ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Храбрый цветок». Адресована детям раннего дошкольного возраста. Стихи в ней отличаются большей проработанностью формы, что и делает их простыми для восприятия.
«Я сам». Это книга, созданная по мотивам доктора Сьюза, — оригинальное пособие в системе домашнего дошкольного воспитания. Она представляет собой своеобразную записную книжку-альбом, где есть стихи, задания, вопросы, мини-анкеты, позволяющие ребенку собрать все важные сведения о себе и выразить свою индивидуальность на этих же страницах.
Юнна Петровна Мориц: «Большой секрет для маленькой компании». В «детских» стихах Мориц творит тот самый «необъятный рай» (напомним выражение Саши Черного), где только и возможны чудеса наяву, и помогает детям не расстаться с детством и сказкой. Мечта и фантазия преобразуют реальный мир до неузнаваемости, буквально переворачивают его; в этом перевернутом мире герою легче всего быть самим собой, т.е. быть лучше, талантливее, счастливее.
-
Проза в детском чтении
Николай Николаевич Носов: «Веселые рассказы». Носов следовал правилу, согласно которому о смешном нужно рассказывать как можно серьезнее, поэтому повествование ведется от лица Коли. Взрослые никак не ограничивают самостоятельность детей, т.е. не мешают им ошибаться и учиться на собственных ошибках.
Витя Малеев в школе и дома». Впервые в детской литературе показано, как ребенок борется с собственными недостатками. Писатель психологически точно показал формирование характера.
«Повесть о моем друге Игоре». Ненавязчивая позиция рассказчика проявляется главным образом в заголовках и заключается в утверждении принципов свободного воспитания, не стесненной назиданиями жизни ребенка. При соблюдении этих принципов только естественно образуется детская речь, ум и нравственное чувство.
Виктор Юзефович Драгунский: «Денискины рассказы». Повествование динамично, ни одна деталь не задерживает стремительного движения — все убыстряют темп. Текст насыщен глаголами действия и состояния. Напряжение действия в рассказах обусловлено не количеством событий, а полнотой переживаний Дениски; поэтому острая фабула отнюдь не обязательна.
Виктор Владимирович Голявкин:
«Пароход и лошадь». В произведении звучит горькая догадка об ограниченности человеческих возможностей, о том, что есть в жизни непреодолимые барьеры и недостижимые мечты.
Радий Петрович Погодин: «Где леший живет?». Писатель философски осмысляет пространство и время, в котором дано человеку родиться и умереть, при этом детство является для него исходным понятием.
«Что у Сеньки было». В произведении силен мотив родины и родной земли. Герой понимает, что нет лучше места на земле, чем на коленях у матери; это и есть самая малая родина, центр личного мироздания.
«Книжка про Гришку». Повесть интересна созданием образного мира, в котором ребенок чувствует себя на равных не только со своими сверстниками и со взрослыми, но и со зверями и птицами. Все герои разговаривают между собой, причем по большей части по главным вопросам жизни.
«Лазоревый петух моего детства». Рассказ раскрывает важнейшую для писателя мысль: «детство сильнее любви», поэтому только детство не исчезает насовсем.
«Где ты, где ты, где ты?» Рассказы в этой повести совсем короткие, но с глубоким и серьезным подтекстом, что позволяет многие из них назвать притчами. Они наполнены философскими рассуждениями о жизни и мироощущении.
Эдуард Николаевич Успенский: «Вниз по волшебной реке». Это творческий эксперимент писателя. Столкновение глубокой старины и новейшей эпохи дает множество забавных эффектов. Познавать мир у него могут и отличники, к которым он питает уважение, и двоечники, неудачники, пользующиеся особым авторским вниманием и симпатией.
Юрий Иосифович Коваль: « Чистый Дор». Сочетание эпического повествования и лирического подтекста придает глубину рассказам Ю. Коваля. Повествуется в них о повседневных мелких событиях, между тем как герои раскрываются во всей своей внутренней сложности.
«Полынные сказки». Речевая манера Ю. Коваля напоминает народный сказ; в ней есть и тонкое чувство современного языка, хранящего сочную красоту народной речи.
-
Историческая литература
А. В. Митяев: «Землянка» Лирическая интонация в книге Митяева смягчает жестокость обстоятельств.
Г. Р.Граубин: «Мастеровой». В произведении прослеживается обращение к привычному бытовому годы ВОВ.
Ю. П. Герман: «Вот как это было». Автор рассказывает о том, что дети оставались не только объектами особенной заботы и жалости — они наравне со взрослыми проявляли великодушие, сострадание, самоотверженность в годы ВОВ.
Сергей Петрович Алексеев: «Небывалое бывает».Автор особенно внимателен к деталям, придающим особую достоверность повествованию.Образ молодого царя окрашен в целом в героико-романтические тона. Но наряду с государственной мудростью и дерзкой энергией автор показывает и самодурство, и жестокость царя.
