Файл: Методические указания лабораторных занятий для студентов очного обучения по специальности 15. 02. 10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Литература

  1. Кацман М. М. Электрические машины – М.: ВШ, 2000, с.61…65.

  2. Кацман М.М. Лабораторные работы по электрическим машинам и электрическому приводу: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - 4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008г. – 256 с.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

Тема: Исследование трехфазного асинхронного двигателя методом непосредственной нагрузки.

Цель:Изучить конструкцию трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором; освоить приемы опытной проверки обозначений выводов обмотки статора и экспериментального исследования асинхронного двигателя методом непосредственной нагрузки.

Студент должен знать:

  • принцип действия и устройство трехфазного асинхронного двигателя;

  • понятие о скольжении;

  • электромагнитный момент асинхронного двигателя;

  • зависимость момента от скольжения; перегрузочная способность асинхронного двигателя;

  • рабочие характеристики трехфазного асинхронного двигателя.

уметь:

  • экспериментально проверять обозначение выводов обмотки статора;

  • собирать схему, производить пробный пуск двигателя и реверсирование двигателя.


Теоретическое обоснование

При анализе результатов лабораторной работы в первую очередь следует сделать заключении о соответствии данных номинального режима, полученных экспериментально, паспортным данным электродвигателя. Затем, анализируя рабочие характеристики, нужно объяснить двигателя вид полученных графиков.

Например, график тока I1 = f(P2) не выходит из начала координат, так как в режиме х. х. (Р2 = 0) двигатель потребляет из сети ток х. х. I10, обусловленный потерями х. х.

Характеристика частоты вращения n2 = f(Р2) имеет падающий вид, т. е. с ростом нагрузки частота вращения ротора уменьшается. Это объясняется ростом скольжения s. При этом чем больше активное сопротивление обмотки ротора r'2, тем больше наклон этой характеристики к оси абсцисс, так как увеличение r'2 вызывает рост электрических потерь в цепи ротора , а следовательно, рост скольжения, величина которого пропорционально электрическим потерям в роторе
s = Рэ2/Рэм.

Небольшое значение коэффициента мощности со2 в зоне малых нагрузок двигателя объясняется тем, что в режиме х. х. и при небольшой нагрузке двигателя ток статора меньше номинального и в значительной части является намагничивающим током, имеющим фазовый сдвиг относительно напряжения сети близкий к 90°.

Значительная величина намагничивающего тока в асинхронных двигателях обусловлена наличием воздушного зазора между статором и ротором. С ростом нагрузки двигателя ток I1, потребляемый двигателем из сети, увеличивается в основном за счет активной составляющей, что и способствует росту коэффициента мощности со2.
Ход работы

  1. Проверка обозначения выводов обмотки статора.

Для правильного соединения обмотки статора в звезду или в треугольник необходимо точно знать маркировку выводов обмотки статора. Это делают следующим образом. Сначала определяют пары выводов каждой фазной обмотки статора. Это можно сделать с помощью «сигнальной» лампы, включенной, как это показано на рисунке 5.2, а. Прикоснувшись концом одного из проводов этой лампы какого-либо вывода обмотки статора, концом другого провода, подключенного к сети, касаются поочередно других выводов обмотки. При прикосновении к одному из выводов лампа загорается. Это свидетельствует о том, что пара выводов, которых ка­раются в данный момент концы проводов, принадлежат одной фазной обмотке. Эту пару выводов отмечают и переходят к отысканию выводов второй, а затем и третьей фазных обмоток.

Затем определяют начала и концы каждой фазной обмотки. Для этого, обозначив произвольно начала и концы всех трехфазных обмоток соединяют последовательно какие-либо две из них (например, фазные обмотки А и В), как это показано на схеме рисунок 5.2, б, и подключают их к источнику переменного тока. Последовательно в цепь включают резистор r такого сопротивления, чтобы ток в цепи этих обмоток превысил номинального значения. К оставшейся третьей фазной обмотке подключают вольтметр (можно воспользоваться «сигнальной лампой). Если предварительная маркировка выводов обмоток А и В была правильной, то вольтметр, подключенный к выводам фазы С, не покажет напряжения (лампа не загорится). Объясняется это тем что ось результирующего потока фазных обмоток А и В Ф = ФА

+ ФВ направлена под углом 90° к оси фазной обмотки С и поэтому не наводит в ней ЭДС. Если же предварительная маркировка выводов одной из обмоток, например обмотки В, оказалась неправильной и схема имела вид, представленный на рисунке 5.2, в, то ось результирующего потока обмоток А и В совпадает с осью фазной обмотки С и наводит в той обмотке некоторую ЭДС, при этом вольтметр на выводах обмотки С покажет напряжение (лампа загорится).

