Файл: Состояние обороннопромышленного комплекса Российской Федерации..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Среди них следует отметить ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК») и ОАО «Тактическое ракетное вооружение». В составе ГК «Ростехнологии» сформированы и развиваются следующие структуры: ОАО «Российская авиаприборостроительная корпорация», включающее ОАО «Авионика», ОАО «Аэрокосмическое оборудование», ОАО «Авиаприбор-Холдинг», а также преобразуемые в ОАО ФГУП «Электроавтоматика», ФГУП «Рязанский приборный завод», ОАО «Оборонпром», включающее ОАО «Вертолеты России» и ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация».16

Кроме того, Минпромторг России и ГК «Ростехнологии» координирую деятельность предприятий и организации, входящие и не входящих в другие кор- поративные интегрированные производственные структуры. В настоящее время прорабатывается новый облик авиационной промышленности. Предполагается, что такой новый облик будет включать еще и комплекс отраслевой науки в составе ФГУП «ЦАГИ», ФГУП «ГосНИИАС», ФГУП «ЦИАМ», ФГУП «ЛИИ», ФГУП «СибНИА», ФГУП «НПП «Технология» и другие головные НИИ авиационной промышленности.

География авиационной промышленности связана с крупнейшими промышленными узлами. Важнейшие факторы размещения – удобное транспортное положение (число заводов-смежников может достигать 100 и более), стратегическая безопасность, высокая квалификация кадров.

Крупнейший научно-производственный центр авиационной промышленности – Москва. Вокруг Москвы – в Жуковском, Раменском, Балашихе, Ступино, Луховицах работают заводы, выпускающие узлы и агрегаты для авиатехники. Другие крупные центры авиастроения находятся в Нижнем Новгороде, Казани, Ульяновске, Самаре, Омске, Новосибирске, Иркутске, Комсомольске-на-Амуре.

2.3 Ракетно-космический комплекс России.


Россия является одним из главных субъектов мировой космической деятельности. Созданный ею ракетно-космический потенциал обеспечивает замкнутый цикл работ по осуществлению независимой космической деятельности от разработки и создания космических средств до получения информации для удовлетворения потребностей внутри страны на необходимом уровне и участия на мировом рынке космической продукции и услуг. Он является национальным достоянием и гордостью России.

Ракетно-космический комплекс – важнейшее звено ВПК. Ракетные системы – это средства доставки ядерных боезарядов до цели. Поэтому параллельно с осуществлением атомного проекта, шла подготовка научно-технической базы для ракетостроения. Первые центры были созданы в Подмосковье. В стенах корпорации «Энергия» (Королев) велись
работы по созданию баллистических ракет, искусственных спутников Земли, космических кораблей. На заводе им. М.В. Хруничева (Москва) строились орбитальные станции.17

Заводы по производству баллистических ракет работают в Волгограде, на Урале (Воткинск, Екатеринбург), в Сибири (Красноярск), ракет-носителей – в Самаре, Омске. Первый космодром был организован в заволжских степях – в городе Капустин Яр (Астраханская область). Со временем специализация его изменилась. Теперь там проводят испытания ракет и боевой ракетной техники. На смену Капустину Яру пришли космодромы в Архангельской области (вблизи г. Мирный) и на территории Казахстана (вблизи г.Байконур).

Плесецкий космодром (Мирный) – самая работающая космическая гавань Земли и главный военный космодром бывшего СССР и России. С Байконура стартовали пилотируемые корабли. В Амурской области создан новый российский стартовый комплекс – Свободный.

Космический потенциал включает такие составляющие, как орбитальная группировка космических аппаратов, научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, предприятия ракетно-космической промышленности (производственная база), уникальная экспериментальная база, наземный автоматизированный комплекс управления, космодромы, наземные специализированные комплексы, система подготовки кадров и собственно кадры.18

Орбитальная группировка – один из основных элементов космического потенциала и включает в свой состав КА связи и вещания, навигации и геодезии, метеообеспечения и наблюдения Земли, космические объекты, обеспечивающие выполнение пилотируемой программы.