Сергей Михайлович Голицын: « Сказание о белых камнях». Со взглядом историка в повести органично соединяется взгляд художника слова: описания древней архитектуры эмоциональны и поэтичны.
«Про Бел-Горюч камень». Неторопливо и распевно, в стиле сказа детям рассказывается о людях, которые создавали собор в Боголюбове и церковь Покрова на Нерли.
«Сказание о земле Московской». Главная идея, с которой выступает автор, — идея решающей роли народа в истории, его коллективной воли в соединении с глубокой духовностью.
-
Природоведческая литература
Николай Иванович Сладков: «С севера на юг». Человек в книге присутствует опосредованно — он не действует в рассказах, но он добрый и заинтересованный повествователь. Природа способна сделать человека счастливым, и писателю непонятно, как может человек сам разрушать источник своего счастья.
Святослав Владимирович Сахарное: «Путешествие на “Тригле”». Герои выражают мысли и чувства, владевшие самим автором в увлекательной морской экспедиции по следам «доисторических зверей».
«В мире дельфина и осьминога». Восхищение увиденным и жажда новых впечатлений пронизывают каждую строку произведения Сахарнова. Точность описаний сочетается с эмоциональностью.
«Леопард в скворечнике». В истории о животных вплетены традиционные сказочные сюжеты, а герои рассуждают на общечеловеческие темы.
Геннадий Яковлевич Снегирев: «Верблюжья варежка». Автор транслирует в произведении такой постулат: Отношения с природой должны строиться на знании ее законов — тогда возможна и взаимная польза.
-
Журналы для детей и журнал «Детская литература»
Авторами журнала выступали критики, писатели, искусствоведы, художники, ученые. Вновь появились на его страницах имена В. Смирновой, Б. Бегака, Е.Таратуты, JI. Разгона. Одновременно завоевывали внимание читателей своими статьями С. Рассадин, М. Петровский, С.Сивоконь, В.Акимов, И.Лупанова, В.Разова, Т. Полозова. Главной задачей журнала «Детская литература» стало в 60— 80-х годах отражение всего того, что входит в понятие «искусство для детей»: литературный процесс, теория и история детской литературы, театр, кино, книжная иллюстрация.
«Мурзилка». Авторами «Мурзилки» стали Гайдар, Маршак, Чуковский, Пришвин, Паустовский и другие талантливые поэты и прозаики. Иллюстрировали издание Дейнека, Чарушин, Черемных, Рачев. Сегодня журнал успешно борется в своих публикациях с монотонностью, скукой и навязчивой назидательностью, а также со всем тем, что не совпадает с сознанием современного ребенка.
«Веселые картинки». В журнале печатались произведения Михалкова, Токмаковой, Берестова, Акима, Успенского и многих других авторов.Иллюстрации и текст в этом журнале равнозначны. Песенки, стихи носят развлекательный и познавательный характер.
-
Эссе
Иван Соколов-Микитов для меня стал проводником в мир литературы взрослой. Его рассказы раскрывают мир природы, со своими законами, драматическими событиями, радостями.
Судьбы животных также интересны, как и судьбы людей. Писатель наделяет их неповторимыми характерами, привычками и чертами, которые присущи каждому человеку. Есть у писателя произведения, в которых психологически точно описаны чувства животного или птицы в моменты столкновения со смертью близкого, в период взросления и личностного становления, в ситуациях противостояния с человеком.
Его рассказ «Листопадничек» до сих пор остается для меня самым светлым, наполненным теплотой, и написанным красивым русским языком, произведением, которое прочно ассоциируется с детством.
Язык произведений Соколова-Микитова прост и понятен ребенку. Он использует точные описания животных, растений, местностей, но мне всегда было интересно читать о характере героя, о его мыслях и мечтах. Писатель пишет, очеловечивая животное в глазах читателя. Это роднит его произведения со сказками Бориса Заходера. Автор позволяет читателю самому увидеть “глухариный ток”, багульник, полет диких уток. Делает он это с помощью красочных эпитетов, точных метафорических образов и ассоциаций. Городскому ребенку, который сам не видел природу и не наблюдал за ней с восхищением, писатель предлагает целый мир впечатлений. Эти впечатления у меня вылились в рисование, в написание десятка сочинений по этим рассказам и в любви к природе. Писатель выступает в роли созерцателя природы в разные ее периоды. Его повествование лишено пафоса или необъективности.
По моему мнению, рассказы Соколова-Микитова
, воспитывают в детях наблюдательность, умение видеть красоту вокруг и учат любви к природе. Все перечисленное позволяет говорить о том, что Соколов-Микитов нужен современной школьной программе, которая сейчас ориентирована на воспитание нравственной и духовной личности.