Файл: Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение дальневосточный технический колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В каждом конкретном случае у сотрудника может возникнуть возможность выбора того или иного из указанных выше органов или должностных лиц, куда стоит исходя из соображений целесообразности обжаловать нарушение своих трудовых прав и законных интересов.

Однако с учетом положений п. 14 ст. 11 Закона о службе в УИС для защиты своих прав и законных интересов, а также для разрешения споров, связанных с прохождением службы в УИС, самым непосредственным правом является право сотрудников на обращение к вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицам, в вышестоящие органы или суд.

Согласно п. 3 ст. 74 Закона о службе в УИС сотрудник для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу – к прямому руководителю (начальнику) или в суд.

Следует отметить, что сотрудник или гражданин, поступающий на службу в УИС либо ранее состоявший на службе в УИС, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа УИС или уполномоченному руководителю либо в суд в течении трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в УИС, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

В случае пропуска по уважительным причинам указанных сроков руководитель федерального органа УИС или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу.

Служебный спор рассматривается в течении одного месяца со дня подачи рапорта сотрудником или со дня подачи письменного заявления гражданином, поступающим на службу в УИС либо ранее состоявшим на службе в УИС, в порядке, утвержденном приказом Минюста России.

Решение руководителя федерального органа УИС или уполномоченного руководителя по служебному спору может быть обжаловано в суд в течении десяти дней со дня вручения копии соответствующего решения сотруднику или гражданину, поступающему на службу в УИС либо ранее состоявшему на службе в УИС, обратившемуся для разрешения служебного спора.

В целях проверки соблюдения учреждениями и органами УИС законодательства Российской Федерации о службе в УИС, обеспечения прав и законных интересов сотрудников УИС; выявления и устранения нарушений законодательства Российской Федерации о службе в УИС, допущенных при принятии учреждениями или органами УИС решений, осуществляется ведомственный контроль.


Ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в УИС реализуется в виде ведомственных плановых и внеплановых проверок. Руководитель того или иного уровня постоянно наблюдает за деятельностью подчиненных, знает проблемы и недостатки в их работе, а потому имеет возможность осуществлять превентивное воздействие на подчиненных руководителей в целях недопущения нарушений трудовых прав и законных интересов подчиненных сотрудников УИС.

Вместе с тем практика показывает, что действующие сотрудники УИС далеко не всегда обращаются с жалобами на нарушения их трудовых прав и законных интересов к вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицам и в вышестоящие органы. Причинами этого, видимо, является боязнь административного давления и месть за подобные обращения со стороны непосредственных и вышестоящих руководителей, а также отсутствие уверенности в справедливом решении служебного спора по существу. При этом определенную роль играет недостаточное правовое информирование сотрудников УИС по данным вопросам.

Судебная защита выступает достаточно доступным и более эффективным способом защиты трудовых прав и законных интересов, как сотрудников УИС, так и других граждан. При рассмотрении и разрешении служебного спора с участием сотрудников УИС в суде следует руководствоваться не только нормами Закона о службе в УИС, но и нормами трудового и гражданско-процессуального права, а также материалами судебной практики по гражданским делам, связанным с рассмотрением трудовых споров.

Например, в соответствии со ст. 393 Трудового кодекса Российской Федерации сотрудник УИС, как и любой другой работник, освобождается от уплаты судебных расходов, в том числе госпошлины.

Следует отметить, что в период службы сотрудники УИС неохотно используют возможность судебной защиты своих трудовых прав и законных интересов. Причины те же, о которых мы уже упоминали ранее в рамках настоящей дипломной работы.

Защита прав персонала УИС является обязанностью государства. Кроме того, законодательством предусмотрена самозащита прав и законных интересов. Возникает вопрос о формах самозащиты, которые могут быть использованы сотрудниками УИС. В ведомственных нормативных актах их перечень или какое-либо упоминание о них отсутствуют. Примем во внимание часто используемую формулировку «методы, предусмотренные законодательством» и обратимся, например, к Трудовому кодексу (ТК) РФ. Статья 379 ТК РФ устанавливает, что в целях самозащиты трудовых прав работник

может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Очевидно, что служба в органах УИС как раз и является таким случаем и применение данной нормы не представляется возможным.

Обратиться сотрудник УИС может в Трудинспекцию . Государственная инспекция труда (ГИТ) создана именно для контроля за соблюдением трудового законодательства . Жалоба в трудовую инспекцию на работодателя может быть подана как одним из сотрудников УИС, недовольным действиями по отношению лично к нему, так и трудовым коллективом. Порядок действий при этом не изменяется. Обращение составляется письменно и передается лично либо по почте в региональное отделение ГИТ. Образец документа можно скачать на официальном портале трудинспекции. Подать жалобу анонимно нельзя, но по просьбе заявителя его данные не станут известны работодателю. Это один из способов защиты работников.

По фактам, изложенным в жалобе, инспектором ГИТ будет проведена внеочередная проверка. Если в ее ходе будут выявлены какие-либо нарушения Трудового кодекса или иных нормативных документов, то организация будет оштрафована, а руководителю выдадут предписание устранить недочеты в определенный срок. После чего последует еще одна проверка. О предпринятых действиях в течение месяца со дня передачи жалобы придет письменный ответ.

