Файл: Тема Введение в теорию качественных и количественных методов психологии и педагогики Тема Общая характеристика качественных и количественных методов. Типы данных и способы их.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 1968
Скачиваний: 120
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Установите правильную последовательность этапов постановки проблемы
научного исследования
Тип ответа: Сортировка
❶ 1 Выдвижение проекта исследования
❷ 2 Оценка значимости предполагаемых результатов, реальности решения вопроса доступными средствами
❸ 3 Подтверждение реальности запроса
❹ 4 Точная формулировка целей, обозначение объекта и предмета исследования
❺ 5 Назначение рамок (временных, географических и прочих); обозначение структуры – разбивка на подтемы
❻ 6 Изучение известных теорий на предмет существования решений
❼ 7 Осознание недостаточности знаний о явлении или ситуации
Установите соответствие между исследовательской задачей и используемыми
для ее решения непараметрическими критериями
Тип ответа: Сопоставление
●
A. Для выявления различий в случае несвязанных двух выборок используются такие непараметрические критерии
●
B. Для выявления различий в случае несвязанных трех и более выборок используются такие непараметрические критерии
●
C. Для выявления различий в случае связанных выборок для двух повторных измерений на одной и той же выборке испытуемых
●
D. Для выявления различий в случае связанных выборок для трех и более повторных измерений на одной и той же выборке испытуемых
???? E. U-критерий Манна – Уитни, Q-критерий Розенбаума, φ*-критерий (угловое преобразование Фишера)
???? F. S-критерий тенденций Джонкира, H-критерий Краскела – Уоллиса
???? G. T-критерий Уилкоксона, G-критерий знаков, φ*-критерий (угловое преобразование Фишера) – все они подходят
???? H. χ2-критерий Фридмана, L-критерий Пейджа
Установите соответствие между методологическим подходом,
предопределяющим направление интерпретации результатов исследования, и
примерами его реализации.
Тип ответа: Сопоставление
●
A. Структурный подход
●
B. Функциональный подход
●
C. Комплексный подход
???? D. эндо- и экзопсихика по А. Ф. Лазурскому
???? E. бихевиоризм
???? F. подход к изучению человека Б. Г. Ананьева
Установите соответствие между наименованием уровней качественной
методологии и их определением
Тип ответа: Сопоставление
●
A. подходы качественного оценивания
●
B. стратегии, или типы качественного исследования
●
C. методы качественного исследования
●
D. процедуры качественного исследования
???? E. теории, направления, традиции, к которым восходит появление того или иного вида исследования и которые выступают для него в качестве концептуального обоснования
???? F. дизайн, принципы и общая форма проведения исследования
???? G. способы получения качественных психологических знании
???? H. конкретные способы сбора и анализа данных
Установите соответствие между основанием выделения интервью и типами
интервью
Тип ответа: Сопоставление
●
A. Фокус анализ
●
B. Способ интервьюирования
●
C. Подход
●
D. Основная тема
???? E. интервью, в котором респондент выступает в качестве источника информации, глубинное интервью, сосредоточенное на личности респондента
???? F. интервью о переживаниях и личном опыте респондента, экспертное интервью
???? G. нарративное интервью, феноменологическое интервью
???? H. биографическое интервью, тематическое интервью, интервью на базе определенного методического приема
Установите соответствие между понятием и его определением:
Тип ответа: Сопоставление
●
A. Измерение
●
B. Шкала
●
C. Шкалирование
???? D. конструирование любой функции, которая изоморфно отображает эмпирическую структуру в символическую структуру
???? E. числовая система, в которой отношения между различными свойствами объектов выражены свойствами числового ряда, способ упорядочения объектов произвольной природы
???? F. определение состояний (стадий, уровней) объекта диагностики по изучаемому предмету
Установите соответствие между понятиями и их определениями
Тип ответа: Сопоставление
●
A. Корреляционное исследование
●
B. Квазиэксперимент
●
C. Экспериментальный план
???? D. исследование, связанное с измерением ряда переменных и направленное на проверку гипотез только о взаимосвязи этих переменных без указания на то, какая переменная является причиной, а какая — следствием
???? E. исследование, при котором исследователь не оказывает непосредственного воздействия на участников или условия эксперимента, а пользуется уже существующими группами для изучения интересующих его процессов
???? F. проект исследовательских операций, который включает стратегии отбора участников и составления групп испытуемых, определение переменных, чередование воздействий, шкалы измерения переменных и т.д.
