Файл: Практическое задание 3, Модуль Психическое развитие ребенка дошкольного возраста слушатель Колоскова Диана Изаиловна Преподаватель Щекотихина Ирина Вячеславовна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"

Программа профессиональной переподготовки

Дошкольный педагог-дефектолог. Организация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации ФГОС ДО (620)

Дисциплина: Психология детей дошкольного возраста

Практическое задание 3, Модуль 3. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста


Выполнил:

слушатель Колоскова Диана Изаиловна

Преподаватель:

Щекотихина Ирина Вячеславовна

г. Москва – 2023




  1. Некоторые педагоги полагают, что у детей младенческого возраста не должно быть большого количества игрушек. Прокомментируйте данную точку зрения. Как можно организовать предметную деятельность детей при небольшом количестве игрушек?


Ответ.

Маленькие дети не могут концентрировать внимание на большом количестве игрушек (предметов) одновременно: если в поле зрения ребенка попадает множество интересных предметов, внимание рассеивается, происходит перенапряжение нервной системы, с которым малыш не может справиться. У ребенка первого года жизни интерес к предмету обусловлен, прежде всего, возможностями практических действий с ним: он получает удовольствие и от самого действия, и от различных изменений предмета, которые возникают благодаря его действиям, что и поддерживает активность ребенка и способствует возникновению более устойчивого интереса к предмету и его свойствам.

При организации предметной деятельности детей при небольшом количестве игрушек задача взрослого - помочь малышу разобраться, что делать с предметами, каковы их свойства (звенит, открывается, катится; гладкая, шершавая, и т.д.); перемещать ребёнка и предметы в пространстве (лёжа на боку, спине, животе, сидя, стоя, ребенок по-разному видит окружающий его мир. Он обнаруживает многоликость предметов: пирамидка, матрешка выглядят иначе, если на них смотреть сверху, а не сбоку); привлекать ребёнка к разнообразным действиям с игрушкой (бросать, стучать, собирать, открывать и т.д.); обыграть игрушку; придумать игрушке новую функцию, назначение.  




  1. Папа принес Диме (2 года 5 мес.) цветные фломастеры. Мальчик стал рисовать, но у него ничего не получалось. Он сжимал фломастер в руке, линии получались слабые и отрывистые, и на рисунке никак не получалась машинка, которую мальчик захотел нарисовать. Мама сказала, что сыну еще рано рисовать. Несмотря на это, папа настойчиво вкладывал фломастер в руку Диме и водил им по листу бумаги. «Давай сначала вместе нарисуем, а потом ты и сам сможешь», - сказал папа. Мальчику очень понравилось рисовать, и он часто просил родителей вместе с ним заняться любимым делом. Проанализируйте поведение родителей с точки зрения теории о «зоне ближайшего развития» Л.С. Выготского.


Ответ.

Для детей 2,5 лет специалисты рекомендуют активно работать над хватательной техникой. Кисти, карандаши или фломастеры подходят хорошо для того, чтобы развивать приёмы захвата пальцами, что и делал Дима в нашей ситуации. От детей нельзя требовать того, что они не смогут выполнить по естественным причинам. Но нельзя надеяться, что, получив в руки фломастер и альбомный лист, ребёнок этой возрастной группы начнёт самостоятельно использовать материалы по назначению, о чём и тревожилась мама. А папа оказал Диме помощь в зоне ближайшего развития, когда ребёнку требовалась поддержка, иными словами, данные действия явились опорой для дальнейшего развития малыша.


  1. Во время занятий Максим ведет себя пассивно, на вопросы воспитателя отвечает не уверенно, боясь вызвать смех у сверстников. Однажды воспитатель похвалил мальчика: «Молодец, сегодня ты мне ответил хорошо, я от тебя этого даже не ожидала!» При встрече с мамой воспитатель рассказала об этом успехе Максима и о том, как она его похвалила, заметив, однако, что после похвалы активность ребенка резко упала.


Вопрос: Проанализируйте данную ситуацию. Какие личностные особенности обусловливают такое поведение ребенка? Оцените действия воспитателя? Что можно посоветовать родителям и педагогам?

Ответ.

Ребенок подражает реакциям неуверенных, беспомощных родителей на события жизни. Из-за недостатка похвалы, завышенных требований, отсутствия внимания в семье и коллективе у ребёнка сформировалась заниженная самооценка, боязнь быть осмеянным, неуверенность в себе, у него нет стимула стараться делать что-то лучше. Воспитатель поступила верно, похвалив ребёнка за ответ, подчеркнув его достижение («…сегодня ты ответил хорошо»), и ошиблась, подчеркнув его личностное качество – неуверенность («я от тебя этого даже не ожидала!»). Даже если поведение пассивного, неуверенного ребенка кажется ровным, внутри он часто переживает множество эмоций. Ребёнок не умеет их выражать, поэтому существует риск различный невротических отклонений. И одна из главных задач взрослого — побуждать и поощрять эмоции дошкольника. И можно начать с подчёркивания его достижений:



- чаще хвалить, даже за небольшие успехи, не переходя на личность;

- давать несложные поручения;

- не сравнивать с другими детьми;

-не торопить с ответом.

Так как поведение ребёнка зависит от его родителей, им необходимо пересмотреть свои реакции на жизненные ситуации, оказывать малышу поддержку, либо, во избежание у ребёнка невротических ситуаций обратиться к специалистам.