Файл: Учебнометодическое пособие Издво Омск Омгу 2005 2 удк 800 ббк 81. 1я73 м 748.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
103
6.2. Нейролингвистические методы
в языкознании
Возникновение нейролингвистики как науки, с которой свя- зано и формирование нейролингвистических методов, относится к
1861 г., к моменту опубликования парижским хирургом и анато- мом Брока его труда, посвященного моторной афазии – утрате способности устной речи. Первоначально предметом нейролин- гвистических исследований чаще всего становятся афазии – раз- личные формы расстройств речевого поведения. Их эпизодиче- ские наблюдения ведутся уже в эпоху средневековья, но система- тическое изучение афазий началось во второй половине XIX сто- летия. В славянской лингвистике одним из первых интерес к фак- там речевой патологии проявил И.А. Бодуэн де Куртенэ в работе
«Из патологии и эмбриологии языка» (1885). Дальнейшее разви- тие идеи нейролингвистики получают в работах А.Р. Лурия,
Л.В. Щербы, В.А. Богородицкого, Л. Блумфилда, P.O. Якобсона,
В. Дорошевского и других ученых.
Нейролингвистика решала диагностические задачи и воз- никла из потребностей клинической практики. Клинические на- блюдения позволили выявить повреждения основных типов нерв- ных структур, связанных с речевым механизмом. Основной метод нейролингвистических исследований при возникновении и клас- сическом периоде в развитии науки – метод наблюдений над рече- вым поведением больного в различных условиях: пересказы тек- стов, рассказы, беседа, чтение, письмо, применение различных тестов и др.
По мере углубления самой науки и усовершенствования тех- нических средств, приборов, инструментов и реактивов для наблю- дения за мозгом возникают и новые нейролингвистические мето- ды. К их числу относится ангиография в сочетании с амиталнат- риевой пробой – метод исследования мозга с помощью рентгено- контрастного вещества.
В современной нейролингвистике используется стереотак- сический метод – введение микроинструментов строго в заданные структуры мозга с лечебными и диагностическими целями, на- пример для записи биоэлектрических потенциалов клеток. С эти- ми же целями проводится электростимуляция определенных уча-
104
стков мозга. Так, выводы электроакустических исследований по- казали наличие нейрологического коррелята акустическим при- знакам звуков (гласный – согласный, сонорный – шумный, звонкий
– глухой и т. д.). Унилатеральная электрошоковая терапия – вре- менная инактивация одного из полушарий – позволила получить спектр явлений, контролируемых левым и правым полушарием.
Одним из методов современной нейролингвистики является дихотическое прослушивание – одновременная двухканальная ре- цепция (восприятие) различных слуховых стимулов. Оно, напри- мер, показало, что правое ухо более способно к точному узнаванию звуков речи, в то время как левое эффективно различает все дру- гие звуки. Важным источником нейролингвистических обобщений выступает нейрохирургическая практика. Так, опыты по рассече- нию мозга, проводимые на эпилептиках, подтвердили наличие тес- ных связей между левым полушарием и речевой деятельностью.
К современным методам относятся различные виды записей биоэлектрической активности мозга, мозгового кровотока и др.
Примерно со второй половины XX столетия нейролингвистика начинает превращаться в один из аспектов комплексного изучения знакового поведения человека, что характеризует ее широкие свя- зи с другими науками и использование методов этих наук.
6.3. Социолингвистические методы
в языкознании
Связь истории языка с историей общества находит свое от- ражение уже в работах В. фон Гумбольдта, И.А. Бодуэна де Кур- тенэ, Ф.И. Буслаева, Ф. де Соссюра и многих других языковедов.
Почву для современной социолингвистики подготовили также труды французской социологической школы (А. Мейе, Ж. Ванд- риес, Э. Бенвенист и др.), женевской школы (Ш. Балли, А. Сеше), пражской лингвистической школы (В. Матезиус, Б. Гавранек и др.), работы американских этнолингвистов (Э. Сепир и др.), лин- гвосоциологические исследования Л.П. Якубинского, В.В. Вино- градова, Б.А. Ларина, В.М. Жирмунского, Е.Д. Поливанова и дру- гих ученых.
Социолингвистика представляет собой научную дисципли- ну, возникшую на стыке языкознания, социологии, социальной
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
105 психологии и этнографии. Она изучает широкий комплекс про- блем, связанных с социальной природой языка, его общественны- ми функциями, с той ролью, которую играет язык в жизни обще- ства, поэтому методы социолингвистики представляют собой син- тез социологических и лингвистических процедур. Социолингви- стические методы изучения языка подразделяют на методы поле- вого исследования и методы социолингвистического анализа язы- кового материала. Методы полевого исследования включают в себя анкетирование, интервьюирование, непосредственное наблю- дение. При анкетировании используются опросники в виде зара- нее подготовленных анкет с определенным характером и числом вопросов, определяемых задачей анкетирования – получить сведе- ния о самих информантах и тех или иных особенностях их речи.