В настоящее время в состав РКП входит 109 организаций, из них:

– конструкторские бюро (КБ) – 22;

– НИИ, НПО, НЛП, НПЦ, НТЦ – 51;

– ПО и заводы – 36.

По формам собственности ракетно-космическая промышленность характеризуется следующими показателями:

– госпредприятия – 84 (КБ – 18, НИИ, НПО, НЛП, НПЦ, НТЦ – 45, ПО и заводы – 21);

–акционерные общества – 25 (КБ – 4, НИИ, НПО, НЛП, НПЦ, НТЦ – 6, ПО и заводы – 15).

Доля государственных организаций составляет 77%.

Из 25 акционерных обществ:

– 3 – акционерные общества с пакетом акций в федеральной собственности более 50%;

– 4 – акционерные общества с пакетом акций в федеральной собственности 25% + 1 акция;

– 6 – акционерные общества с использованием государством специального права «Золотая акция»;



– 12 – акционерные общества без госучастия.

За счет концентрации усилий и средств на приоритетных направлениях, привлечения внебюджетных источников финансирования в 2015 году удалось обеспечить надежное функционирование, восполнение и дальнейшее развитие орбитальной группировки космических аппаратов России научного и социально-экономического назначения в составе 31 КА (из 93 отечественных КА, находящихся в настоящее время на целевых орбитах).

В данном случае речь идет об изменении военной промышленности, а если говорить конкретно, то о ее переходе к гражданскому рынку. Объясняется такая стратегия очень просто: производственные мощности, которые существуют на данный момент, способны произвести значительно больше военной продукции, чем того требует фактический спрос. То есть, столько не нужно ни самой России, ни ее нынешним и потенциальным клиентам. При такой перспективе остается один очевидный маневр: переориентировать часть военных предприятий на выпуск продукции, актуальной в гражданском секторе. Таким образом, сохранятся рабочие места, заводы продолжат свою стабильную работу, а государство получит прибыль.19

Использование военных производственных ресурсов, так сказать, в мирных целях перспективно еще и по той причине, что на таких предприятиях наблюдается значительная концентрация прогрессивных технологий и специалистов, имеющих высокий уровень квалификации. Используя такую стратегию можно решить хотя бы некоторые проблемы военно-промышленного комплекса России. При этом сохраняется стабильный выпуск наиболее актуальной для армии техники.

На фоне изложенной выше информации несложно сделать вывод, что та же конверсия - это непростая задача. Ее фактически можно отнести к одной из наиболее сложных задач, которые стоят перед ВПК. Здесь простых решений нет по определению. Чтобы в данной сфере наблюдался какой-то прогресс, нужно постоянно прикладывать значительные усилия.

Еще одной проблемой, с которой приходится сталкиваться, - это неясность будущего финансирования предприятий ВПК. Военно-промышленный комплекс России может получить средства от государства только для тех предприятий, которые являются частью какой-либо федеральной программы или относятся к числу казенных производственных мощностей. Что касается иностранных инвестиций, то причин смело на них рассчитывать пока что нет.


При этом в особенно тяжелом положении могут оказаться заводы, имеющие производственные линии, которые уже устарели или же не способны выпускать широкий спектр конкурентоспособной продукции и военной в частности. Если попытаться оценить экономическое состояние оборонных предприятий в целом, то можно сделать вывод, что оно весьма неоднородно.

Суть в том, что есть заводы, продукция которых имеет определенный спрос. При этом существуют и те предприятия, которые находятся в состоянии глубокого производственного кризиса, причем независимо от того факта, принадлежат они государству или нет. Тем не менее, нужно отдавать отчет в том, что правительство фиксирует состояние некоторых составляющих ВПК. Это подтверждает факт утверждения Координационным советом основных направлений развития и стабилизации ситуации.20

К тому же в России активно происходит объединение фундаментального и прикладного научного направления в рамках деятельности военных предприятий, что значительно повышает шансы ВПК на успешное развитие и полноценное функционирование. Прилагаются также и грамотно организованные усилия для максимального соответствия продукции, которая выходит с конвейера предприятий военно-промышленного комплекса, инвестиционным ожиданиям российского и заграничного рынка.

