Файл: Синтаксические нормы (2 часа).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 321

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие № 5

Тема: Синтаксические нормы (2 часа)
Ключевые слова (умейте дать определение)

Грамматика, морфология, синтаксис, синтаксические нормы, согласование, управление.
Вопросы:

1. Какие нормы называют грамматическими?

2. Какой аспект регламентируют синтаксические нормы?

3. Прочитайте примечание, найдите синтаксическую ошибку, исправьте и прокомментируйте характер этой ошибки.
Примечание: Не менее важную роль, чем правильное употребление слов, в доку­ментах играет четкость синтаксической организации текстов. Наруше­ния синтаксических норм русского литературного языка не столь час­тотны, как грамматические ошибки, однако именно эти ошибки в зна­чительной степени затрудняют восприятие текста.

Нарушение порядка слов, рассогласование подлежащего со сказуе­мым, определения с определяемым словом, ошибки, связанные с упот­реблением причастных и деепричастных оборотов, смещение структу­ры простого и сложного предложения и целый ряд других ошибок часто делают высказывание маловразумительным и сумбурным, не от­вечающим базовому требованию, предъявляемому к языку деловых бумаг, — требованию точности, не допускающей иного толкования.
Задание 1

Охарактеризуйте приведенный отрывок диалога с точки зрения нормативности используемой лексики и укажите грамматические ошибки.

А. — Вот теперь мы вложились, а вы нам кислород перекрываете с новыми тарифами. Это значит, всё пере­считывать, так, все бумаги по новой оформлять, бе­гать по коридорам.

Б. — Ну так а что вы от нас-то хотите? Мы, что ли, их уста­навливаем?..

А. — Не вы, конечно, но если б вы нам об этом раньше предъявили, мы бы, конечно, на это не пошли...
Задание 2

Исправьте грамматические ошибки в предложениях. Обратите внимание, в каждом предложении допущено две грамматических ошибки.

1. Высокий разговорчивый южан рисовал что-то в альбоме синим и желтым акварелем.

2. Деловой человек не станет тратить время на сочувствие о чем-то неважном, он относится ко всему более серьезнее.

3. Кризис в производстве был тяжел для страны и временно продолжительным.

4. В виду прошедшей модернизации обоих фирм стоит пересмотреть прежние договоренности.


5. Определив кадровую политику, начальнику необходимо донести информацию и замотивировать коллектив.
Задание 3

Составьте сложные предложения с приведенными глаго­лами исоюзами «что», при необходимости используя указательное местоимение «о том».

доложить..., (что)

рапортовать…,(что)

высказывать мнение..., (что)

излагать соображения по вопросу…, (что)

обосновывать свои выводы сведениями..., (что)

обвинять..., (что)

справиться..., (что)
Задание 4

Исправьте ошибки, связанные с употреблением производных предлогов.

1. Благодаря травме этот перспективный спортсмен пропустит следующий сезон.

2. Вследствие наступающих холодов необходимы дополнительные затраты на отопление производственных помещений.

3. Служащие приняли решение поступить наперекор приказов начальства.

4. Согласно трудового законодательства принудительный труд запрещен.
Задание 5

Исправьте ошибки в конструкциях с предлогом "о".

  1. Директор подробно остановился о разных сторонах проблемы. 2. Всем нужно объяснять о роли налогов. 3. Об этом администрация указала еще в прошлом году. 4. Не­однократно подчеркивалось о том, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования. 5. Докладчик неоднократно отмечал о том, что производ­ственные показатели снизились.



Задание 6

Найдите и исправьте ошибки в управлении.

1. Нашему департаменту поручено руководство и помощь местным организациям.

2. В сложной экономической ситуации необходимо найти новые пути по решению проблем.

3. Избиратели надеются и верят своему кандидату.

4. Необходимо в кратчайшие сроки заплатить пошлину.

5. Я не удивлен тому, что компания обанкротилась.
Задание 7

Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов. Обратите внимание: в каждом предложении допущены две ошибки.

1. Проект, задумавшийся в течение нескольких лет, наконец реализован благодаря ученому-самородку, приехавшего из глубинки.

2. Вопрос с разногласиями фирм, конкурирующими на российском рынке ценных бумаг, не может быть решен без урегулирования конфликта на основе личной неприязни, возникающей между главами компаний.
Задание 8

Исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота.



1. Проверяя отчеты, меня все время отвлекал телефон.

2. Анализируя результаты рекламной кампании, был обнаружен ряд стратегических ошибок в позиционировании бренда.

3. Желая спасти фирму, директору пришлось уволить треть сотрудников.

4. Обнаружив недостачу, увольнение главного бухгалтера никого не удивило.

5. Разработав дизайн товара, производителю необходимо зарегистрировать товарный знак.

6. Рано лишившись родителей, ему пришлось самому зарабатывать на жизнь.
Задание 9.

Перепишите текст, расставив знаки препинания. В тексте могут быть отступления от пунктуационного стандарта.

Красная женская школа стояла напротив серой мужской построенной пятью годами позже как будто специально для того чтобы оповещать о разумной парности мира но также и для того чтобы дух соревнования не разливался бессмысленно по всему району а мог бы сосредоточенно явиться над двумя этими крышами и воссиять голубем над достойнейшей а именно женской и по успеваемости и по поведению и по травматизму в отрицательном разумеется показателе всегда лидирующей.

Считалось что в красной школе и педагогический состав лучше и буфетчица меньше ворует и дворник бойчее скалывает лед зимой и усерднее гоняет пыль по дорожке в летнее время.
Задание 10

Прочитайте предложения и объясните характер ошибки. Исправьте ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого.

1. На заседании, на котором присутствовали более 70 % членов Совета, большинство одобрили новый план развития компании.

2. Несколько важных замечаний по организации благотворительной акции, с которой на тот момент уже приняли участие 231 человек, было высказано руководству фонда представителями Попечительского совета.

3. Миллион рублей потрачено на то, чтобы тысяча человек отдохнуло в санатории по льготным путевкам.
Задание 11

Исправьте ошибки в употреблении однородных членов, допущенные в предложениях и тексте шуточной открытки.

1. Мы провели собеседование с новой секретаршей, с большим опытом работы и с приятным парижским акцентом.

2. При проведении рекламной кампании стоит учитывать как запросы целевой аудитории, но и рекламную политику основных конкурентов.

Задание 12.

Обратите внимание на порядок слов в предложениях. Измените его, запишите в исправленном виде.

1. Нам предложили поселиться в новой гостинице для туристов со всем набором услуг.

2. Мы не только любовались красотой заката, но и окружающей воды.

3. Изложенные факты в объяснительной записке не выглядят убедительными.
Задание 13.

Найдите и исправьте ошибки в конструкциях сложных предложений.

1. Чувства, которые чистые и бескорыстные, тоже исчезают.

2. И как жестокий укор на католической иконе остается висеть браслет, который героиня вернула ему со своим мужем.

3. Боги, каких человек выбирает, меняются с развитием общества.

4. Салют – это когда много-много огней и очень красиво.

5. Журналист, с которым я познакомилась, он был старше меня всего на два года.
Задание 14.

Запишите предложения с деепричастным оборотом, используя для создания деепричастия глаголы.

Он видит, собака сидит, ты идешь, цветы распустились, пешеход перешел, шар крутится, он вошел.
Задание 15.

Какова разница в значении и употреблении предлогов вследствие, ввиду?

Вследствие жарких июньских дней земля согрелась.

Ввиду предстоящих заморозков саженцы надо оставить в теплице.

Прошу предоставить отпуск вследствие болезни.

Он приехал сюда вследствие сложившихся обстоятельств.
Задание 16.

Постройте сочетания с нормативным управлением.

А) Равняться (на кого, по кому), радоваться (кому, чему, за кого), прятаться (куда, где), увеселять (кого, чего), углубиться (куда, где), увешать (что, чем), добиться (с кем, чего).

Б) Удовольствие (от чего), путь (чего, к чему), приверженность (кому, чему, к кому, к чему), поддержка (кому, для кого), охота (кому, к чему), согласие (кого с кем, между кем).
Задание 17. Выберите верный вариант существительного при глаголе с отрицанием. Какими правилами Вы руководствовались в данном случае, осуществляя выбор?

Ты не знаешь ни одного исключения / одно исключение. Я не люблю луну / луны. Мальчик не ест хлеб / хлеба за обедом. Журнал / журнала я этого / этот не читаю. Он не скрывал радость / радости. Не могу не рассказать историю / истории. Он чуть не забыл урок / урока. Не знать вам тягот / тяготы войны. Я не мог не начать писать письмо / письма.