Файл: урока Тема урока Использование памяток Виды экспериментальных заданий Достигаемый результат 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технология формирования экспериментальных и исследовательских умений учащихся на уроках физики в 7 классе
№ урока | Тема урока | Использование памяток | Виды экспериментальных заданий | Достигаемый результат |
2 | Наблюдения и опыты | Знакомство с Памяткой 1 : Виды экспериментальных заданий на уроках физики Памяткой 2: Как проделать опыт по инструкции | Наблюдение за образованием тени. Опыт по инструкции (изменение размеров тени при приближении предмета к источнику света). | Понимают разницу между наблюдением и опытом. Учатся формулировать гипотезы и выводы. |
3 | Физические величины. Измерения физических величин. Точность и погрешность измерения. | Знакомство с Памяткой 3: Как произвести прямое и косвенное измерения. Памяткой 4: Как определить цену деления и погрешность измерения величины | Измерение высоты парты и толщины тетради разными приборами (разной длины и цены деления). | Понимают важность подбора подходящего для данного измерения прибора; Понимают необходимость вычисления цены деления прибора для правильного определения значения величины; Усваивают, что всегда есть погрешность измерения, и она тем меньше, чем меньше цена деления прибора. |
4 | Лаб. Работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора (мензурки)» | Знакомство с Памяткой 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе | Определение цены деления мензурки, измерение объема жидкости при помощи мензурки. | Умеют пользоваться мензуркой для измерения объема жидкости и сыпучих продуктов. Усваивают правила оформления отчета о лабораторной (экспериментальной) работе. |
6 | Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел» | Использование Памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе | Измерение толщины проволоки, листа учебника , диаметра пшена, размера молекулы по фотографии (увеличение в 70000 раз) | Умеют пользоваться методом рядов при определении размеров малых тел. |
7. | Диффузия | | Опыт по инструкции: диффузия марганцовки в холодной и теплой воде | Усваивают, что диффузия происходит быстрее при более высокой температуре. Учатся формулировать гипотезы и выводы. |
8. | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | | Опыт по смачиванию водой листа бумаги и такого же листа, натертого парафином. | Учатся формулировать гипотезы и выводы. Усваивают понятия смачивания и несмачивания веществ жидкостями. |
9 | Три состояния вещества. | | Опыт по тепловому расширению воды. | Учатся формулировать гипотезы, проводить опыт по инструкции и делать выводы. Усваивают, что при нагревании тела расширяются. |
13 | Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном движении. Измерение скорости» | Использование Памятки 3: Как произвести прямое и косвенное измерения Памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе Знакомство с Памяткой 6: Что значит исследовать (изучить) зависимость одной величины от другой? | Исследование зависимости пути, пройденного пузырьком воздуха, от времени движения. Нахождение скорости, используя косвенный метод измерения. | Понимают смысл задания на исследование зависимости. Учатся проектировать и проводить исследование, делать выводы. Учатся пользоваться косвенным методом измерения величины. |
17 | Масса тела. Единицы массы тела. Лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах» | Использование Памятки 3: Как произвести прямое и косвенное измерения. Памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе | Измерение массы разных тел на рычажных весах | Умеют пользоваться рычажными весами для измерения массы тел. Учатся проводить опыт по инструкции. |
19 | Лабораторная работа № 5 «Измерение объема твердого тела» | Использование памятки 3: Как произвести прямое и косвенное измерения. Использование памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе | Измерение объема металлического цилиндра (с помощью мензурки), картофелины (с помощью отливного сосуда и мензурки), деревянного бруска косвенным методом по формуле | Умеют определять объем твердого тела правильной и неправильной формы. Учатся проводить опыт по инструкции. |
20 | Плотность вещества | Использование Памятки 6: Что значит исследовать (изучить) зависимость одной величины от другой? Знакомство с Памяткой 7: Этапы проведения исследования | Исследование зависимости массы вещества от его объема (сначала для картошки, потом для пластилина) – коллективное исследование | Учатся проектировать и проводить исследование, делать выводы. |
21 | Лабораторная работа №6 «Определение плотности вещества твердого тела» | Использование памятки 3: Как произвести прямое и косвенное измерения. Использование памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе Памятка 7: Этапы проведения исследования | Определение косвенным методом плотности металлического цилиндра, деревянного бруска. | Учатся решать экспериментальные задачи: формулировать цель, планировать эксперимент, подбирать необходимые для достижения цели приборы, реализовывать план, оценивать реальность результата и его погрешность, формулировать выводы. |
