Файл: Методические указания лабораторных занятий для студентов очного обучения по специальности 15. 02. 10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассчитав значение потребляемой мощности (Вт)
Р1= UI (14.2)
полезной мощности
P2 = 1,105M2n(14.3)
КПД двигателя (%)
η = (P2/P1)·100 (14.4)
строят рабочие характеристики двигателя в одних осях координат.
6) Составить отчет и сделать вывод о проделанной работе. Определив номинальные данные двигателя по его рабочим характеристикам, их следует сравнить с паспортными данными двигателя и сделать вывод об их соответствии.
Контрольные вопросы
-
С какой целью при пуске двигателя параллельного возбуждения на регулировочном реостате устанавливают минимальное сопротивление? -
Какие способы регулировки частоты вращения возможны в двигателях параллельного возбуждения? -
Почему регулировочная характеристика двигателя параллельного возбуждения криволинейна? -
Какие характеристики двигателя параллельного возбуждения называют рабочими? -
Почему при увеличении нагрузки двигателя параллельного возбуждения уменьшается частота вращения?
Содержание отчета
-
Номер, тема и цель работы. -
Схема опыта – рисунок 14.1. -
Паспортные данные двигателя и измерительных приборов. -
Ход работы. -
Результаты измерений и расчетов – таблицы 14.1, 14.2. -
Рабочие и регулировочные характеристики двигателя постоянного тока параллельного возбуждения. -
Ответы на контрольные вопросы. -
Вывод о проделанной работе.
Литература
-
Кацман М. М. Электрические машины. – М.: Высшая школа, 2000, с. 377…399. -
Кацман М.М. Лабораторные работы по электрическим машинам и электрическому приводу: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - 4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008г. – 256 с.
Лабораторная работа № 9
Тема: Исследование двигателя постоянного тока последовательного возбуждения.
Цель: Изучить устройство двигателя постоянного тока последовательного возбуждения и приобрести практические навыки в сборке схемы соединений, включений и регулировке двигателя, а также опытном исследовании двигателя для получения данных его основных характеристик; получить экспериментальное подтверждение теоретическим сведениям о свойствах двигателей постоянного тока последовательного возбуждения.
Студент должен знать:
-
устройство, принцип действия и характеристики двигателя возбуждения;
уметь:
-
производить пуск двигателя постоянного тока последовательного возбуждения; -
изменять направление вращения; -
регулировать скорость двигателей; -
снимать рабочие и регулировочные характеристики.
Теоретическое обоснование
Схема соединений и пробный пуск двигателя. Схема соединений двигателя последовательного возбуждения (рисунок 15.1) включает в себя двухзажимный пусковой реостат ПР, регулировочный реостат rрг, шунтирующий обмотку возбуждения (подключается к обмотке возбуждения ключом К) и два амперметра: А1 - для измерения тока якоря Iа и А2 для измерения тока в обмотке возбуждения (при разомкнутом ключе К оба амперметра дают одинаковые показания). Напряжение сети контролирует вольтметр V.
В качестве нагрузочного устройства в схеме предусмотрен электромагнитный тормоз ЭМТ. Возможно применение и других нагрузочных устройств. Особенностью пуска двигателей последовательного возбуждения является необходимость пуска их под нагрузкой не менее 25% от номинальной. Объясняется это тем, что частота вращения якоря двигателя обратно пропорциональна магнитному потоку Ф, который при ненасыщенной магнитной цепи пропорционален току в обмотке возбуждения Iв, т. е. току якоря Iа, так как в рассматриваемом двигателе (при разомкнутом К) Iв = I0. Поэтому при отсутствии нагрузки на валу двигателя или при недостаточной ее величине, когда ток в якоре составляет небольшую величину, частота вращения достигает недопустимо больших значений и возникает опасность «разноса» двигателя. Учитывая это обстоятельство, необходимо следить за тем, чтобы двигатель постоянно находился под нагрузкой не менее 25% от номинальной.