Очевидно, что при всей непростой ситуации, сложившейся вокруг ВПК шансы на светлое будущее и прогрессивное настоящее однозначно есть. Правительство постоянно работает над тем, что провести необходимые изменения, которые позволят оборонным предприятиям работать предельно эффективно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Важной особенностью ОПК является управление со стороны государства посредством государственного оборонного заказа. Такое управление обеспечивает спрос на производство высокотехнологичной продукции пятого и шестого технологических укладов на всех этапах её жизненного цикла – исследования и обоснования разработки, непосредственной разработки, производства, эксплуатации, капитального ремонта и утилизации.

Именно за счет государственного заказа появляется возможность реализации прорывных технологий, которые для частного сектора не прошли бы «порога рентабельности». Внедрение и адаптация новых производственных и управленческих технологий позволяет оборонно-промышленному комплексу добиться роста производительности труда и повышения заработной платы, что позволяет привлекать экспертов со всего мира.

Оборонно-промышленный комплекс обладает высоким оборонно- промышленным потенциалом. К оборонно-промышленному потенциалу помимо предприятий оборонно-промышленного комплекса относят также высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты,
консалтинговые компании и другие организации, которые осуществляют две основные функции:

- проводят обучение специализированных кадров для работы в отрасли, в том числе по программам повышения квалификации, магистерским программам, которые зачастую создаются университетами непосредственно для предприятий ОПК, а предприятиями направляются сотрудники, что обеспечивает учет интересов сторон;

- помогают осуществлять разработку, поиск и внедрение на предприятия инновационных методов управленческого учета, разработку и внедрение высокотехнологичных производственных мощностей и продукции нового поколения (при достаточной интеграции с предприятиями).

Интеграция научных знаний с деятельностью ОПК позволяет оперативно интегрировать передовые инновационные технологии производства в деятельность предприятий, обучая при этом наиболее востребованные кадры на базе программ повышения квалификации и в рамках высшего образования ВУЗов.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Авдонин Б.Н., Батьковский А.М. Экономические стратегии развития предприятий радиоэлектронной промышленности в посткризисный период. М.: Креативная экономика, 2015.

  2. Авдонин Б.Н., Хрусталев Е. Ю. Методология организационно-экономического развития наукоемких производств. М.: Наука, 2014.

  3. Батьковский М.А., Булава И.В., Мингалиев К.Н. Анализ финансового состояния предприятия и внутренние механизмы его оздоровления // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 31.

  4. В.Сычев Равнение на своих // Военно-промышленный курьер. Общероссийская еженедельная газета. №10. 2014. URL: http:// vpk-news.ru/articles/19534

  5. Ежегодник ЦАМТО-2015: статистика и анализ мировой торговли оружием. URL: http://www. armstrade.org/pages/main/ magazines/yearly/report/3/ index.shtm

  6. Иванова Н.А. Повышение конкурентоспособности российских вооружений на мировом рынке // Вестник Института экономики РАН. Научный журнал. – М.: ИЭ РАН, 2015. №4. С. 316.

  7. Князьнеделин, Р.А.. Государственный заказ как инструмент промышленной политики в оборонно-промышленном комплексе: теория и практика: монография / Р.А. Князьнеделин, А.Х. Курбанов, В.А. Плотников. – СПб: ООО «Копи-Р Групп», 2015. – 240 с.

  8. Лавринов, Г.А. Экономические аспекты военно-технической политики Российской Федерации на современном этапе / Г.А. Лавринов, А.А. Косенко, Г.В. Бабкин – М.: Издательская группа «Граница», 2014. – 544 с.

  9. Путин: портфель экспортных заказов в сфере ВТС уже пре- высил $7,5 млрд // РИА Новости. URL: http://ria.ru/defense_ safety/20141105-/1031850279. html#ixzz3JvItR

  10. Пухов Р. Мировой ВПК сегодня и завтра // Военно-промышленный курьер. 2015. № 42.

  11. Центр анализа мировой торговли оружием — http://www. armstrade. org.

  12. Центр анализа стратегий и технологий — http://www. cast. ru.