2) Схема включения и пробный пуск двигателя. Схема включения двигателя (см. рисунок 5.1) содержит двухэлементный ваттметр, предназначенный для измерения активной мощности, потребляемой двигателем из сети. Токовые катушки этого ваттметра включены в сеть через измерительные трансформаторы тока. После проверки схемы преподавателем осуществляют пробный пуск двигателя замыканием рубильника. Предварительно следует замкнуть ключ 2, шунтирующий амперметр А, с целью предохранения его от чрезмерно большого пускового тока двигателя. Затем двигатель отключают от сети и меняют местами любую пару проводов, соединяющих обмотку статора с сетью. В этом случае вращающееся поле статора при включении обмотки статора в сеть будет вращаться в направлении, противоположном тому, какое было до переключения проводов. Другими словами, произойдет реверс двигателя, т. е. его ротор будет вращаться в другую сторону.

3) Снятие данных и построение рабочих характеристик. Замкнув рубильник 1 (при замкнутом ключе 2), включают двигатель в сеть (см. рисунок 5.1). Затем, разомкнув ключ 2, с помощью электромагнитного тормоза (ЭМТ) либо другого нагрузочного устройства создают на валу двигателя нагрузочный момент М и увеличивают его до тех пор, пока ток в цепи статора не достигнет значения I1 = 1,2I1ном. При этом через приблизительно одинаковые интервалы тока I1 снимают показания приборов и заносят их в таблицу 5.1. Первый отсчет по приборам делают в режиме х. х. (М2 = 0). Всего необходимо снять не менее пяти показаний, из них одно должно соответствовать номинальному режиму (I1 = I1ном).



Рисунок 5.1 - Схема включения трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором для исследования методом непосредственной нагрузки




Рисунок 5.2 - Схемы для определения выводов «начало» и «конец»

фазных обмоток статора асин­хронного двигателя
Затем выполняют расчеты: подводимого к двигателю мощность (Вт)
P1 = P'1kтCw; (5.1)
полезная мощность двигателя – мощность на валу (Вт)
P2 = 0,105М2n2, (4.2)

если Ма измеряется в кГ·М, то
Р2 = 1,03M2 n2 ; (5.3)
КПД двигателя

(5.4)
коэффициент мощности

(5.5)
Скольжение
(5.6)
где kт - коэффициент трансформатора тока;

M2 - нагрузочный момент, Нм;

n2 - частота вращения ротора, об/мин;

Сw - цена деления ваттметра, Вт/дел.

По данным таблицы 5.1 строят рабочие характеристики двигателя (на одной координатной сетке); I1; n2; М2; η; s; cosφ = f(P2), примерный вид которых показан на рисунке 5.3.



Рисунок 5.3 – Рабочие характеристики трехфазного асинхронного двигателя
Таблица 5.1 – Результаты измерений и расчетов

Номер измерения

Измерения

Вычисления

U1,

В

I1,

А

P'1,

дел

n2,

об/мин

M2,

Н∙м

P1,

Вт

P2,

Вт

η,

%

cosφ

s




































































Контрольные вопросы

  1. На чем основан принцип действия асинхронного двигателя?

  2. Что такое скольжение, и каким, оно обычно бывает у асинхронных двигателей общего применения?

  3. С какой целью у асинхронного двигателя обычно делают все шесть выводов обмотки статора?

  4. Как определить начало и конец фазной обмотки статора?

  5. Что такое реверс и как его осуществить в трехфазном асинхронном двигателе?

  6. В чем сущность метода непосредственной нагрузки при исследовании асинхронного двигателя

  7. Какие характеристики асинхронного двигателя называют рабочими?

  8. Почему относительная величина тока х. х. у асинхронного двигателя больше, чем у трансформатора такой же мощности?

  9. Как изменится вращающий момент асинхронного двигателя, если напряжение на его выводах обмотки статора уменьшить в раз?

  10. Что такое перегрузочная способность, асинхронного двигате­ля и какова, ее зависимость от напряжения питания двигателя?


Содержание отчета

  1. Номер, тема и цель работы.

  2. Схема опыта (рисунок 5.1).

  3. Ход работы.

  4. Паспортные данные асинхронного двигателя, измерительных приборов и регулировочных устройств.

  5. Результаты измерений и расчетов (таблица 5.1).

  6. Рабочие характеристики двигателя.

  7. Ответы на контрольные вопросы.

  8. Вывод о проделанной работе.


Литература

  1. Кацман М. М. Электрические машины. – М.: Высшая школа, 2000, с. 100…101; 137…145; 162…175.

  2. Кацман М.М. Лабораторные работы по электрическим машинам и электрическому приводу: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - 4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008г. – 256 с.



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5