Создав нагрузку на двигатель, замыкают рубильник Р1 и постепенно выводят сопротивление ПР (ключ К при этом должен быть разомкнут). Затем, установив на регулировочном реостате rрг максимальное сопротивление, замыкают ключ К и медленно перемещают движок (рычаг) rрг, наблюдая за изменением частоты вращения двигателя.
Рабочие характеристики.
Эти характеристики представляют собой зависимость частоты вращения n, момента на валу М2 и полезной мощности Р2 от тока в обмотке якоря (тока нагрузки) Ia при номинальном напряжении питания U = Uном и при разомкнутом ключе К.
Включив двигатель, увеличивают нагрузку на его валу до значения, на котором Iа = 1,2 Iном. Затем двигатель постепенно разгружают до значения тока нагрузки Ia = 0,25 Iном. При этом через приблизительно одинаковые интервалы тока Iа снимают показания приборов (не менее пяти показаний) и заносят их в таблицу 15.1.
Полезная мощность двигателя (Вт)
Р2 = 0,105М2n, (15.1)
По данным таблицы строят рабочие характеристики двигателя в одних осях координат.
Характеристика n = f(Iв). После пуска двигателя увеличивают нагрузку на его валу до значения, при котором ток якоря Iа = 0,75Iном. Измерив частоту вращения, замыкают ключ К, предварительно установив на rрт наибольшее сопротивление. Затем постепенно уменьшают сопротивление rрг до тех пор, пока ток в обмотке возбуждения не достигнет значения Iв = 0,5Iа, что соответствует коэффициенту регулирования kрг = Iв/Iа = 0,5. После этого, не меняя величины сопротивления rрг, постепенно разгружают двигатель. При этом измеряют частоту вращения и ток возбуждения Iв и заносят их в таблицу 17.2. Затем строят график зависимости n = f(Iв).
Анализируя результаты лабораторной работы, необходимо, в первую очередь, установить соответствие номинальных данных исследуемого двигателя, полученных опытным путем, его паспортным данным. Далее следует проанализировать рабочие характеристики двигателя.
Из теории известно, что в зоне небольших нагрузок, соответствующих ненасыщенному состоянию магнитной системы двигателя, скоростная характеристика n= f(Iа) представляет собой график обратной пропорциональности:
n = n0,25/(Ia /I,25) (15.2)
а характеристика полезного момента Ма = f(Iа) - график квадратичной зависимости
М2 = М0,25(Iа/I0,25)2 (15.3)
В этих выражениях I0,25 и М0,25 - частота вращения и полезный
момент при нагрузке двигателя, соответствующей току якоря
I0,25 =
= 0,25Iном.
Задавшись рядом значений отношения Ia/I0,25. например 1,0; 1,6; 2,4; 3,2; 4,0, определяют соответствующие им значения n' и М'2 и заносят их в таблицу 15.3.
Рисунок 15.1 – Схема включения двигателя постоянного тока последовательного возбуждения
Ход работы
-
Ознакомиться с конструкцией двигателя и нагрузочного устройства; записать паспортные данные двигателя измерительных приборов. -
Собрать схему по рисунку 15.1, и после проверки ее преподавателем произвести пробный пуск двигателя, предварительно нагрузив его. -
При разомкнутом ключе К, снять данные и построить рабочие характеристики двигателя. -
При замкнутом ключе К, (шунтирующем обмотку возбуждения) снять данные и построить график зависимости частоты вращения от тока в обмотке возбуждения Iв.
Таблица 15.1 – Результаты измерений
Номер измерения | U, B | Iа, A | n , об/мин | М2, Нм | Р2, Вт |
| | | | | |
Таблица 15.2– Результаты измерений
n, об/мин | | | | | |
Iв, A | | | | | |
Таблица 15.3– Результаты измерений
Ia/I0,25 | 1,0 | 1,6 | 2,4 | 3,2 | 4,0 |
Ia, А | | | | | |
n', об/мин | | | | | |
М'2, Нм | | | | | |