При интервьюировании большое внимание уделяется предвари- тельному составлению программы и разработке техники интер- вью. С целью получения достоверных данных о влиянии ситуа- тивных параметров на речь информантов при полевом исследова- нии тщательно контролируют речевую ситуацию, стимулируя ли- бо естественно-непринужденную речь, либо сознательную ориен- тацию на престижный эталон. Наблюдения над речью информан- тов строятся таким образом, чтобы свести до минимума или ис- ключить влияние наблюдателя на их речевое поведение. Иногда проводится так называемое включенное наблюдение, при котором наблюдатель выступает не в роли интервьюера, а в качестве уча- стника коммуникативного акта.
Обработка данных полевых наблюдений производится с по- мощью разновидностей корреляционного анализа. Классификации социальных вариантов языка производятся с точки зрения его стратификационной, ситуативной и коммуникативной вариантно- сти. При стратификационной классификации исходят из соотно- шения вариантов языка с определенными социальными группами: выделяют профессиональные варианты, жаргоны, социальные диалекты, варианты игрового характера и т. д. Ситуативная клас- сификация определяет варианты языка в зависимости от кон- кретных социальных ситуаций его употребления: обстановки и места речевого события (университетская аудитория, выступление в суде, официальные переговоры, семейная беседа и т. д.). Комму-
106
никативная классификация предполагает характеристику вариа- тивности языка в зависимости от структуры и форм речи: диалог или монолог, устная или письменная речь, жанр и стиль речи и т. д. Социолингвистике свойственны корреляции, в которых в ка- честве независимых переменных выступают те или иные социаль- ные параметры – социальный статус говорящего или слушающего, аудитория, обстановка и т. д., а в качестве зависимых от них – языковые явления. По каждому отдельному социальному парамет- ру функциональная зависимость языковых явлений может быть как полной, так и частичной. Зависимости описываются отдельно по каждому выделенному социальному параметру и подвергаются содержательной интерпретации, часто для этого используются таблицы или графики зависимостей.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем заключаются особенности психолингвистического метода?
2. Какие простейшие приемы применяются в психолингви- стике наиболее часто?
3. Как проходило развитие нейролингвистических методов?
4. Какие современные нейролингвистические методы вы знаете?
5. Что изучает социолингвистика?
6. Какие подразделения существуют в социолингвистическом методе?
7. Каким образом производится обработка данных полевых исследований?
8. Какие классификации социальных вариантов языка вы знаете?
9. Опишите некоторые социолингвистические корреляции.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
107
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвисти- ке. Л., 1991.
2. Арнольд И.В. Семантическая структура слова в современ- ном английском языке. М., 1981.
3. Ахманова О.С., Микаэлян Г.Б. Современные синтаксиче- ские теории. М., 2003.
4. Белявская Е.Г. Семантика слова. М., 1987.
5. Гируцкий А.А. Общее языкознание. Минск, 2003.
6. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1983.
7. Засорин Л.Н. Введение в структурную лингвистику. М.,
1974.
8. Звегинцев В.А. Теоретическая и прикладная лингвистика.
М., 1968.
9. Кибрик А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. М., 2002.
10. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред.
В.Н. Ярцевой. М., 2002.
11. Медникова Э.М. Значение слова и методы его описания.
М., 1984.
12. Распопов И.П. Методология и методика лингвистиче- ских исследований. (Методы синхронного изучения языка.) Воро- неж, 1976.
13. Селиверстова О.Н. Труды по семантике. М., 2004.
14. Современная американская лингвистика: фундаменталь- ные направления. М., 2002.
15. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лин- гвистики. М., 2003.
16. Теоретическая грамматика английского языка / Под ред.
В.В. Бурлаковой. Л., 1983.
17. Тестелец Я.Г. Введение в общий синтаксис. М., 2001.
108
Учебное издание
Составители
Михаил Владимирович Моисеев
Галина Григорьевна Сёмкина
МЕТОДЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
Учебно-методическое пособие
Технический редактор Н.В. Москвичёва
Редактор О.М. Челенкова
Дизайнер З.Н. Образова
Подписано в печать 27.10.05. Формат бумаги 60х84 1/16.
Печ. л. 6,8. Уч.-изд. л. 6,3. Тираж 100 экз. Заказ 490.
Издательство Омского государственного университета
644077, г. Омск-77, пр. Мира, 55а, госуниверситет
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»