Файл: 1. к основным предпосылкам возникновения древнерусской литературы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сатирическому осмеянию подвергаются кокетки, щеголихи, бездарные писатели. Но и в таком виде "Трутень" просуществовал лишь до конца апреля 1770 г.

Однако Новиков не намеревался складывать оружие и ждал благоприятного случая для выпуска нового журнала. Через два года такой случай представился. В 1772 г. Екатерина II написала комедию "О время!", в которой осмеивала реакционеров, якобы недовольных политикой правительства. Новиков решил использовать сам факт появления этой пьесы как разрешение сатирических изданий и даже сделал попытку заручиться покровительством высших властей. Новый журнал Новикова назывался "Живописец". В первом же номере издатель помещает обращение к "неизвестному" сочинителю комедии "О время! " и приглашает его сотрудничать в своем журнале. Было сделано предложение прислать в "Живописец" что-либо из его сочинений. Расчет Новикова увенчался полным успехом. Екатерина ответила издателю "Живописца" благосклонным письмом, которое было тут же опубликовано на страницах журнала.

Заручившись сильным, хотя и мало надежным покровительством, Новиков решил вернуться к крестьянской теме, столь удачно представленной в "Трутне" копиями "с отписок".

Журнал "Живописец" просуществовал еще меньше, чем "Трутень". В конце 1772 г. он был закрыт. Спустя 20 лет,1 августа 1792 г. императрица подписала указ о заключении Новикова в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. В указе говорилось, что и это решение было смягчением "нещадной" казни (т.е. смертной), которой он подлежал бы по силе законов за свои "преступления". Четыре с половиной года провел Новиков в крепости, терпя крайнюю нужду в самом необходимом, даже в лекарствах. Император Павел I в первый же день своего царствования освободил Новикова. Николай Иванович был взят в крепость еще в полном развитии его сил и энергии, а вышел оттуда "дряхл, стар, согбен". Он вынужден был отказаться от всякой общественной деятельности и до самой своей смерти (31 июля 1818 г) прожил почти безвыездно в Авдотьине, заботясь о нуждах своих крестьян и об их просвещении.

21. Лирика Г.Р. Державина. Сатирический мирообраз в торжественной оде «Фелица».

Все свойства становящейся индивидуальной поэтической манеры Державина собрались в его оде "Фелица", посвященной Екатерине II. С публикацией этой оды в 1783 г. к Державину приходит литературная слава, а к русской похвальной оде - новая жизнь лирического жанра. Начинается новая эпоха развития русской поэзии.

В плане выражения "Фелица" полностью соответствует канонам ломоносовской торжественной оды: четырехстопный ямб, десятистишная строфа с рифмовкой аБаБВВгДДг. Тем не менее, стилевая ее форма совершенно новая.

Державин использует сюжет "Сказки о царевиче Хлоре", которую Екатерина написала для своего маленького внука Александра: дочь киргиз-кайсацкого хана Фелица (от латинского felix - счастливый) и молодой царевич Хлор заняты поиском розы без шипов (аллегория добродетели), которую они и обретают, после многих препятствий и преодоления искушений, на вершине высокой горы, символизирующей духовное самосовершенствование.

Державин обращается к царице опосредованно, через ее художественный текст, чтобы по возможности избежать положенного возвышенного тона, необходимого при обращении к царственным особам непосредственно. Державин пишет оду от имени "некоторого татарского мурзы", обыграв предание о происхождении своего рода от татарского мурзы Багрима. В первой публикации ода "Фелица" называлась так: "Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная некоторым татарским мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге. Переведена с арабского языка".

В тексте оды имеются два плана: план автора и план героя, связанные между собою сюжетным мотивом поиска "розы без шипов" - добродетели, который Державин почерпнул из "Сказки о царевиче Хлоре". "Слабый", "развратный", "раб прихотей" мурза, от имени которого написана ода, обращается к добродетельной "богоподобной царевне" с просьбой о помощи в поисках "розы без шипов". Таким образом, ода соединяет в себе этические установки старших жанров - сатиры (обличение мурзы) и оды (прославление Фелицы), некогда абсолютно контрастных и изолированных.

Впервые в оде появляется именно бытовая конкретность и достоверность облика Екатерины II в ее повседневных занятиях и привычках, перечисляя которые Державин

удачно использовал мотив распорядка дня, восходящий к сатире II Кантемира "Филарет и "Евгений". Такого в русской литературе еще не допускалось.

