицах, где ребята проводят сравнительный анализ двух лагерей.) Словарная работа: лафет, кивер, бивак, редут, картечь, уланы, драгуны. Сопоставительный анализ юношеского стихотворения «Поле Бородина»(1831) и «Бородино» (1837). -Почему Лермонтов заменил строку «На пушки конница летала» на строку «Звучал булат, картечь визжала»? |
Рефлексия учебной деятельности | игра: «Лучший рассказчик» – Ребята, представьте себе, что вам довелось участвовать в Бородинском сражении. Вы – бывалые бойцы, а совсем ещё юные солдаты хотят узнать у вас, что же интересного происходило в Бородинской битве. Как вы будете им рассказывать про этот бой? (С гордостью, с грустью о тех, кто погиб). К доске вызываются учащиеся (два человека), им выдаются кивера. Школьникам предлагается прочесть по очереди (по одной строфе) рассказ старого солдата: – Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя, Богатыри – не вы! … Подготовьте устный или письменный отзыв на выразительное чтение стихотворения вашими одноклассниками. Что вам понравилось, а что нет? Как бы вы прочитали это стихотворение? |
Диагностические материалы для оценивания результатов обучения.
Тестовая работа(1-2 мин.).
1. Какой город обороняли русские войска?
А) Смоленск Б) Петербург В) Москва
2. Какое поле “нашли” русские войска для сражения?
А) маленькое, Б) большое, В) огромное
3. Какое укрепление было построено?
А) лагерь Б) редут В) баррикада
4.До чего добрались русские на третий день?
А) до ватрушек Б) до речки В) до картечи
5. У чего “прилёг вздремнуть” рассказчик?
А) у буфета Б) у пушки В) у лафета
6.Завершите строчку: “...французы двинулись, как ....”
А) тучи Б) кучи В) кони
7. Кто отступил, когда затрещали барабаны?
А) поляки Б) басурманы В) немцы
8. “Когда б на то не божья воля, не отдали б...”
А) Бородино Б) Смоленск В) Москва
9. Как обращается к рассказчику молодой солдат?
А) брат Б) дядя В) друг
10. Персонаж, которому принадлежат слова: "Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой..."
А) старый солдат Б) драгун В) полковник
Домашнее задание
1. Дать развёрнутый ответ на вопрос: «Почему и сегодня, спустя 200 лет, нас не перестает волновать стихотворение Лермонтова»?
2. Выполните рисунок-иллюстрацию к одному из эпизодов, устно объясните, почему именно этот эпизод был выбран для иллюстрации.