Файл: урока Тема урока Использование памяток Виды экспериментальных заданий Достигаемый результат 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технология формирования экспериментальных и исследовательских умений учащихся на уроках физики в 7 классе

№ урока

Тема урока

Использование памяток

Виды экспериментальных заданий

Достигаемый результат

2

Наблюдения и опыты

Знакомство с

Памяткой 1 : Виды экспериментальных заданий на уроках физики

Памяткой 2: Как проделать опыт по инструкции

Наблюдение за образованием тени.

Опыт по инструкции (изменение размеров тени при приближении предмета к источнику света).

Понимают разницу между наблюдением и опытом.

Учатся формулировать гипотезы и выводы.

3

Физические величины. Измерения физических величин. Точность и погрешность измерения.

Знакомство с

Памяткой 3: Как произвести прямое и косвенное измерения.

Памяткой 4: Как определить цену деления и погрешность измерения величины

Измерение высоты парты и толщины тетради разными приборами (разной длины и цены деления).

Понимают важность подбора подходящего для данного измерения прибора;

Понимают необходимость вычисления цены деления прибора для правильного определения значения величины;

Усваивают, что всегда есть погрешность измерения, и она тем меньше, чем меньше цена деления прибора.

4

Лаб. Работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора (мензурки)»

Знакомство с

Памяткой 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе

Определение цены деления мензурки, измерение объема жидкости при помощи мензурки.

Умеют пользоваться мензуркой для измерения объема жидкости и сыпучих продуктов.

Усваивают правила оформления отчета о лабораторной (экспериментальной) работе.

6

Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»

Использование

Памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе

Измерение толщины проволоки, листа учебника , диаметра пшена, размера молекулы по фотографии (увеличение в 70000 раз)

Умеют пользоваться методом рядов при определении размеров малых тел.

7.

Диффузия




Опыт по инструкции: диффузия марганцовки в холодной и теплой воде

Усваивают, что диффузия происходит быстрее при более высокой температуре.

Учатся формулировать гипотезы и выводы.

8.

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.




Опыт по смачиванию водой листа бумаги и такого же листа, натертого парафином.

Учатся формулировать гипотезы и выводы.

Усваивают понятия смачивания и несмачивания веществ жидкостями.

9

Три состояния вещества.




Опыт по тепловому расширению воды.

Учатся формулировать гипотезы, проводить опыт по инструкции и делать выводы.

Усваивают, что при нагревании тела расширяются.


13

Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном движении. Измерение скорости»

Использование

Памятки 3: Как произвести прямое и косвенное измерения

Памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе
Знакомство с

Памяткой 6: Что значит исследовать (изучить) зависимость одной величины от другой?


Исследование зависимости пути, пройденного пузырьком воздуха, от времени движения. Нахождение скорости, используя косвенный метод измерения.

Понимают смысл задания на исследование зависимости.

Учатся проектировать и проводить исследование, делать выводы.

Учатся пользоваться косвенным методом измерения величины.

17

Масса тела. Единицы массы тела. Лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Использование

Памятки 3: Как произвести прямое и косвенное измерения.

Памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе

Измерение массы разных тел на рычажных весах

Умеют пользоваться рычажными весами для измерения массы тел. Учатся проводить опыт по инструкции.


19

Лабораторная работа № 5 «Измерение объема твердого тела»

Использование памятки 3: Как произвести прямое и косвенное измерения.

Использование памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе

Измерение объема металлического цилиндра (с помощью мензурки), картофелины (с помощью отливного сосуда и мензурки), деревянного бруска косвенным методом по формуле

Умеют определять объем твердого тела правильной и неправильной формы. Учатся проводить опыт по инструкции.



20

Плотность вещества

Использование

Памятки 6: Что значит исследовать (изучить) зависимость одной величины от другой?

Знакомство с Памяткой 7: Этапы проведения исследования


Исследование зависимости массы вещества от его объема (сначала для картошки, потом для пластилина) – коллективное исследование

Учатся проектировать и проводить исследование, делать выводы.


21

Лабораторная работа №6 «Определение плотности вещества твердого тела»

Использование памятки 3: Как произвести прямое и косвенное измерения.

Использование памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе

Памятка 7: Этапы проведения исследования

Определение косвенным методом плотности металлического цилиндра, деревянного бруска.