Индивидуализированному и конкретному персональному облику добродетели противостоит в оде "Фелица" обобщенный собирательный образ порока, но противостоит только этически: как эстетическая сущность, образ порока абсолютно тождествен образу добродетели, поскольку он является таким же синтезом одической и сатирической типологии образности, развернутым в том же самом сюжетном мотиве распорядка дня: А я, проспавши до полудни..

Единственное, в чем заключается эстетическая разница образов Фелицы-добродетели и мурзы-порока - это их соотнесенность с конкретными личностями державинских современников. В этом смысле Фелица-Екатерина является, по авторскому намерению, точным портретом, а мурза - маска автора оды, лирический субъект текста - собирательным, но конкретным до такой степени образом, что до сих пор его конкретность вводит исследователей творчества Державина в соблазн усмотреть в чертах этой маски сходство с лицом самого поэта, хотя сам Державин оставил недвусмысленные и точные указания на то, что прототипами для этого собирательного образа вельможи-царедворца ему послужили Потемкин, А. Орлов, П. И. Панин, С. К. Нарышкин с их характерными свойствами и бытовыми пристрастиями - "прихотливым нравом", "охотой до скачки лошадей", "упражнениями в нарядах", страстью ко "всякому молодечеству русскому" (кулачному бою, псовой охоте, роговой музыке). Создавая образ мурзы, Державин имел в виду и "вообще старинные обычаи и забавы русские".
Таким образом, в "Фелице" Державина ода и сатира, перекрещиваясь своими этическими жанрообразующими установками и эстетическими признаками типологии художественной образности, сливаются в один жанр, который, строго говоря, уже нельзя назвать ни сатирой, ни одой. "Фелица" Державина продолжает традиционно именоваться "одой” только за счет одических ассоциаций темы. Вообще же это - лирическое стихотворение, окончательно расставшееся с ораторской природой высокой торжественной оды и лишь частично пользующееся некоторыми способами сатирического миромоделирования.

Становление синтетического поэтического жанра, относящегося к области чистой лирики – вот основное достижение Державина 1779-1783 гг. И в совокупности его поэтических текстов этого периода очевидно обнаруживается процесс перестройки русской лирической поэзии в русле тех же самых закономерностей, которые мы уже имели случай наблюдать в публицистической прозе, беллетристике, стихотворном эпосе и комедиографии 1760-1780-х гг. За исключением драматургии - принципиально безавторского во внешних формах выражениях рода словесного творчества - во всех этих отраслях русской изящной словесности результатом скрещивания высокого и низкого мирообразов была активизация форм выражения авторского, личностного начала. Именно формы выражения личностного авторского начала через категорию лирического героя и поэта как образного единства, сплавляющего всю совокупность отдельных поэтических текстов в единое эстетическое целое, являются тем фактором, который обусловливает принципиальное новаторство Державина-поэта относительно предшествующей ему национальной поэтической традиции.


22. А.Н. Радищев «Путешествие из Петербург в Москву»: композиция, структура, проблематика, жанровое своеобразие «путешествия» в соотношении с национальной литературной традицией

Родился в богатой дворянской семье. В 1762 году определён в пажеский корпус, в 1766 году в числе лучших пажей был отправлен в Лейпцигский университет, изучал юридические науки. В Лейпциге знакомится с учениями Ж.Ж.Руссо. Одним из первых работ его – перевод произведения Мабли. «Размышление о греческой истории или о причинах несчастия и благоденствия греков». Здесь он говорит равенство всех перед законом, поясняет, что такое деспотия, приходит к решению, что деспотия – противнейшее человеческому естеству состояние. В 1782 – публицистическое произведение – «письмо к другу, жительствующему в Тобольске по долгу службы своему», в котором автор обращается к своему другу Сергей Николаевич Янов. Повод – открытие памятника Петру Первому (Медный всадник) Оценка деятельности Петра и задеты важнейшие вопросы, относящиеся к государственному устройству России. Радищев высоко ставит реформы Петра, называя его просветителем народа. В 1783 – Ода «вольность» - программное значение для того времени. Ода была включена в «Путешествие из Петербурга в Москву». Работа в жанре оды заключалась в том, что в высоком классицистическом жанре восхваляется не государь, не высокие политический деятель, а свобода человека как высшая ценность.

