Файл: Методические указания лабораторных занятий для студентов очного обучения по специальности 15. 02. 10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Проделать п.3 для значений 0,6U1ном; 0,8U1ном; 0,9U1ном; U1ном; 1,1U1ном.
6. Определить i0,%; cosφ0; k .
7. Построить графики зависимостей I0 = f(U1), Р0 = f(U1), cosφ0= f(U1).
Опыт короткого замыкания
Рис. 1.3. Схемы опыта к.з. трехфазного трансформатора
Порядок выполнения опыта короткого замыкания
-
После проверки правильности собранной схемы (рис 1.3), напряжение подводят к обмотке ВН, ток которой меньше. Вторичную обмотку замыкают накоротко медным проводом большого сечения, чтобы не создавать значительного сопротивления в цепи. -
Устанавливают рукоятку РНО или РНТ на «0», включают рубильник. -
Повышая напряжение с помощью РНО или РНТ изменяют величину тока к.з. I1к=I1н. -
Снимают показания приборов при значениях тока 0,4 I1н;0,6 I1н; 0,8 I1н; I1н; 1,2 I1н. -
Занести показания приборов в таблицу 1.1.
Таблица 1.1 – Опыт короткого замыкания
№ | Измерения | Вычисления | |||||||||||||
U1, В | I0, А | Р0, Вт | U20, В | i0,% | cosφ0 | k | |||||||||
1 | 0,4 I1н | | | | | | | | |||||||
2 | 0,6 I1н | | | | | | | | |||||||
3 | 0,8 I1н | | | | | | | | |||||||
4 | I1н | | | | | | | | |||||||
5 | 1,2 I1н | | | | | | | |
-
Стоят рабочие характеристики Iк = f(Uк); Рк = f(Uк); Cosφк = f(Uк);
а) б)
Рис 1.4 Характеристики а) холостого хода; б) короткого замыкания.
Контрольные вопросы:
-
Объясните устройство и принцип действия трансформатора. -
Почему мощность х. х. принимают за магнитные потери, а мощность к. з. – за электрические потери? -
Порядок проведения опыта х.х. и к.з.
Вывод: ознакомился с устройством трансформатора. Определил опытным путём рабочие характеристики трансформатора. Усвоил практические приемы лабораторного исследования трансформатора.
Содержание отчета
-
Номер, тема и цель работы. -
Паспортные данные трансформаторов, измерительных приборов и регулятора напряжения. -
Схемы включения однофазного трансформатора при опытах х.х. и к.з. (рисунок 1.2; 1.3). -
Ход работы. -
Результаты измерений и расчетов (таблицы 1.1…1.2). -
Характеристики х.х. и к.з. (рисунок 1.4). -
Ответы на контрольные вопросы. -
Вывод о проделанной работе.
Литература
-
Кацман М. М. Электрические машины – М.: Высшая школа, 2000г., с. 43…50.
Кацман М.М. Лабораторные работы по электрическим машинам и электрическому приводу: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - 4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Акад
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
Тема: Опытное определение групп соединения обмоток трехфазных двухобмоточных трансформаторов.
Цель: Экспериментально подтвердить теоретические сведения о группах соединения трансформаторов и приобрести практические навыки по опытному определению групп соединения трехфазных трансформаторов.
Студент должен знать
-
группы соединения обмоток трехфазных трансформаторов; -
влияние схемы соединения на отношение линейных напряжений; -
группы соединения трансформаторов - основные и производные; -
группы соединения, предусмотренные ГОСТ;
уметь:
-
определять группу соединения трансформатора методами фазометра и вольтметра, строить топографические диаграммы линейных напряжений для разных групп соединения и определять напряжение между точками диаграммы.
Теоретическое обоснование
При анализе результатов лабораторной работы необходимо иметь в виду следующее:
-
Группы соединения трансформаторов определяются не только схемой соединения обмоток ВН и НН, но и маркировкой их выводов (направлением намотки). -
Исследованные в лабораторной работе четыре группы соединения являются основными и каждая из них, может быть преобразована в две производные группы соединения путем круговой перемаркировки выводов обмоток либо на стороне ВН, либо на стороне НН; следует указать, какие производные группы соединения могут быть получены из каждой основной. -
Необходимо отметить, какие из групп соединения, рассмотренных в данной работе, предусмотрены ГОСТ.