Учатся решать экспериментальные задачи: формулировать цель, планировать эксперимент, подбирать необходимые для достижения цели приборы, реализовывать план, оценивать реальность результата и его погрешность, формулировать выводы.

26

Сила упругости. Закон Гука.

Использование памятки 3: Как произвести прямое и косвенное измерения.

Использование памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе


Опыт на деформацию пружин разной жесткости одинаковыми силами (подвешенными грузами одинаковой массы).

Усваивают понятие жесткость тела как характеристику тела (пружины).

Учатся делать выводы.

27

Лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение коэффициента жесткости пружины»

Использование памятки 3: Как произвести прямое и косвенное измерения.

Использование памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе

Памятки 6: Что значит исследовать (изучить) зависимость одной величины от другой?

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение коэффициента жесткости пружины

Учатся ставить цель, проектировать и проводить исследование, делать выводы.

Учатся пользоваться косвенным методом измерения величины.

28

Динамометр. Равнодействующая сил.

Использование памятки 3: Как произвести прямое и косвенное измерения.

Памятки 4: цена деления и погрешность измерения величины

Измерение динамометром веса деревянного бруска, металлического цилиндра.

Умеют пользоваться динамометром для измерения сил, оценивают точность измерения сил разными динамометрами.

29

Сила трения. Виды трения. Трение в природе и технике.

Использование Памятки 6: Что значит исследовать (изучить) зависимость одной величины от другой?

Памятки 7 Этапы проведения исследования

Исследование силы трения

Учатся ставить цель, выдвигать гипотезы проектировать и проводить исследование, делать выводы.


30

Лабораторная работа № 8 «Измерение коэффициента трения скольжения»

Использование памятки 3: Как произвести прямое и косвенное измерения.

Использование памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе


Измерение коэффициента трения скольжения

Учатся решать экспериментальные задачи: формулировать цель, планировать эксперимент, подбирать необходимые для достижения цели приборы, реализовывать план, оценивать реальность результата, формулировать выводы.

32

Лабораторная работа №8 «Измерение давления твердого тела на опору»

Использование памятки 3: Как произвести прямое и косвенное измерения.

Использование памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе


Измерение давления твердого тела на опору (деревянного бруска, человека)

Учатся решать экспериментальные задачи: формулировать цель, планировать эксперимент, подбирать необходимые для достижения цели приборы, реализовывать план, оценивать реальность результата, формулировать выводы.

40

Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

Памятки 4: цена деления и погрешность измерения величины

Измерение атмосферного давления в классе.

Умеют определять атмосферное давление с помощью барометра – анероида в Па и мм.рт.ст.

44

Лабораторная работа № 10 «Определение выталкивающей силы»

Использование памятки 3: Как произвести прямое и косвенное измерения.

Использование памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе


Определение выталкивающей силы, действующей на металлические цилиндры равных объемов (цилиндры из разных металлов)

Учатся решать экспериментальные задачи: формулировать цель, планировать эксперимент, подбирать необходимые для достижения цели приборы, реализовывать план, оценивать реальность результата, формулировать выводы.

45

Лабораторная работа №11 «Выяснение условий плавания тел»

Использование памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе

Памятки 6: Что значит исследовать (изучить) зависимость одной величины от другой?



Исследование условий плавания тел

Учатся ставить цель, выдвигать гипотезы проектировать и проводить исследование, делать выводы.


57

Лабораторная работа № 12 «Выяснение условия равновесия рычага»

Использование памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе

Памятки 6: Что значит исследовать (изучить) зависимость одной величины от другой?



Исследование условия равновесия рычага

Учатся ставить цель, выдвигать гипотезы проектировать и проводить исследование, делать выводы.


58

Лабораторная работа № 13 «Определение центра тяжести плоской пластины»

Использование памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе


Определение центра тяжести плоской пластины

Учатся ставить цель, выдвигать гипотезы проектировать и проводить исследование, делать выводы.


60

Лабораторная работа № 14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Использование памятки 3: Как произвести прямое и косвенное измерения.

Использование памятки 5: Что должно быть в отчете об экспериментальной работе

Памятки 6: Что значит исследовать (изучить) зависимость одной величины от другой?



Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости; исследование зависимости КПД наклонной плоскости от ее высоты

Учатся решать экспериментальные задачи: формулировать цель, планировать эксперимент, подбирать необходимые для достижения цели приборы, реализовывать план, оценивать реальность результата, формулировать выводы.