Установите соответствие между процедурными особенностями качественных
исследований и их характеристиками
Тип ответа: Сопоставление
●
A. Анализ социального контекста исследуемого события
●
B. Использование «насыщенного» фактами полного и целостного описания явления
●
C. Гибкость, отсутствие стандартизации данных
●
D. Трактовка обследуемого в качестве эксперта изучаемого события
???? E. выявление и учет культурных, социальных, исторических, идеологических, политических, обрядово-традиционных, коммуникационных условий жизнедеятельности обследуемых
???? F. стремление исследователей к получению максимально богатых деталями, многосторонних, систематизированных, целостных описаний изучаемого явления
???? G. опора на нежесткий дизайн убеждение, что исследователь сам, обладая определенным опытом, способен приблизиться к уровню доказательства исследуемого явления, не уступающему статистическому подтверждению
???? H. представление участника события не как пассивного наблюдателя, подопытного, а как человека, обладающего соответствующим уникальным опытом
Установите соответствие между содержанием уровней методологического
знания и их названием
Тип ответа: Сопоставление
●
A. Принципы, методы исследования в конкретной специальной научной дисциплине
●
B. Методика и технология исследования, получение достоверного эмпирического материала и его обработка
●
C. Теоретические концепции, применяемые к большинству научных дисциплин
●
D. Общие принципы познания и категориальный строй науки в целом
???? E. конкретно-научный
???? F. технологический
???? G. общенаучный
???? H. философский
Установите соответствие между типами процентилей, используемых для
описания количественных данных, и их характеристикой
Тип ответа: Сопоставление
●
A. Дециль
●
B. Медиана
●
C. Квартиль
???? D. 10-й процентиль – значение показателя, ниже которого лежат 10% всех значений.
???? E. 50-й процентиль – точка, ниже которой расположены 50% всех значений
???? F. 25-й и 75-й процентили
Установите соответствие между характеристиками и названиями стратегий
качественных исследований
Тип ответа: Сопоставление
●
A. Тип качественного исследования, ориентированного на точную реалистичную реконструкцию линии жизни человека, ее этапов и событий, самоощущений и мировосприятия в различные периоды жизнедеятельности человека, основанную на документах и фактах его биографии
●
B. Тип качественного исследования, предполагающий изучение жизненной истории, способов, при помощи которых испытуемый конструирует собственную биографию и идентичность
●
C. Тип качественного исследования, ориентированного на исследование текстов и высказываний в процессе коммуникации, взаимодействия между людьми
???? D. биографическое исследование
???? E. нарративный подход
???? F. дискурс-анализ
Ученый изучал влияние особенностей воспитания в племенах на интеллект и
личность детей. Исследование длилось несколько лет, в течение которых
исследователь проживал поочередно в нескольких племенах. Он изучил, как
проходит детство у детей из этих племен, составив подробное описание
изучаемых феноменов для каждого племени. Какие из характеристик
качественного подхода отражены в представленном тексте? (укажите 2
варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из
предложенных вариантов
предпочтение полевой формы работы, ориентация на контекстуальное описание феномена и ситуационный анализ, что предполагает относительно продолжительное вхождение исследователя в изучаемые социальные группы, сообщества и использование включенного наблюдения, бесед, эмпатии. предпочтение лабораторной или специально организованной обстановки исследования и сбора высокоструктурированных данных, так как специфическая организация исследования предназначена для получения как можно более четких и «чистых» данных, свободных от ситуационных помех и касающихся непосредственно интересующих исследователя переменных анализ социального контекста исследуемого события, что предполагает выявление и учет культурных, социальных, исторических, идеологических, политических, обрядово-традиционных, коммуникационных условий жизнедеятельности обследуемых
Феноменологические исследования, нарративные исследования, дискурс-анализ
относят к … исследованиям
Тип ответа: Текcтовый ответ
52
Феноменология, теория дискурса, нарратология – это … качественного
оценивания
Тип ответа: Текcтовый ответ
53 53
подходы
52
качественным
Философский уровень методологии представлен философскими направлениями
психолого-педагогических наук, например, неотомизм, позитивизм, прагматизм,
диалектический материлизм, экзистенционализм и т.д. В чем заключается
различие философских направлений?