26 | Сила упругости. Закон Гука. | Использование памятки 3: Как произвести прямое и косвенное измерения. Использование памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе | Опыт на деформацию пружин разной жесткости одинаковыми силами (подвешенными грузами одинаковой массы). | Усваивают понятие жесткость тела как характеристику тела (пружины). Учатся делать выводы. |
27 | Лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение коэффициента жесткости пружины» | Использование памятки 3: Как произвести прямое и косвенное измерения. Использование памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе Памятки 6: Что значит исследовать (изучить) зависимость одной величины от другой? | Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение коэффициента жесткости пружины | Учатся ставить цель, проектировать и проводить исследование, делать выводы. Учатся пользоваться косвенным методом измерения величины. |
28 | Динамометр. Равнодействующая сил. | Использование памятки 3: Как произвести прямое и косвенное измерения. Памятки 4: цена деления и погрешность измерения величины | Измерение динамометром веса деревянного бруска, металлического цилиндра. | Умеют пользоваться динамометром для измерения сил, оценивают точность измерения сил разными динамометрами. |
29 | Сила трения. Виды трения. Трение в природе и технике. | Использование Памятки 6: Что значит исследовать (изучить) зависимость одной величины от другой? Памятки 7 Этапы проведения исследования | Исследование силы трения | Учатся ставить цель, выдвигать гипотезы проектировать и проводить исследование, делать выводы. |
30 | Лабораторная работа № 8 «Измерение коэффициента трения скольжения» | Использование памятки 3: Как произвести прямое и косвенное измерения. Использование памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе | Измерение коэффициента трения скольжения | Учатся решать экспериментальные задачи: формулировать цель, планировать эксперимент, подбирать необходимые для достижения цели приборы, реализовывать план, оценивать реальность результата, формулировать выводы. |
32 | Лабораторная работа №8 «Измерение давления твердого тела на опору» | Использование памятки 3: Как произвести прямое и косвенное измерения. Использование памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе | Измерение давления твердого тела на опору (деревянного бруска, человека) | Учатся решать экспериментальные задачи: формулировать цель, планировать эксперимент, подбирать необходимые для достижения цели приборы, реализовывать план, оценивать реальность результата, формулировать выводы. |
40 | Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | Памятки 4: цена деления и погрешность измерения величины | Измерение атмосферного давления в классе. | Умеют определять атмосферное давление с помощью барометра – анероида в Па и мм.рт.ст. |
44 | Лабораторная работа № 10 «Определение выталкивающей силы» | Использование памятки 3: Как произвести прямое и косвенное измерения. Использование памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе | Определение выталкивающей силы, действующей на металлические цилиндры равных объемов (цилиндры из разных металлов) | Учатся решать экспериментальные задачи: формулировать цель, планировать эксперимент, подбирать необходимые для достижения цели приборы, реализовывать план, оценивать реальность результата, формулировать выводы. |
45 | Лабораторная работа №11 «Выяснение условий плавания тел» | Использование памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе Памятки 6: Что значит исследовать (изучить) зависимость одной величины от другой? | Исследование условий плавания тел | Учатся ставить цель, выдвигать гипотезы проектировать и проводить исследование, делать выводы. |
57 | Лабораторная работа № 12 «Выяснение условия равновесия рычага» | Использование памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе Памятки 6: Что значит исследовать (изучить) зависимость одной величины от другой? | Исследование условия равновесия рычага | Учатся ставить цель, выдвигать гипотезы проектировать и проводить исследование, делать выводы. |
58 | Лабораторная работа № 13 «Определение центра тяжести плоской пластины» | Использование памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе | Определение центра тяжести плоской пластины | Учатся ставить цель, выдвигать гипотезы проектировать и проводить исследование, делать выводы. |
60 | Лабораторная работа № 14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | Использование памятки 3: Как произвести прямое и косвенное измерения. Использование памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе Памятки 6: Что значит исследовать (изучить) зависимость одной величины от другой? | Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости; исследование зависимости КПД наклонной плоскости от ее высоты | Учатся решать экспериментальные задачи: формулировать цель, планировать эксперимент, подбирать необходимые для достижения цели приборы, реализовывать план, оценивать реальность результата, формулировать выводы. |