Работникам доступно несколько способов обращения в госслужбу, поэтому как подать жалобу в трудовую инспекцию, каждый может выбрать исходя из своей ситуации.

Лично. Посетить ближайшее отделение ТИ можно лично. Секретарь обязан принять пакет документов, проверить правильность их составления и выдать расписку.

Через почту. Отправить пакет документов можно по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о получении. В письмо вложите копии имеющихся на руках доказательств.

Через интернет. Но самым удобным вариантом для многих сегодня является жалоба в трудовую инспекцию онлайн.

На сайте регионального отделения Роструда в разделе «Письмо в госинспекцию труда» можно:

-получить консультации по ТК (опция доступна и через Госуслуги);

-сообщить о нарушении через Онлайнинспекция.рф;


-подать заявление через «Общественную приемную» ТИ;

-задать вопрос и получить компетентные консультации.

Также сотрудник УИС вправе обратиться в прокуратуру. Жалоба в прокуратуру аналогична обращению в ГИТ. Этот орган рассматривает нарушению любых прав, в том числе и трудовых. Анонимность заявителя в интересах его защиты от неправомерных действий работодателя также гарантирована. По фактам, изложенным в заявлении, производится проверка, нарушитель привлекается к уголовной или административной ответственности. В прокуратуру сотрудник УИС может обратиться с заявлением в письменной форме, а также записаться на личный прием к прокурору (как правило, личный прием граждан проводится в определенные дни недели, но не реже 1 раза в неделю). В прокуратуре в доступном месте размещены ящики «Для обращений и заявлений».

В документе указывают следующую информацию:

- Кому адресована жалоба. Здесь пишут ФИО и должность прокурора, полное наименование прокуратуры, ее адрес.

- От кого эта жалоба. Указывают ФИО работника, адрес и номер телефона для связи.

- Наименование документа. Можно написать «жалоба» или «обращение».

- Факты нарушения трудовых прав. Описывают, какие именно права нарушил работодатель (статью ТК РФ), каким образом. Также указывают наименование или ФИО работодателя, его ИНН, ОГРН, адрес, другие данные.

- Просьбу. Как правило, просят разобраться в ситуации и принять меры.

Документ заканчивают подписью работника и датой подачи в прокуратуру. Если к жалобе гражданин прикладывает какие-либо подтверждающие бумаги, то этот факт нужно указать в тексте в виде пронумерованного списка. Такими документами могут быть расчетные15листки, трудовой договор, копии платежных ведомостей и прочие бумаги, доказывающие допущенные нарушения.

Обращение в суд. ТК РФ ст. 391. В суд следует обратиться не с жалобой, а с исковым заявлением. Обязательного требования сначала уладить спор с работодателем в досудебном порядке нет, работник вправе сразу использовать для защиты прав именно эту инстанции. Но, как правило, к судебной защите прибегают в самых крайних случаях, например, при незаконном увольнении.

Преимущество обращения в суд заключается в том, что проверяются не вообще все возможные нарушения норм трудового законодательства, а конкретная ситуация, непосредственно касающаяся работника. Результатом положительного решения станет не только наказание работодателя, но и его действия в пользу работника: восстановление на работе, выплата компенсации за вынужденный пропуск работы, возмещение морального вреда.


Несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования споров препятствует рассмотрению иска. Данное положение закреплено и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей». При этом необходимо иметь в виду, что истечение установленного законодательством срока на предъявление гражданином претензии не является основанием к отказу в судебной защите, так как это противоречит ст. 46 Конституции РФ.

Таким образом, следует иметь в виду, что в соответствии с правилами предоставления отдельных видов услуг и продажи товаров судья должен будет отказать в приеме искового заявления, если потребителем не был соблюден предварительный досудебный порядок разрешения спора и такая возможность не утрачена.

В соответствии со ст. ст. 21, 352 ТК РФ, работник имеет право на защиту трудовых прав и законных интересов всеми не запрещенными законом способами, одним из основных в которых является способ обращения за защитой в суд. Судебную защиту следует признать универсальным и наиболее распространенным, в сегодняшней сложившейся практике, способом защиты субъективных прав, свобод и законных интересов, предусмотренных различными отраслями права, поскольку она типична для любых субъектов правоотношений.

Особенность судебной защиты трудовых прав работников заключается в том, что процесс рассмотрения трудового спора в суде регламентируется не только нормами трудового права, но и права гражданского процессуального, основанными на различных принципах

Реализуя свое право на судебную защиту, работники сталкиваются с определенными проблемами реализации судебной защиты. Зачастую рассмотрение трудового спора в суде затягивается на период до двух лет, особенно при необходимости назначения экспертизы. Кроме того, это обусловлено огромной загруженностью судов в России. Судебные процессы откладываются, переносятся. Это порождает нежелание работников обращаться в суды за защитой своих прав.

В соответствии со ст.2 ГПК РФ, судебная защита представляет собой сложное социально-правовое явление, предполагающее наличие как минимум трех компонентов:

– система специальных государственных органов, призванных осуществлять защиту прав и законных интересов путем осуществления правосудия в границах и порядке, установленных развитой системой материального и процессуального права;

– свободный доступ к правосудию, в котором реализуется право каждого заинтересованного лица обратиться в суд в целях защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса .