Файл: 1. Операционная система Microsoft Windows. Общие сведения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- информация о разрешенных операциях доступа к файлу;
- время создания, последнего доступа и последнего изменения;
- текущий размер файла;
- признак «только для чтения»;
- признак «скрытый файл»;
- признак «системный файл»;
- признак «архивный файл»;
- признак «двоичный/символьный»;
- признак «временный» (удалить после завершения процесса).
Пользователь может получать доступ к атрибутам, используя средства,
предоставленные для этих целей файловой системой. Обычно разрешается чи­
тать значения любых атрибутов, а изменять - только некоторые. Например, пользователь может изменить права доступа к файлу (при условии, что он об­
ладает необходимыми для этого полномочиями), но изменять дату создания или текущий размер файла ему не разрешается.
Операционная система Windows обеспечивает взаимодействие с пользова­
телем с помощью графического интерфейса. Он позволяет в форме диалога с использованием окон, меню и элементов управления (диалоговые панели, кнопки и т. п.) уверенно работать в среде ОС Windows, т. е. проводить опера­
ции с файлами, запускать программы и т. д.
ОС Windows дает возможность пользователю работать с объектами файло­
вой системы различными способами. Для этого используются программы- утилиты - менеджеры файлов. В состав ОС Windows входит программа
Explorer, исполнимый файл которой имеет имя explorer.exe.
Базовые действия над объектами, создание, копирование, перемещение, переименование и удаление можно выполнять разными способами: с помощью падающего или контекстного меню, панелей инструментов, клавиатурных эк­
вивалентов или мышью.
В заключение можно выделить следующее:
- файловая система представляет собой комплекс системных программ­
ных средств, реализующих различные операции с файлами, такие как созда­
ние, уничтожение, чтение, запись, именование и поиск файлов. Под файловой системой также понимают набор всех файлов и служебных структур данных, хранящихся на внешнем носителе;
- современные файловые системы имеют иерархическую структуру, упрощающую именование файлов и их поиск;
- файл - это именованная область внешней памяти, в которую можно за­
писывать и из которой можно считывать данные;
- папка (каталог) - это особый тип файлов, которые содержат информа­
цию следующего вида: имена и тип объектов, их размеры, дату и время созда­
ния или модификации и атрибуты (свойства);
- ярлык - особый тип файла (*.lnk), содержащий ссылку, для быстрого обращения к объекту, т. е. его запуск.
11


2. Выполнение лабораторных работ
Основные принципы работы с файловой системой в разных версиях
ОС Microsoft Windows остаются неизменными, поэтому целью лабораторных работ № 1-5 является освоение этих базовых принципов работы.
Лабораторная работа № 1. Операционная система Windows: справочная
система и запуск стандартных программ
Задание 1. Знакомство с окном справочной системы
1. Ознакомьтесь с состоянием Рабочего стола операционной системы
Windows, найдите Панель задач, вызовите и изучите Главное меню.
2. Попробуйте переместить значок Корзина в правый нижний угол, если значок не перемещается, то включен режим автоматического упорядочивания.
3. Запустите из Главного меню справочную систему ОС Windows. Изучи­
те все элементы окна, предназначенные для получения ответов на вопросы по работе: содержание, поиск и другие элементы. Внешний вид окна справочной системы отличается в разных версиях ОС Windows, но способы получения справочной информации не меняются (рис. 4, а, б).
21 Спросить другого пользователя или расширить область поиска
|ф Автономная справка ’
Рис. 4. Окно справочной системы: а - в ОС Windows Vista; б - в ОС Windows ХР
Задание 2. Поиск информации в справочной системе
1.
Запустите стандартный текстовый редактор Блокнот, в новый файл Вы бу­
дете копировать ответы на вопросы из справочной системы.
Примечание. Можно запустить текстовый редактор WordPad, он позволяет размещать в файл графические объекты, например: копию всего экрана кнопкой [PrintScreen] или копию активного окна - [Alt]+[PrintScreen].
12

2. Используя разные способы работы со справкой (Содержание, Указатель и Поиск), найдите информацию по указанным терминам и скопируйте ее в свой открытый файл:
- окна: упорядочивание и изменение размеров; закрытие; копирование со­
держимого;
- компьютер: перезагрузка; завершение сеанса; выключение;
- папки и файлы: создание; выбор (выделение); копирование; поиск фай­
лов или папок;
- ярлыки: определение; создание и удаление.
3. Сохраните свой файл с полученной информацией на рабочем диске.
4. Перейдите в окне справочной системы к Содержанию (нажмите кнопку
«Домашняя страница») и найдите справку по использованию стандартных про­
граммам ОС Windows: Калькулятор, Блокнот, WordPad.
5. Покажите результат работы преподавателю.
6.
Задание 3. Использование стандартных программ
1.
Запустите программу Блокнот для создания нового файла и введите в пер­
вой строке Вашу фамилию и имя, во второй строке текст: выполнил(а) эту работу.
2. Используя справочную систему программы Блокнот, определите, как в документ вставляются текущее время и дата.
3. Используя полученную информацию, автоматически разместите в со­
зданном Вами документе после текста текущее время и дату.
4. Измените размер окна Блокнота так, чтобы рабочая область включала только введенную информацию.
5. Переместите окно Блокнота в правый верхний угол экрана.
6. Запустите программу Калькулятор.
7. Выполните несколько расчетов с Калькулятором и проверьте результат
(при необходимости изучите для этого справочную систему Калькулятора).
Скопируйте каждый полученный результат расчета в окно открыто­
го текстового документа Блокнота.
Примечание
.
При решении пользоваться только средствами Калькулятора, после вы­
полнения расчетов окно программы не закрывать. Обратите внимание на систему представ­
ления угловых величин.
8. sin 2 1 2 ° + со s 3 1 2 ° ■
45 = - 4 2 , 1 5 7.
9. 1 n 2 + 453/ 542 - 3 2 = 0,05 7.
10. Распахните окно Блокнота на весь экран.
11. Восстановите размеры окна Блокнота.
12. Перейдите в окно Калькулятора, щелкнув на нем левой кнопкой мыши, и переместите его в левый нижний угол экрана. Покажите результат работы преподавателю.
13. Используя контекстное меню, вызываемое щелчком правой кнопки мы­
ши на свободном месте панели задач, последовательно расположите окна на экране:
- каскадом;
13


- сверху вниз;
- слева направо.
14. Сверните окна Калькулятора и Блокнота в кнопки на панель задач.
15. Разверните окна Калькулятора и Блокнота.
16. Перейдите из одного окна в другое несколько раз, используя кнопки на панели задач.
17. Закройте окно Калькулятора и Блокнота, не сохраняя результаты.
18. Удалите файл со справочной информацией, созданный в задании 2.
19.
Задание 4. Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор
1.
Запустите
Калькулятор,
выберите инженерный вид и выполните несколько расчетов, при необходимости использования функций изучите справоч­
ную систему Калькулятора.
2. Каждый полученный результат копируйте в окно открытого нового тек­
стового документа Блокнота с обязательным указанием номера задания и ком­
ментарием по тексту в случае необходимости.
3. При решении пользоваться только средствами Калькулятора. Обратите внимание на текущую систему счисления и систему представления угловых ве­
личин.
4. Вычислить и проверить полученный результат, ответы для проверки да­
ны с округлением до двух знаков после запятой.
1) Вычислить площадь поверхности шара по формуле S
= 4л:Я
, если его радиус равен 24,98 см. Ответ 7 841,42 см .
2) Вычислить объем прямого параллелепипеда по известным длинам сто­
рон: a = 10,2 см; b = 20,35 см; h = 34,7 см. Ответ 7 202,68 см3.
3) Вычислить площадь произвольного треугольника со сторонами: a = 10,8 см; b = 12,6 см; c = 18,8 см.
По формуле Герона S = ^ p ( p - a)(p - b)(p - c) ,
a + b + c
2
где p — полупериметр треугольника. p = -----------. Ответ 65,18 см .
2 4) Вычислить Y = 251/2 V25 - 100 5 . Ответ —0,13.
4
v
1Л_ л/5.62 + 0.453 5) Вычислить Y = 10.2---------- —--------. Ответ 10,15.
^ q
3 6) Вычислить Y = V 252 + In 1 0 .0 2 5 ---- . Ответ 374,44.
6.3 7) Вычислить Y = s in 2( - 3 6 ° ) ( - 10)2. Ответ 34,55.
з
/ 6 8) Вычислить Y =
568,045 + 2,35---------0.001. Ответ —2,34.
cos(-65.25)
14

9) Задан многочлен
3-й степени, рассчитать его значение при х = -3,85.
„ 0,3x3 0,25x2 6.4x
Y —--------- 1--------------------- . Ответ 4,12.
5!
4!
3!
10) Задан многочлен
5-й степени, рассчитать его значение при х1 = 0,256 и х2 = -45,235.
Y —
- 0 .1х5 + 5.6x4 - 0.789x3 + 56x2 - 0.5689
Ответ 1: 3,11.
Ответ 2: 42574264,11.
11) Вычислить значения гиперболических функций (для этого использовать функцию калькулятора «Hyp»):
Y = Sh(1). Ответ 1,18.
Y = Ch(1.056). Ответ 1,61.
Y = Th(2.123). Ответ 0,97.
12) Определить значение экспоненциальной функции, для вычисления мож­
но использовать функцию «Inv» и обратную экспоненте функцию натуральный логарифм:
Y — e 45. Ответ 0,01. Y — 0.15e536. Ответ 31,91.
13) Выполнить статистические расчеты (обязательно откройте раздел соот­
ветствующей справки калькулятора).
Задан массив чисел: {3; 4; 5; -99; 20; -12,5}. Определить среднее арифме­
тическое значение элементов массива, сумму элементов и среднеквадратичное отклонение. Ответы : -13,25; -79,5; 43,25.
14) Выполнить переводы чисел в разные системы счисления и арифметиче­
ские расчеты между числами разных систем счисления, отобразив результат вычисления в десятичной системе счисления:
156816 ^ ?s; 125g ^ ?10; 476ю ^ ?2.
7028 + 1012 = ?10. Ответ 45510.
4А16 - 102. = ?10. Ответ 7210.
56610 • 1012. = ?10. Ответ 283010.
15) В десятичных числах получить целую часть числа 892,256 и дробную часть числа -56,1254.
16) Определить остаток от деления числа 5 623 на число 55. Ответ 13.
Лабораторная работа № 2. Работа с объектами ОС Windows: папками,
файлами и ярлыками
1.
Используя пункт Главного меню Выполнить, загрузите текстовый редактор
Блокнот (исполнимый файл notepad.exe).
2. Завершите работу программы Блокнот.
3. Создайте на Рабочем столе папку под именем Студент.
4. В корневой папке рабочего диска создайте папку с именем Лаборатор­
ная №2.
15


5. Откройте созданную папку Лабораторная №2 и создайте в ней вложен­
ную папку с Вашим именем.
6. Измените имя вложенной папки на 1-й курс.
7. Создайте в папке 1-й курс, используя текстовый редактор WordPad, тек­
стовый документ с именем ФамилииМ, в который введите название своей группы и несколько имен и фамилий сокурсников.
8. Скопируйте файл ФамилииЛх1 в папку Студент.
9. Откройте окна папок Студент и 1-й курс и покажите результат работы преподавателю.
10. Удалите папку Студент.
11. Создайте на Рабочем столе ярлык для программы Калькулятор с именем
Для выполнения вычислений (исполнимый файл программы calc.exe). Для опре­
деления места хранения программы можно воспользоваться пунктом Найти в
Главном меню.
12. Используя созданный ярлык, запустите программу Калькулятор.
13. Завершите работу программы Калькулятор.
14. Запустите стандартную программу Проводник и дальнейшие действия с объектами выполняйте в ней. Вид окна программы Проводник ОС Windows
Vista - рис. 5.
15.
Рис. 5. Окно программы Проводник
16.
17. Переместите созданный Вами ярлык с Рабочего стола в папку Лабора­
торная №2.
18. Скопируйте из вложенной папки Help папки Windows диска С:, в папку
Лабораторная №2 первые пять файлов.
19. Перетаскивая значки, настроив для этого нужный вид отображения значков, создайте в папке Лабораторная №2 из них две группы:
- в левом верхнем углу окна - папки и ярлыки,
- в правом нижнем углу окна - файлы.
20. Выполняя действия : Вид ^ Упорядочить, выстроить по сетке значки в папке Лабораторная №2.
16

21. Покажите результат своей работы преподавателю.
22. Упорядочите значки в папке Лабораторная №2 по имени.
23. Выключите панель инструментов (Обычные кнопки).
24. Включите панель инструментов (Обычные кнопки).
25. Установите режим отображения объектов Список в папке Лаборатор­
ная №2.
26. Установите режим отображения объектов Таблица в папке Лаборатор­
ная №2.
27. Выполните сортировку значков в папке Лабораторная №2 по размерам в прямом и обратном порядке. Покажите результат работы преподавателю.
28. Удалите созданные Вами объекты и закройте все открытые окна.
29.
30.
Лабораторная работа № 3. Графический редактор Paint
Задание 1. Знакомство с инструментами рисования
1. Запустите графический редактор Paint.
2. Установите новые размеры листа 21 х 29 см (в меню Рисунок ^ Атри­
буты).
3. Перед созданием полноценного рисунка поупражняйтесь в обращении с манипулятором мышь и каждым инструментом:
- поменяйте разные цвета фона, цвета символа и ширину линии;
- нарисуйте кистью произвольные фигуры, затем линии, геометрические фигуры и используйте аэрозольный баллончик, воспользуйтесь ластиком для редактирования или стирания изображения;
- когда на экране не останется свободного места, очистите экран или со­
здайте новый файл, не сохраняя созданный ранее рисунок.
Примечание. Для рисования диагональных линий и частных случаев фигур (круг, квад­
рат) дополнительно используется клавиша [Shift].
Задание 2. Создание простого рисунка
1.
Создайте новый рисунок размером 21 х 29 см, сохраните его с именем Ри­
сунок в рабочем каталоге.
2. Создайте и включите в палитру не менее двух новых цветов.
3. Создайте на чистом листе квадрат и круг разного цвета, цвет фона - голубой, цвет символа - созданный Вами.
4. Примените к созданным объектам эффекты: квадрат наклоните на 25° и затем поверните его на 90°, а круг наклоните по горизонтали на 20° и растяните его по вертикали на 150 % (следите за текущим цветом фона и цветом фона рисунка).
5. Вставьте в свой рисунок готовый графический файл из папки Windows или любой другой папки и переместите этот объект в нижний правый угол рисунка, при необходимости изменив его размер.
17


6.
Неточно соединенные линии можно подправить с помощью ластика, а затем выровнять методом редактирования отдельных пикселей, увеличив масштаб просмотра рисунка.
Задание 3. Индивидуальные рисунки
1. Создайте рекламный лист Вашей специальности, при этом обязательно нужно нарисовать собственный рисунок, дополнительно можно использовать готовый рисунок для фона. Ваш рисунок должен содержать название Вашего направления или специальности и факультета.
2.
Создайте открытку-приглашение на защиту лабораторной работы или курсовой работы. Обязательно создать собственный рисунок, допуская допол­
нительное размещение готового рисунка. В качестве текстовой информации укажите, кого и куда приглашаете, а также дату и время начала мероприятия.
Лабораторная работа № 4. Настройка ОС Windows
Основным средством конфигурирования ОС Windows является Панель управления. При помощи этой программы можно изменять внешний вид экра­
на, указатель мыши, шрифты и т. д., а также внутреннее (невидимое) устрой­
ство операционной системы.
Задание 1. Настройка интерфейса
Примечание. Некоторые настройки могут быть системно отключены для пользователей с ограниченными правами, тогда такие пункты задания можно пропустить.
1. Изменение Параметров экрана.
- Измените цветовое оформление Windows по Вашему вкусу.
- Выберите фоновое изображение (обои) и заставку Windows.
2. Изменение параметров мыши.
- Измените скорость движения указателя мыши по экрану.
- Измените скорость отслеживания двойного щелчка мыши.
- Выберите внешний вид указателя мыши.
3. Изменение параметров клавиатуры.
- Измените скорость мерцания курсора.
- Измените скорость повтора символа.
4. Изменение даты и времени.
- Определите часовой пояс.
- Определите месяц, год, день, час.
- Установите точное время (сверьте с часами).
5. Изменение внешнего вида окна.
- Откройте корневую папку рабочего диска, если панель инструментов окна папки видна, то отключите ее, а если не видна, то выведите ее на экран
(изучите назначение всех кнопок).
18

- Выведите содержимое папки на экран последовательно в виде списка, а затем таблицы.
Задание 2. Настройка и работа с объектами
1. Создайте на Рабочем Столе папку под именем Работа.
2. Создайте в корневой папке рабочего диска папку Документы.
3. В папке Документы создайте папку Тексты.
4. В папке Тексты создайте текстовый документ с именем ПредметыЛх1, в котором наберите изучаемые Вами предметы.
5. Переместите файл Предметы.txt в папку Работа.
6. Создайте в папке Документы ярлык с именем Текстовый процессор
MS-WORD для программы
Word
(она может находиться в папке
Program files\microsoft office\office12\winword.exe или воспользуйтесь поиском для точного определения места хранения).
7. Используя созданный Вами ярлык, загрузите программу Word.
8. Завершите работу программы Word.
9. Измените значок (пиктограмму) у созданного ярлыка программы Word.
10. В рамках одного действия скопируйте в папку Тексты первый и третий файлы из папки Help, вложенной в папку Windows.
11. Измените стандартный вид папки Тексты, выбрав другой значок пикто­
граммы и фоновый рисунок папки, просмотреть который можно в режиме эски­
зов страниц.
12. С помощью пункта Главного меню Поиск найдите на компьютере файл
calc.exe.
13. Сбросьте условия поиска и последовательно найдите на компьютере объекты, отвечающие условиям:
- в имени имеются символы «ab»;
- созданы или изменены за последнюю неделю;
- объекты, имена которых начинаются с символа «м»;
- размер файла не более 1 000 кбайт.
14. Закройте окно поиска файлов.
15. Просмотрите свойства Корзины и если требуется, отключите режим
«Удалять файлы сразу, не помещая их в корзину».
16. Удалите свои папки Работа и Тексты.
17. Откройте папку Документы и покажите результат работы преподавателю.
18. С помощью Корзины окончательно удалите папку Работа.
19. Восстановите все объекты, находившиеся в папке Тексты (для этого, вероятно, потребуется сделать сортировку по дате удаления объектов).
20. Закройте окно Корзины.
21. Используя программу Проводник, откройте папку Документы и убеди­
тесь, что удаленные Вами объекты, действительно восстановлены.
22. Покажите результат работы преподавателю.
23. Удалите папку Документы и полностью очистите Корзину.
24. Закройте все открытые окна.
19