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● философские направления конкретизируются основными положениями, которые лежат в основе теорий построения педагогических систем и психологических концепций воспитания и обучения
● философские направления нацеливают на пользование разными ориентирами в практических ситуациях
● философские направления имеют разную степень практической значимости
● философские направления имеют разную степень достоверности
● философские направления имеют разную степень операционализированности
Фокус-группа направлена: …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● на изучение смысловых структур группы
● на изучение смысловых структур общества
● на изучение смысловых структур личности
● на изучение смысловых структур семьи
Характеристика достоверности эксперимента, мера соответствия идеального
эксперимента реальному; характеризует меру влияния на изменение зависимой
переменной тех условий (независимой переменной), которые варьирует
экспериментатор – это … эксперимента.
Тип ответа: Текcтовый ответ
54
Целенаправленный, асимметричный разговор, в котором один собеседник
(интервьюер, исследователь) задает вопросы, а второй (интервьюируемый,
респондент) отвечает, называется …
Тип ответа: Текcтовый ответ
55 55
интервью
54
внутренняя валидность
Цель метода обоснованной теории: …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● описание какого-либо феномена или явления
● построение новых гипотез
● наблюдения за явлениями в общественной жизни
● построение теории какого-либо феномена или явления
Целью контент-анализа является: … (укажите 4 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из
предложенных вариантов
оценка информации глубокая обработка документов работа количественными данными представление информации в максимально конкретной, адекватной форме извлечение из документов неявной информации оценка личности автора текста
«схватывание» имплицитных смысловых паттернов
Целью тематизирования является: …
Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из
нескольких предложенных вариантов
● объединения отдельных кодов в новые смысловые единицы
● расчленение отдельных кодов на новые смысловые единицы
● объединения кода в новые смысловые единицы
● расчленение кода на новые смысловые единицы
Человек рассматривается одновременно как представитель биологического
вида homo sapiens (индивид), как носитель сознания и активный элемент
познавательной и преобразующей действительность деятельности (субъект),
как субъект социальных отношений (личность) и как уникальное единство
социально значимых биологических, социальных и психологических
особенностей (индивидуальность) – это идея … подхода к изучению человека.
Тип ответа: Текcтовый ответ
56 56
комплексного
Числовая система, в которой отношения между различными свойствами
объектов выражены свойствами числового ряда, способ упорядочения
объектов произвольной природы – это …
Тип ответа: Текcтовый ответ
57
Экспериментальное влияние, непосредственная манипуляция в эксперименте –
это… переменная
Тип ответа: Текcтовый ответ
58
Экспериментальные исследования в соответствии с характером влияния: …
(укажите 2 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из
предложенных вариантов
поисковый эксперимент констатирующий эксперимент поисковый эксперимент идеальный эксперимент формирующий эксперимент пилотажный эксперимент
Экспериментальные исследования в соответствии с целью исследования
(укажите 3 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из
предложенных вариантов
формирующий эксперимент пилотажный эксперимент поисковый эксперимент естественный эксперимент подтверждающий эксперимент
Эксплицитные и имплицитные паттерны содержания, обнаруживаемые в
данных – это …
Тип ответа: Текcтовый ответ
59 59
темы
58
независимая
57
шкала
Эмпирическое исследование, связанное с измерением ряда переменных и
направленное на проверку гипотез только о взаимосвязи этих переменных без
указания на то, какая переменная является причиной (независимой переменной),
а какая — следствием (зависимой переменной) – … исследование
Тип ответа: Текcтовый ответ
60
Этапы дискуссии в фокус-группе: … (укажите 3 варианта ответа)
Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из
предложенных вариантов
генерация идей компромисс оценка, сопоставление, конфронтация идей переговоры, общение в группе ориентация дезориентация консолидация мнений
60
корреляционное