В данной работе воспользуемся обоими методами - сначала методом фазометра, а затем методом вольтметра.
Определение группы соединения. При опытном определении группы соединения трансформаторов наибольшее применение получили два метода: метод фазометра, основанный на непосредственном измерении угла фазового сдвига между соответствующими линейными напряжениями обмоток ВН и НН; метод вольтметра, основанный на измерении напряжений между выводами обмоток ВН и НН и сравнением этих напряжений с напряжениями, полученными в результате расчетов.
Рисунок 2.1 - Схемы соединения обмоток трехфазного двухобмоточного трансформатора для опытного определения групп соединения
Ход работы
Собрав схему, показанную на рисунок 2.1 а, включают трансформатор в сеть и измеряют угол α фазового сдвига между линейными напряжениями Uав и uаb (метод фазометра). Затем соединяют проводом клеммы А и а (пунктирная линия на рисунке) и вольтметром измеряют напряжения UbB и UсС (метод вольтметра), которые должны быть одинаковыми и равными значению
UbB= UcC = Uab(kл - 1) (2.1)
где
kл = UAB/Uab(2.2)
Результаты измерений и вычислений заносят в таблицу 2.1.
Построение топографической диаграммы. Выбрав масштаб напряжения mu(В/мм), строят топографическую диаграмму линейных напряжений, соответствующих схеме рисунок 2.1, а, с учетом измеренного угла а фазового сдвига между векторами линейных напряженийUАВ и Uаb(рисунок 2.2, а). Измерив расстояния между точками диаграммы В - b и С - с, определяют напряжения
UbB = ·mu; UсC = ·mu (2.3)
где mu - масштаб напряжения, принятый при построении топографической диаграммы, В/мм.
Полученные по (2.3) напряжения должны быть одинаковыми и равными измеренным и вычисленным по (2.1) значениям напряжений, что будет свидетельствовать о правильно выполненных измерениях, вычислениях и построениях.
При опытном определении групп соединения, соответствующих схемам рисунок 2.1, б, в и г, следует придерживаться изложенного порядка для схемы по рисунку 2.1, а, но при вычислении напряжений UbB и UсСнеобходимо пользоваться формулами: рисунка 2.1, б
UbB= UсС = Uxy(kл + 1) (2.4)
рисунок 2.1, в
UbB= UсС = Uab
(2.5)
рисунок 2.1, г
UbB= UсС = Uxy (2.6)
Рисунок 2.2 - Топографические диаграммы линейных напряжений нулевой (а), шестой (б), одиннадцатой (в) и пятой (г) групп соединения
Таблица 2.1 – Результаты измерений
Схемы соединения обмоток | Измерения | Вычисления | Топографическая диаграмма | Группа соединения | ||||||||
UAB, В | Uаb, В | α, град | UbB, В | UcC, В | kл | UbB = UcC, В | | | ||||
Рис. 2.1, а Рис. 2.1, б Рис. 2.1, в Рис. 2.1, г | | | | | | | | Рис. 2.2, а Рис. 2.2, б Рис. 2.2, в Рис. 2.2, г | |
Контрольные вопросы
-
Чем определяется группа соединения трансформатора? -
Какие группы соединения могут быть получены при одинаковой схеме соединения обмоток ВН и НН? -
Какие группы соединения называют основными, а какие - производными? -
Перечислите группы соединения, предусмотренные ГОСТ, нарисуйте соответствующие им схемы соединения обмоток и топографические диаграммы. -
В чем состоит метод фазометра при определении группы соединения трансформатора? -
С какой целью при определении группы соединения по методу вольтметра соединяют выводы А - а (см. рисунок 2.1, а)?
Содержание отчета
-
Номер, тема и цель работы. -
Паспортные данные трансформатора, фазометра и вольтметра. -
Схемы соединения обмоток трехфазного двухобмоточного трансформатора для опытного определения групп соединения (рисунок 2.1). -
Ход работы. -
Результаты измерений и расчетов (таблица 2.1). -
Топографические диаграммы линейных напряжений. -
Контрольные вопросы. -
Вывод о проделанной работе.