Идея справедливого мщения, обозначенная в «вольности» получит своё дальнейшее развитие в документально-публицистической повести, которая будет называться Житие Фёдора Васильевича Ушакова. Он обращается к жанру древнерусской литературы и создаёт «житие на новый лад». Его предложил Гуковский. Здесь конкретные события, которые он видел сам. Ушаков был идейным вдохновителей в борьбе против самодурства. Случай в университете с Бокумом. Рассказывая о взаимоотношении студентов с их начальником, он переносит параллель и на государство. Второй план повествования. Он наблюдает, как студенты противостояли Бокуму. Человек пробуждается на оскорбления. Бокум не терпел никаких возражений. Самовластие препятствует нормальному воспитанию сынов отечества. Современные исследователи творчества Радищева акцентирует в Житии Фёдора Васильевича Ушакова искание «духовной истины» героем. Обращение автора к агиографическому жанру. Связано с его личным поиском сокровенного духовного смысла. Так считает Ольга Гончарова. В 1788 Радищев заканчивает слово о Ломоносове, которое было начато в 1780 году. Прославляя заслуги Ломоносова Радищев подчёркивал патриотизм его деятельности. «Ты жил во славу имени Российского». «Слово» - вставлено в «Путешествие из Петербурга в Москву». В декабре 1788 году в журнале «беседующий гражданин» анонимно было написано сочинение – «что есть сын отечества». Это сочинение Радищева развернуло целую полемику о патриотизме. Он говорит не о показном патриотизме, а о достойном делании своего дела. Каждый должен быть на своём месте. Пафосом выступает идея протеста против несвободы нравственной и политической. Он упорно изучал нравы Российского общества и сремился к усовершенствованию Российского законодательства. Полагая, что путём более продуманных законов можно добиться улучшения нравов. На рубеже конца 80х, начала 90х – «опыт о законодавстве». Все эти произведения подготовили выход «Путешествие из Петербурга в Москву».


Это центральное произведение Радищева, его просветительский подвиг. Произведение рождено эпохой социальной действительности. В 1782 году – первая редакция. Радищев решает издать книгу в домашней типографии. В это время было создано два новых эпизода, Ломоносов включает в книгу «слово о Ломоносове». Когда шла корректировка текста, Радищевым было сделано посвящение А.М. Кутузов (Товарищ Радищева по университету). Это ещё и предмет полемики. Книга была издана в 650 экземплярах. Несколько книг попало к Зотову. Слухи о книге стали быстро распространятся. Вскоре произведение прочитала Екатерина II. Автор был арестован и заключён в Петропавловскую крепость.

В 1858 году была издана Герценом. В конце 19 века снята цензура. В следствие мирного договора со Швецией смертный приговор был заменён десятилетней каторгой.

Книга предваряется эпиграфом: «Чудище обло, озорно, стозевно и лаяй» обло – тучно, озорно – пакостно, лаяй – лающее. Телемахида Тредиаковский.

Произведение – много проблемное. Ведущими являются проблемы крепостного права. «Радищев рабства враг» (Пушкин). Автор рисует страшные картины крепостного права: продажа крестьян, нищета народа, рекрутство. Удел крепостных – нищета и рабство. Автор не просто реагирует на это, он выражает полную ничтожность самодержавия. Несостоятельности крепостного права со всех точек зрения. Крепостное право, по мнению Радищева, ведёт утрату человеческого в человеке. Он ставит вопрос о его полной ликвидации. Проблема власти. Радищев обличает власть на всех уровнях. Он пишет о слепоте власти. Следующая проблема – проблема поиска новых путей изменения действительности. Он говорит о поисках путей изменения. Он говорит о несостоятельности. Он говорит о единственно верном пути – пути строго исполнения законности. В главу «твердь» включена ода «вольность, где Радищев проявляет веру в творческую силу народа. Следующую проблему сформулировала Ольга Гончарова – поиск истины.

Центральный образ – образ России. У неё два лика. Россия народная – крестьяне. Радищев задевает вопрос о русском национальном характере. Радищев пишет о трудолюбии русских, терпеливости, бунтарстве. Не молчит автор и о тёмных сторонах – разврат, пьянство, чинопочитание. В целом народ – здоровая часть общества. Другая Россия – угнетатели народа. Они изображены в критическом, сатирическом ключе. Помещики, по мнению, Радищева жестокосердны. Однако среди них есть и положительные образа. В главе «Городня» Образ путешественника. 24 главы, несколько глав обозначены по названиям станций. Они связаны с образом путешественника. Барсков выступает за полное отождествление автора и путешественника. Макогоненко выступал против отождествления автора и путешественника. Третья точка зрения – Охотиной. Недопустимо полностью отождествлять автора и путешественника и разделять их тоже нельзя. Путешественник выражает Радищевские взгляды на жизнь. Путешественник – дворянин, который не владеет крепостными крестьянами. Он немолодой вдовец имеющий двоих сыновей, образованный, чувствительный человек. Он гражданин, озабоченный судьбой нации. Радищев создаёт в литературе новый тип – тип народного заступника.