Файл: Методические указания лабораторных занятий для студентов очного обучения по специальности 15. 02. 10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Инструктаж по технике безопасности должен быть зафиксирован в специальном журнале, где каждый студент должен расписаться.
При выполнении лабораторных работ необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:
Категорически запрещается:
-
трогать руками оголенные провода и части приборов, находящихся под напряжением, даже если оно не велико; -
прикасаться к вращающимся частям электродвигателей; -
заменять или брать оборудование или приборы с других мест без разрешения преподавателя или лаборанта; -
отходить от приборов и машин, находящихся под напряжением или оставлять схему под напряжением.
Помните, что электрический ток, проходящий через тело человека, величиной в 0,025 А уже является опасным для жизни человека.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
Тема: Исследование силового однофазного двухобмоточного трансформатора методом холостого хода и короткого замыкания.
-
Цель работы
Ознакомиться с устройством трансформатора. Определить опытным путём рабочие характеристики трансформатора. Усвоить практические приемы лабораторного исследования трансформатора.
1.2 Подготовка к работе
1. Повторить теоретический материал:
- устройство и принцип действия силового трансформатора;
- схема замещения силового трансформатора;
- понятие холостого хода и короткого замыкания;
- рабочие и внешняя характеристики трансформатора.
2. Подготовить таблицы для данных и построения графиков.
-
Теоретические сведения
Устройство и принцип действия силового трансформатора
Рис 1.1 Устройство трансформатора
Рис 1.2 Принцип действия трансформатора
-
Опыт холостого хода и короткого замыкания
Рис 1.3 Схемы опыта х.х. однофазного трансформаторов
Порядок выполнения опыта холостого хода
1. Проверить правильность собранной схемы (рис 1.3).
2. Включать установку только после разрешения преподавателя! Установить рукоятку регулятора напряжения на «0».
3. Плавно увеличивая напряжение довести его до 0,4·U1ном и снять показания I0, Р0, U20.
4. Занести показания приборов в таблицу 1.1.
Таблица 1.1 – Опыт холостого хода
№ | Измерения | Вычисления | |||||||||||||
U1, В | I0, А | Р0, Вт | U20, В | i0,% | cosφ0 | k | |||||||||
1 | 0,4U1ном | | | | | | | | |||||||
2 | 0,6U1ном | | | | | | | | |||||||
3 | 0,8U1ном | | | | | | | | |||||||
4 | 0,9U1ном | | | | | | | | |||||||
5 | U1ном | | | | | | | | |||||||
6 | 1,1U1ном | | | | | | | |
5. Проделать п.3 для значений 0,6U1ном; 0,8U1ном; 0,9U1ном; U1ном; 1,1U1ном.
6. Определить i0,%; cosφ0; k .
7. Построить графики зависимостей I0 = f(U1), Р0 = f(U1), cosφ0= f(U1).
Опыт короткого замыкания
Рис. 1.4. Схемы опыта к.з. трансформаторов однофазного (а), трехфазного (б)
Порядок выполнения опыта короткого замыкания
-
После проверки правильности собранной схемы (рис 1.4), напряжение подводят к обмотке ВН, ток которой меньше. Вторичную обмотку замыкают накоротко медным проводом большого сечения, чтобы не создавать значительного сопротивления в цепи. -
Устанавливают рукоятку РНО или РНТ на «0», включают рубильник. -
Повышая напряжение с помощью РНО или РНТ изменяют величину тока к.з. I1к=I1н. -
Снимают показания приборов при значениях тока 0,4 I1н;0,6 I1н; 0,8 I1н; I1н; 1,2 I1н. -
Занести показания приборов в таблицу 1.1.
Таблица 1.1 – Опыт холостого хода
№ | Измерения | Вычисления | |||||||||||||
U1, В | I0, А | Р0, Вт | U20, В | i0,% | cosφ0 | k | |||||||||
1 | 0,4 I1н | | | | | | | | |||||||
2 | 0,6 I1н | | | | | | | | |||||||
3 | 0,8 I1н | | | | | | | | |||||||
4 | I1н | | | | | | | | |||||||
5 | 1,2 I1н | | | | | | | |
-
Стоят рабочие характеристики Iк = f(Uк); Рк = f(Uк); Cosφк = f(Uк);
а) б)
Рис 1.5 Характеристики а) холостого хода; б) короткого замыкания.
Контрольные вопросы:
-
Объясните устройство и принцип действия трансформатора. -
Что такое трансформатор, коэффициент трансформации, внешняя характеристика, рабочие характеристики, понятие холостого хода и короткого замыкания? -
Порядок проведения опыта х.х. и к.з.
Вывод: ознакомился с устройством трансформатора. Определил опытным путём рабочие характеристики трансформатора. Усвоил практические приемы лабораторного исследования трансформатора.
Содержание отчета
-
Номер, тема и цель работы. -
Паспортные данные трансформаторов, измерительных приборов и регулятора напряжения. -
Схемы включения однофазного трансформатора при опытах х.х. и к.з. (рисунок 1.1). -
Ход работы. -
Результаты измерений и расчетов (таблицы 1.1…1.4). -
Характеристики х.х. и к.з. (рисунок 1.2), внешние характеристики и графики зависимости КПД трансформатора от нагрузки (рисунок 1.3). -
Ответы на контрольные вопросы. -
Вывод о проделанной работе.
Литература
-
Кацман М. М. Электрические машины – М.: Высшая школа, 2000г., с. 43…50. -
Кацман М.М. Лабораторные работы по электрическим машинам и электрическому приводу: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - 4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008г. – 256 с.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
Тема: Исследование силового трехфазного двухобмоточного трансформатора методом холостого хода и короткого замыкания.
-
Цель работы
Ознакомиться с устройством трансформатора. Определить опытным путём рабочие характеристики трансформатора. Усвоить практические приемы лабораторного исследования трансформатора.
1.2 Подготовка к работе
1. Повторить теоретический материал:
- устройство и принцип действия силового трансформатора;
- схема замещения силового трансформатора;
- понятие холостого хода и короткого замыкания;
- рабочие и внешняя характеристики трансформатора.
2. Подготовить таблицы для данных и построения графиков.
-
Теоретические сведения
Устройство и принцип действия силового трансформатора
Рис 1.1 Устройство трехфазного трансформатора
-
Опыт холостого хода и короткого замыкания
Рис 1.2 Схемы опыта х.х. трехфазного трансформатора
Порядок выполнения опыта холостого хода
1. Проверить правильность собранной схемы (рис 1.2).
2. Включать установку только после разрешения преподавателя! Установить рукоятку регулятора напряжения на «0».
3. Плавно увеличивая напряжение довести его до 0,4·U1ном и снять показания I0, Р0, U20.
4. Занести показания приборов в таблицу 1.1.
Таблица 1.1 – Опыт холостого хода
№ | Измерения | Вычисления | |||||||||||||
U1, В | I0, А | Р0, Вт | U20, В | i0,% | cosφ0 | k | |||||||||
1 | 0,4U1ном | | | | | | | | |||||||
2 | 0,6U1ном | | | | | | | | |||||||
3 | 0,8U1ном | | | | | | | | |||||||
4 | 0,9U1ном | | | | | | | | |||||||
5 | U1ном | | | | | | | | |||||||
6 | 1,1U1ном | | | | | | | |